Диагностическая работа по теме: Многообразие живых организмов (5 класс) ФГОС.


Зотова Л.И. Диагностическая работа по теме «Многообразие живых организмов».
5 класс.
Пояснительная записка.
Цель работы: проверить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов по теме "Многообразие живых организмов». Предметными знаниями и умениями являются:
Знание основных групп организмов, обитающих на Земле;
Знание характерных признаков представителей каждого царства живой природы.
Знание о существовании на Земле многоклеточных, одноклеточных и неклеточных существ.
Умение различать клетки бактерий, растений, животных и грибов;
Умение изучать объекты природы с помощью лупы и микроскопа;
Умение характеризовать особенности клеток растений;
Умение сравнивать строение споры и семени у растений;
Владение биологической терминологией;
Умение устанавливать взаимосвязи процессов и явлений;
Метапредметные результаты обучения:
Познавательные УДД:
Умение:
-определять принадлежность живых организмов к определенному царству;
-анализировать, объяснять особенности жизнедеятельности организмов разных групп;
-определять значение живых организмов разных групп в природе и для человека;
-находить и использовать причинно следственные связи;
-делать логические заключения и выводы;
Регулятивные УДД:
-Составлять план учебной задачи;
-Осуществлять проверку, вносить изменения;
Коммуникативные УДД:
-Отражать в письменной форме результаты своей деятельности;
Спецификация диагностической работы по теме: «Многообразие живых организмов».
1.Назначение работы: проверить уровень усвоения учащимися 5 класса предметных и метапредметных результатов по теме: «Многообразие живых организмов».
2.Основное содержание проверки ориентировано на содержание ФГОС основного общего образования (Приказ МОН №1897 от 17.12.2010г.) и соответствует Примерным программам по учебным предметам. Биология5-9 классы (УМК И .Н. Пономарева)
3. Характеристика работы.
Форма контроля: диагностическая работа
Количество вариантов -1
Количество заданий –14
Диагностическая работа включает вопросы по теме : « Многообразие живых организмов».
4. Распределение заданий по уровню сложности:
-репродуктивный-…7 заданий- 50% А1-А7
- конструктивный-…5 заданий -35% В1-В5.
- творческий-.. 2 задания- 15 % С1-С2
5. Характеристика заданий. Последовательность изложения заданий соответствует уровням сложности : базовому, повышенному, высокому. В работе используются задания с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, на соответствие, с выбором верных суждений, с кратким ответом, с развернутым ответом.
Краткая характеристика заданий, с помощью которых выявляются
- предметные результаты:…….
Знание и понимание содержания понятий( А1,А2,А3,А4,А5,А6,А7)
-метапредметные результаты:
познавательные УДД:
Умение устанавливать соответствие (В4)
Способность анализировать, сопоставлять, выявлять( А6,А7,В4)
Устанавливать последовательность, делать логические заключения(В1,В2,В3)
Умение классифицировать организмы(А4,В5)
Владение знаниями и умениями излагать свои мысли(С1,С2)
6. УМК И. Н. Пономарева и др.
Задания диагностической работы по теме:«Многообразие живых организмов».
Задания уровня А.Выберите один ответ из четырех предложенных
1. Дождевой червь относится к царству
1) Растения 3) Грибы
2) Животные 4) Бактерии
2.Основная и наименьшая единица классификации- это
1) Вид 3) Семейство
2) Род 4) Царство
3. Самые маленькие обитатели нашей планеты
1) Бактерии 3) Вирусы
2) Грибы 4) Одноклеточные водоросли
4.К эукариотам относят
1) Цианобактерии и растения 3) Грибы и животные
2) Клубеньковые бактерии и животные 4) Вирусы и бактерии
5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются
1) семенами 3) стеблевыми черенками
2) спорами 4)клубнями
6. К одноклеточным животным относятся
1) Инфузория и дрожжи 3) спирогира и радиолярия
2) комар и фораминифера 4) амеба и инфузория
7. Лишайники - это симбиоз двух организмов разных видов:
1) гетеротрофной водоросли и автотрофного гриба
2) гетеротрофного животного и гетеротрофного гриба
3)гетеротрофного гриба и автотрофнойводоросли
4) автотрофной водоросли и мукоровых грибов
Задания уровня В. Выберите три правильных ответа из шести
1.Грибы-симбионты, образующие микоризу с растениями:
1)подосиновик 2) трюфель 3) боровик 4) шампиньон
5) пеницилл 6)подберезовик
2. Тело этих живых организмов называется слоевищем
1)хвощ 2) вёшенка 3)спирогира 4)красная водоросль
5) накипной лишайник 6) мох
3. Выберите, какие утверждения верны?
1)Тела цветковых растений состоят из двух частей- корня и побега.
2) К голосеменным растениям относят ель, сосну, дуб, кедр, березу.
3)Плодовое тело и грибница гриба образованыгифами.
4) Человек относится к эукариотам.
5) Бактерии - это неклеточные формы жизни
6) В настоящее время открыто и описано 1,5 млн. растений и 300 тыс. животных.
4.Установите соответствие между организмом и царством живой природы:1) Растения А. Ягель
2) Животные Б.Хламидомонада
3) Грибы В. Бактериофаг
4) Бактерии Г. Антилопа
5) Вирусы Д. Цианобактерии5.Установите последовательность усложнения уровня организации у разных групп растений, начиная с самого простого:
1) цветковые 2) водоросли 3) мхи 4) папоротники
5) голосеменные 6)хвощи 7) плауны
Задания уровня С.1.Почему важно охранять биологическое разнообразие?2.В чем различие между клетками растений и бактерий?
7. Инструкция для учащегося по выполнению диагностическй работы
1.Рекомендаци к поведению работы.
Время проведения-3 четверть
Время выполнения работы-1 урок(45 минут)
Инструментарий- ручка.
2.Рекомендации по оцениванию отдельных заданий и работы в целом.
Часть 1 включает 7 заданий базового уровня (А1-А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальный балл за Часть1 - 7 баллов.
Часть 2 состоит из заданий повышенного уровня. В заданиях с множественным ответом обучающийся должен записать три правильных ответа в виде последовательности цифр (В1-В2). За каждый правильный ответ 2 балла, если дано 2 ответа из трех- 1 балл, если один правильный ответ – 0 баллов. Всего 4 балла.
За каждое верное утверждение (В3) -1 балл, всего 3 балла.
Задания на установление соответствия и последовательности записываются числами без пробелов и запятых. За задание(В4) 1 балл за правильный ответ, всего 5 баллов. За задание (В5)- 3 балла, если правильно указана последовательность, если одна позиция неверна-1 балл, если неправильные ответы на двух позициях- 0 баллов.
Часть 3 содержит два наиболее сложных, объемных заданий (С1-С2), которые требуют полного ответа. За правильный ответ по 3 балла.Всего за третью часть - 6 баллов.
Максимальный балл за работу28 баллов.
8.Эталон выполнения диагностической работы
Ответы:
А1- 2
А2- 1
А3- 3
А4- 3
А5- 2
А6- 4
А7- 3
В1- 136
В2- 345
В3- 134
В4- БГАДВ
В5- 2367451
С1. От сохранения биологического разнообразия зависит выживание человека: природа дает человеку пищу, лекарства, материалы для одежды, энергию для обогрева жилища. Важно беречь и охранять всё разнообразие живых организмов и среду, в которой они живут.
С2. Растительные клетки заметно отличаются от клеток бактерий. Клетки растений намного крупнее и сложнее клеток бактерий. У растений цитоплазма в клетке постоянно движется, а у бактерий она неподвижна. В растительной клетке имеются хлоропласты, а у бактерий хлоропластов нет. Но главное отличие в том, что у растений в клетке есть оформленное ядро, поэтому их относят к эукариотам.
За 28 баллов- оценка «5»; за 20-27 баллов-оценка «4»; за 14-19 баллов- оценка «3»; за 8-13 баллов-оценка «2»; за 0-7 баллов- оценка «1».