Технологическая карта урока по теме: Клеточное строение листа


Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Клеточное строение листа»
Цель: Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (заполнение таблицы, составление схемы ).Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (понятия: устьица, губчатая, столбчатая ткань, жилки)
Тип урока – открытие новых знаний.
Оборудование урока:  раздаточный материал
Используемые на уроке технологии:
Системно-деятельностный подход
Технология проблемного обучения
Элементы ТРКМ
Ход урока
  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин) Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требова-ний учебной деятельности Здравствуйте девушки, мне приятно видеть Вас на уроке биологии.
А сейчас сядет тот кто скажет как называется
-видоизмененный корень свеклы? корнеплод
- корень орхидеи возхдушные
- корень баньяна корень водного кипариса дыхательные
- корень георгина корнеклубень
-тип листорасположения у яблони очередное.
Я пришла сюда, чтобы дать Вам знания, а зачем на урок биологии пришли вы?
Приветствуют учителя,

Отвечают на вопросы Личностные
жизненное, личностное, профессиональное
самоопределение
Коммуникативные
Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
2 Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Цель : подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 1.На слайде задание – вставьте пропущенные буквы, и дайте определение всем понятиям.
Межд...узлие, узе…л, стебель, почки, лист, что скрывается под этими понятиями
2. Показать на рисунке все части листа. Назовите виды листорасположения? (очередное, супротивное, мутовчатое)
3. Каковы функции листа?
Просушивание проблемного вопроса Коммуникативные
Формируем умение слушать .
Познавательные
-установление причинно-следственных связей
3 Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
Этап выявления места и причины затруднения
(3 мин)
Цель: - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке. Составление плана работы А с помощью чего происходит газообмен, фотосинтез транспирация? Вы это знаете ?
Наверно внутри лист устроен сложно и нам это предстоит узнать.
Значит темой нашего урока будет изучение внутреннего строения листа.

(учащиеся формулируют ответ и Вступают в диалог
Познавательные
-формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
-установление причинно-следственных связей
 
Коммуникативные
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом
Личностные
формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  
4 4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: выбор способа и средств их реализацииОсновной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
Где взять информацию чтобы изучить данные вопросы? (из учебника, спросить у учителя, интернет)
Формулируют  цель:
Составляют план
Регулятивные
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 
– составление плана и последовательности действий;
5
6. Этап реализации построенного проекта
Цель:построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель:усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач Я согласна с вами и предлагаю поработать по учебнику . откройте стр 37.
Чтение с остановками.
Чем покрыт лист сверху?
Какой тип ткани у кожицы?
Что называют устьицем?
Есть ли в устьицах хлоропласты?
А что называют хлоропластами?
Для чего нужна устьичная щель?
А как вы считаете с какой стороны листа больше устьиц сверху или снизу?
А у водных растений?
Что находится под кожицей? Какой тканью образована мякоть?
Есть ли хлоропласты в столбчатой ткани? Именно они и выполняют функцию фотосинтеза.
- какая ткань лежит под столбчатой ? почему она получила такое название?
Что относят к проводящим пучкам листа то есть жилкам? Сосуды ситовидные трубки и волокна.
Для чего нужны волокна?
-что передвигается по сосудам (вода и соли) вверх
- что движется по ситовидным трубкам? Орг вещества
Сейчас я предлагаю вам заполнить пропуски в таблице, используя материал учебника.
В процессе работы с текстом заполняется таблица “Клеточное строение листа”
Название ткани Описание клеточного строения ткани Значение ткани
 Кожица: покровная  Бесцветные, устьица  Защита, испарение
 Мякоть: основная а)столбчатая
б)губчатая  
Плотно прилегают столбики
Округлые с межклетниками
 
Фотосинтез
Жилки: проводящая
Волокна
Ситовидные трубки
Сосуды Вытянутые с толстыми стенками
Живые длинные
мертвые прочность
Орг вещества
Вода и соли
:
Читают текст
Отвечают на вопросы.
Заполняют таблицу
Коммуникативные
формируем умение слушать и понимать других, работать в парах учитывая позицию собеседника
Познавательные
-формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)
- применение методов информационного поиска
- умение структурировать знания
- сериация – упорядочивание объектов
Коммуникативные
-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме,
-умение взаимодействовать друг с другом
п- знаково-символическиетвия
Познавательные
логические
-синтез как составление целого из частей
-выведение следствий
Коммуникативные
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом
7 Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7. Этап самостоятельной работы
Цель:интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия Выполнение лабораторной работы
Рассмотреть срез листа, приготовленный заранее. Найти устьица, зарисовать. Отвечают на вопросы Регулятивные
– контроль в форме сличения способа действия и его эталона;– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; – оценка
8 Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: повторение и закрепление ранее изученного
и подготовка к изучению следующих разделов курсаОсновной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.Для этого необходимо:
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний
довести его до уровня автоматизированного навыка
при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса
повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы с 40 Отвечают на вопрос
Знакомятся с домашним заданием Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог
9 Этап рефлексии учебной деятельности на урокеЦель:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. У Аристотеля есть высказывание“Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”.
Попробуйте объяснить эти слова.
Где вы можете применить знания с сегодняшнего урока биологии?
Поливать растения летом надо чаще тк испарение больше
При жаркой погоде растения нужно опрыскивать для меньшего испарения.
Рефлексия
Я узнала…
Особенно интересным было…
Объясняют понимание высказывания
Дописывают фразы Познавательные
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог
Личностные
-личностное самоопределение
Познавательные
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание