Мой первый коучинг «Оценивание обучения и оценивание для обучения»

Мой первый коучинг
Лариса Мегеря, учитель математики и информатики третьего уровня Силантьевской СШ, Алтынсаринский район, Костанайская область. 87774122708, loramegerya@mail.ru.

Очень часто в процессе общения с родителями учащихся можно услышать претензии к учителю: « Моему ребёнку поставили не ту оценку! Он способный, у него не может быть тройки!». Это явление ещё раз подтверждает проверенную опытом истину: оценивание знаний учащихся – сложнейшая педагогическая и психологическая проблема. И даже любой из родителей, прослушав ответ ребёнка, затрудняется объективно оценить его. Тем не менее, без оценивания деятельности ученика невозможен качественный процесс усвоения. Оценивание достижений учащихся формирует самооценку ребёнка, отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Наверное, поэтому процесс оценивания – одна из самых актуальных и самых обсуждаемых тем, затрагиваемых учителями, учениками и родителями в каждом учебном заведении.
Нашей группой был проведён коучинг по теме: «Оценивание обучения и оценивание для обучения».
Целью данной встречи явилось оказание содействия участникам коуч-сессии в осознании и понимании таких понятий, как «оценивание обучения»
( суммативное обучение) и «оценивание для обучения» (формативное оценивание), критериальное оценивание, а также возможность показать ключевую роль данных видов оценивания в учебном процессе.
На коучинге присутствовало 23 учителя. Позитивным моментом считаю тот факт, что кроме сертифицированных учителей и учителей, проходящих практику, присутствовали другие коллеги. Это был мой первый коучинг. Он прошёл в конструктивном режиме , в ходе коучинга был сделан акцент на технологичность процесса. Очевидно было для всех, что процессу оценивания в недалёком прошлом нигде и никак не учили: учитель один на один оставался в нормами оценок и, естественно, очень сильно индивидуализировал данный процесс. Совместно вспоминали прошлый опыт, актуализировали знания, обратились к современным подходам оценивания учащихся: оценили работы коллег, составили критерии оценивания с выходом на эффективное использование в практической плоскости.
Оценка является неотъемлемой частью преподавания и обучения , и это процесс сбора, обобщения и интерпретации информации о деятельности учащихся для измерения их прогресса. К сожалению, традиционные подходы оценивания мешают образовательным реформам и имеют негативное влияние на преподавание и обучение. Данный коучинг охватил основные концептуальные области оценивания в классе и предложил некоторые практические рекомендации относительно того, как оценивание в классе может быть использовано наиболее эффективно.
Для успешного его проведения, было принято решение показать все виды оценивания в учебном процессе в сочетании с теорией и практикой. Конкретные задания позволили участникам процесса эффективно взаимодействовать, путём активного обсуждения сделать умозаключения и обобщения о различных видах оценивания.
В начале коучинга все участники были разделены на группы по интересам и желанию. Для создания доброжелательного настроя коучинг был начат с тренинга «Познай себя». Для этого необходимо было обвести свою ладонь карандашом и на каждом пальце написать какое-либо качество, присущее участнику. На обратной стороне листа другие участники тоже написали качества, которые присущи тому, чья ладонь. После завершения работы проведено сравнение на соответствие. В ходе обсуждения почти все узнали что-то новое о себе, а также то, как воспринимают нас коллеги и окружающие. Проведение тренинга позволило создать эмоциональный настрой коучинга и способствовало самостоятельному определению формулировки темы и целей занятия.
На этапе вызова участникам было предложено сделать бумажный самолёт. Учителя активно принялись выполнять задания, примерив на себе роль ученика. По завершении работы каждому участнику намеренно дана была оценка, которая вызвала у них явное недовольство. Затем я задала им вопрос: «Довольны ли Вы своими оценками? Почему?» Ответ, естественно был отрицательным: учителя сетовали на необъективность выставления оценок, отсутствие комментариев и чётких объяснений. Во время оценивания коллеги увидели себя со стороны, постарались переоценить подходы к системе оценивания, постарались исключить негативные последствия оценивания.
Думаю, что мною было правильно подобрано задание на этапе вызова, так как я смогла активизировать, заинтересовать, мотивировать и способствовать переосмыслению традиционных взглядов и подходов.
Для демонстрации различных видов оценивания предложила участникам нарисовать медвежонка в полный рост. Учителя рисовали, сомневаясь в своих способностях, но после работы они сами были удивлены результатам сделанного. Вначале они оценили себя, затем друг друга, после оценили работы по предложенным критериям. Участникам были заданы вопросы: « Скажите, пожалуйста, насколько отличаются ваши оценки друг от друга? Какую оценку вам легче всего было поставить? Какие виды оценивания были применены? Какая оценка была наиболее объективной и почему?». Выяснилось, что учителя применяли самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание. Оценки, конечно, отличались друг от друга, так как при самооценивании учителя были излишне самокритичны и многие поставили себе низкую оценку. Наиболее объективной оценкой являлась оценка, поставленная по критериям. Думаю, что благодаря удачно выбранному заданию, я смогла реализовать цели не только по ознакомлению с видами оценивания, но и в необходимости и целесообразности критериального оценивания. При критериальном оценивании во время коучинга учителям был предложен готовый критериальный лист, поэтому следующим шагом явилось задание, в ходе которого необходимо самостоятельно разработать критерии оценки в группах. Задание заключалось в том, что нужно было разработать критерии для оценки домов Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа.
С целью обобщения и закрепления по предложенной теме мною была подготовлена презентация о суммативном и формативном оценивании, акцентирована важность критериального оценивания для достижения успеха и результативности процесса. Участники с профессиональным интересом овладевали информацией, делали выводы и оценивали приобретённый опыт.
Итоги коучинг- занятия подвела при помощи приёма технологии критического мышления «Скажи мне три вещи». Этот приём был удачно применён в процессе рефлексии.
По завершении коучинга мною сделаны определённые выводы: цели проведения коучинга достигнуты и ожидаемые результаты оправдались. Сочетание теории и практики помогли мне донести до аудитории важность видов оценивания в учебном процессе, об их влиянии на успешность учебного процесса в принципе. В ходе проведения коучинга считаю целесообразным и удачным задание на этапе вызова, которое позволило создать эмоциональный настрой, активизироваться, заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу. Участники испытывали определённые трудности во время реализации задания по критериальному оцениванию, однако справились с ним в ходе практических заданий при разработке критериев. Для этого мною (чтобы исключить ситуацию неуспеха) была предложена совместная работа в группах, которая позволила участникам сделать соответствующие выводы: поддержка, похвала или, наоборот, критика может как положительно, так и отрицательно повлиять на результаты деятельности учащихся. Без учёта индивидуальных способностей учащихся и конкретных обстоятельств в целом система оценивания будет недостоверной.
Думаю, что при повторном проведении коучинга следует распределить роли в группе, так как, наблюдая за работой в группе, заметила различную степень активности её участников. Считаю, что мне необходимо продолжить работать над темой с учётом недочётов и определённых сомнений по теме. В дальнейшем планирую больше времени уделить изучению теории при проведении коучинг-занятий. Углубляя теоретические знания в области оценивания учащихся, необходимо приобретать практические навыки по разработке критериев оценивания в различной плоскости. Такая работа важна для моей практики с целью профессионального совершенствования.
Отзывы коллег были позитивными: «Семинар был полезен, поскольку в совместной работе находили ответы на проблемные вопросы», «Спасибо за коучинг-семинар! Очень полезная информация. Будем использовать в работе. Надеюсь, это не последнее занятие. Хочу больше узнать о дескрипторах», «Занятие очень полезное, сложилось более конкретное и чёткое понятие критериального оценивания», « Я хочу глубже вникнуть в вопрос критериального оценивания, так как стала активно применять это в своей практике».
В целом, я удовлетворена результатами занятия. Продуктивным и полезным было общение на профессиональном уровне. Убедилась в том, что я на верном пути, что позволяет мне продолжить развитие и совершенствование по обозначенному вопросу.







Использованные ресурсы:
Майлз Дауни, «Эффективный коучинг». Добрая книга, 2008, 288c.
Блинов В.М. Эффективность обучения. М., 1976,
Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию.
Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010
Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения

























Просмотр мультфильма

Защита постера

Создание «ситуации успеха»

Работа в парах