Коучинг Оценивание для обучения и оценивание обучения

План проведения коучинг занятия №1
Подготовила:
учитель третьего (базового) уровня
Беспрозванных Юлия Владимировна

Тема: ОДОиОО.
ЦЕЛЬ: Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.
ЗАДАЧИ:
Создать мотивацию к изучению темы, участию в коучинге.
Познакомить с суммативным, формативным  и критериальным оцениванием.
Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.
Научить разрабатывать критерии оценивания
Ожидаемый результат:
Знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «2 звезды и пожелание».
Продукты деятельности учителей: самооценка и взаимооценка рисунков, таблица раскрывающая основные идеи модуля «Оценивание», разработанные критерии оценивания учебного задания.
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ресурсы:
Маркеры, бумага
клей
Карточки
Презентация
Ключевые идеи
оценивание обучения-суммативное оценивание
оценивание для обучения-формативное оценивание
Ход занятия:
этапы
время
Действия преподавателя и действия участников коучинга

Реквизиты
2мин
Упражнение “Продолжи фразу” Я считаю себя хорошим учителем, потому что

Психологический настрой
Деление на группы

2мин
Предлагается посмтреть видео, вспомнить сказку и отыскать свой домик.

Тема,
Цель, задачи
2 мин
Упражнение «Лото»
Для определения темы нашей встречи нужно отыскать конверт с письмом и узнать тему.
«Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Исходя из нашей темы, какую цель можно определить?
Какие задачи поставим перед собой?

Психологический настрой на работу (рефлексия до занятия)

Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

Индивидуальное задание

Нарисуйте кошку.
Оцените свою работу. Проведите взаимооценку рисунков между участниками группы.
Обосновать поставленную оценку.

Рефлексия

Довольны ли вы полученной вами оценкой?
Как часто вы сталкиваетесь с такой ситуацией.когда ученики недовольны с оценками за контрольную работу? И каким образом вы из нее выходите? Нужно подвести к выводу о том, что трудно оценить работу, не зная критериев оценки. Всегда ли наши дети понимают, за что, почему им ставят ту или иную оценку? Каждый ли ребенок ежеурочно оценивается?

Индивидуальное задание к продолжению задания с кошкой


Затем оцените рисунок по таким критериям как:
Наполненность листа
Полный лист – 3 балла
Заполнен на половину -2 балла
Заполнен на треть листа – 1 балл

Цветовая гамма
Более 4 цветов – 3 балла
2-3 цвета- 2 балла
1 цвет – 1 балл

Количество частей тела
Более 5 частей – 3 балла
3-4 части – 2 балла
1-2 части- 1 балл



Рефлексия по заданию:


Было ли оценивание понятным?
Как можно назвать оценивание которое вы провели?
- Насколько отличались оценки и почему?
- Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
- Какой из оценок вы остались довольны и почему?


Теоретический материал
5 мин
Презентация: Оценивание для обучения и оценивание в обучении

Самостоятельная работа в группах. Заполнение таблицы.


Формативное (формирующее) оценивание
Суммативное (итоговое) оценивание






Рефлекси по заданию:


Итак, оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).
Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения.

Физминутка



Работа в группах

Участники коуч сессии получают листы А4 и работая в группах разработать критерии для оценки домов Зайца и Лисы, затем назвать эти критерии и поставить оценки за дома согласно этим критериям.


Рефлексия по заданию:


После выполнения задания задаются участникам коуч сессии вопросы:
Скажите а, легко ли вам было разработать критерии?
С какими трудностями вы столкнулись при разработке данных критериев?
Могут ли они стимулировать учащегося для получения заветной им оценки?
Каким образом?
А теперь ответьте, к какому виду оценивания относится оценка, а какому критерии?

Итоговая Рефлексия
5 мин
Метод 2 звезды, одно предложение.

























ПРИЛОЖЕНИЕ
Формативное (формирующее) оценивание
Суммативное
(итоговое)
оценивание

Оценивание для обучения
Оценивание обучения

Непрерывный процесс
Определенный период времени

Корректировка деятельности
Констатирование уровня усвоенности

Предполагает обратную связь
Предоставление отчетности

Учитель - не единственный оценщик
Предусматривает выставление оценок

Направлено на улучшение обучения
Направлено на подведение итогов

Причины сильных и слабых сторон учеников
Основано на нормативных документах

Наблюдение
Соотношения достижений с установленными нормами


Формативное (формирующее) оценивание
Суммативное
(итоговое)
оценивание

Оценивание для обучения
Оценивание обучения

Непрерывный процесс
Определенный период времени

Корректировка деятельности
Констатирование уровня усвоенности

Предполагает обратную связь
Предоставление отчетности

Учитель - не единственный оценщик
Предусматривает выставление оценок

Направлено на улучшение обучения
Направлено на подведение итогов

Причины сильных и слабых сторон учеников
Основано на нормативных документах

Наблюдение
Соотношения достижений с установленными нормами

Используя время активно и с максимально эффективно, прочитайте текст, который приводится ниже, и поработайте с представленными идеями. Распределите карточки в таблице.
Ресурс для изучения:
Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь «если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)».
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.
Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.
(Отрывок из: Джеймс. М. (2002) Оценивание для обучения: что это такое и что говорят об этом исследования? Обучение тому, как учиться. Проект факультета образования, университет Кембридж)
Суть оценивания
Не случайно категория «оценивание» означает, в переводе с латинского языка, «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания, от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах, сотни раз в день. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом и бумагой в руках, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процесс:
наблюдения;
интерпретации полученных данных;
заключения для определения дальнейших действий.
Оценивание для обучения
При ОдО наблюдение, интерпретация и критерии могут быть сходными с критериями, применяемыми в процессе оценивания обучения, но характер заключения и решения, принятых на их основании, будут иными. По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше.
Группа Реформы Оценивания (2002) предлагает следующее определение оценивания для обучения:
Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и, даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно участвовать в данном процессе.
Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи, для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать. Вышеуказанное заключение чрезвычайно значимо и актуально для практики преподавания и обучения.

Оценивание обучения
Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент. По существу, оно не направлено напрямую на вклад в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее важнейшее значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения (Assessment Reform Group, 2002b). При оценивании обучения заключение делается после соотношения достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников, например, одного возраста. Такие заключения могут формулироваться в форме «соответствует/не соответствует» стандарту или представлены в виде шкалы баллов или уровней и
других символических обозначений критериев и стандартов, на которых они основаны.
Представление в такой краткой, но, к сожалению, не всегда исчерпывающей форме, является удобным в случаях, когда необходимо предоставить статистические данные каким-либо вышестоящим организациям, а также - родителям, новым учителям в моменты их замены других учителей, руководителям, заинтересованным в контроле учебной деятельности школ, на местном и государственном уровнях. Предоставление отчетности, отбор и мониторинг, таким образом, являются очевидным назначением данного вида оценивания информации.









критерии
дискрипторы

Наполненность листа
Полный лист – 3 балла
Заполнен на половину -2 балла
Заполнен на треть листа – 1 балл

Цветовая гамма
Более 4 цветов – 3 балла
2-3 цвета- 2 балла
1 цвет – 1 балл

Количество частей кошки
Более 5 частей – 3 балла
3-4 части – 2 балла
1-2 части- 1 балл







Оценивание
для обучения

оценивание
обучения







15