Рефлексивный отчёт коучинг занятия на тему «Оценивание в учебном процессе»


Рефлексивный отчёт коучинг занятия
на тему: «Оценивание в учебном процессе»
Объективное выставление оценок учащимся – одна из актуальных и самых обсуждаемых тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями почти каждой школы. Ведь именно с этой проблемой ежедневно сталкиваются учителя школ, видя недовольство, как и со стороны учеников, так и со стороны родителей, доказывающих свою правоту и аргументируя не соответствие выставленной оценки со знаниями их детей. И проведенное мною анкетирование, показало, что учителя действительно имеют затруднения в оценивании. Так как на вопрос « Возникают ли у Вас трудности при выставлении оценок учащимся?», из 25 учителей 20 ответило что «нет», но при ответе на вопрос «Как вы считаете, объективны ли Вы в выставлении оценок?», только 10 из 25 учителей ответило «да». Проведя беседу с администрацией школы на основе результатов анкетирования, я пришла к выводу, что учителя нуждаются в проведении коучинг занятия об оценивании. Я поставила цель оказать содействие учителям в понимании таких понятий как «суммативное оценивание» и «формативное оценивание», «критериальное оценивание». Я считаю, что было необходимо показать важность этих видов оценивания в учебном процессе. Поскольку учителя нашей школы – это люди старше меня по возрасту, и если я буду просто читать лекцию, то они не воспримут приподнесенную мною информацию. Поэтому я решила провести коучинг занятие, ведь это процесс сотрудничества и взаимопонимания.
Темой моего коучинг занятия было «Оценивание в учебном процессе».
И для успешного его проведения мною были поставлены следующие задачи:
подобрать задания, при выполнении которых, учителя путем совместного обсуждения и взаимодействия узнают о различных видах оценивания
оказания содействие учителям при выполнении задании путем конструктивного диалога
Для установления доброжелательного настроя я начала свое коучинг занятие
предложив участникам оценить свое настроение по пятибалльной шкале на стикерах. Я поняла по выставленным оценкам, что у всех хорошее настроение. После чего я разделила их на группы согласно их настроению, то есть на отличное, замечательное, хорошее.
На этапе вызова я предложила им слепить из пластилина зайца. Они принялись выполнять, утверждая, что не смогут, но были сами удивлены результату своей работы. Я оценила их таким образом, чтобы вызвать их недовольство. Затем я задала им вопрос «Довольны Вы ли своими оценками? Почему?» Многие ответили, что нет, аргументируя, что при их выставлении я поддалась своим эмоциям.

Я поняла, что мною было правильно выбрано задание на этапе вызова. Затем я предложила им просмотреть видеоролик «Сравнение 5-х и 11-х классов». О том, где учителя продиктовали оценку за контрольную работу, ничего не объяснив детям. Я попросила их обсудить это в группах. Обсудив в группах, они пришли к выводу что, учитель был не прав, и оценки надо было прокомментировать. Здесь я для себя отметила, что просмотр именно этого видеоролика был выбран удачно, так как многие мои коллеги увидели себя со стороны, и это им помогло понять что, что-то необходимо поменять в их системе оценивания. Для того чтобы показать им какого вида суммативного оценивания можно применять на уроке я предложила им проявить свои способности в рисовании и нарисовать медвежонка. Вначале они самооценили себя, взаимооценили друг друга, а потом оценили свои работы по критериям, выведенным на интерактивной доске.
После я их спросила: «Скажите мне, пожалуйста, сильно ли отличаются ваши оценки друг от друга? Какую оценку вам легче всего было поставить? Какая оценка была наиболее объективная и почему?» Они ответили, что легче всего им было оценить себя, а потом по критериям и наиболее объективной оценкой, на их взгляд была та, что по критериям. И благодаря удачно выбранному заданию и правильной постановке открытых вопросов я смогла донести не только виды суммативного оценивания, но и о необходимости критериев для выставления оценки.

Я как коуч понимала, что я не смогу продолжать коучинг занятие, если учителя испытывают усталость, поэтому я предложила им небольшое разминочное упражнение под видеоклип “Cute Froggy Dance», которое дало возможность учителям сохранить свою заинтересованность и познавательную активность и настроить их на другой вид деятельности.

Потом я предложила разработать критерии оценки домов героев сказки «Три поросенка», а затем взаимооценить их по ими же составленным критериям. Вначале они затруднялись при разработке критериев, но благодаря моим наводящим вопросам и обратной связи, они смогли понять, как это делать.

А для того чтобы они не только практически но и теоретически узнали о видах оценивания я с помощью презентации «Power Point» я рассказала о суматтивном и формативном оценивании, важности критериального оценивания для успешности обучения.

И это побудило учителей к бурному обсуждению. Учителя выражали свое недовольство, о том, как это они не только будут оценивать учащихся по пятибалльной шкале, то есть суммативно, но и формативно, не выставляя оценок. Это дало мне понять, что я должным образом не смогла объяснить, что представляет собою формативное оценивание. Но благодаря проявлению терпению и гибкости с моей стороны учителя пришли к пониманию значения этого оценивания: помощь в развитии ученика и его стремление получить оценку выше, чем он имеет.
Следующей моей задачей было донести до учителей, как с помощью формативного оценивания можно повысить успешность. То есть показать как при помощи, похвалы и обратной связи можно попытаться развить уверенность в своих силах у учащихся. Я предложила создать ситуацию успеха: нарисовать одну и ту же вещь двум учителям, имеющие затруднения в этом , но одного при этом восхваляя, а другого наоборот. На мой взгляд, здесь я ошиблась с выбором задания. Так как одна из коллег вообще отказалась рисовать. Мне просто надо было продумать другое задание с формативным оцениванием и дать группе задание - презентовать для выявления степени их понимания. А итоги коучинг занятия я подвела при помощи приема критического мышления «Скажи мне три вещи». Этот прием удачно был применен в процессе рефлексии. Об этом свидетельствуют работы учителей.

Если судить по листам оценивания, сделанными учителями, коучинг занятие прошло на очень хорошем уровне. Все были вовлечены в работу, изучили такие виды оценивания как суммативное, формативное и критериальное, выявили различие между данными видами оценивания, а также о том, что это их вдохновило на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения. Об успешности проведенного коучинг занятия свидетельствуют и комментарии учителей:
-Мне очень понравилось. С самого начала были четко поставлены цели, и я знала, что от меня требуется. И по окончании я действительно поняла, что эти цели были достигнуты.
-Очень интересно. Во-первых, не была озвучена тема коучинг занятия, мы дошли до неё сами. Для меня было удивительно, что мы не получали готовых ответов, а искали их сами.
И я с этим вполне могу согласиться, ведь учителями на вопрос «Были ли вам продемонстрированы новые подходы в преподавании и обучении?», они все единогласно ответили «да». Ведь я смогла им объяснить виды оценивания в учебном процессе и практически и теоретически. При составлении задании, я старалась опираться нате проблемы, с которыми они сталкиваются при работе ежедневно. Но я считаю, что мне необходимо учесть опыт проведения коучинг занятия и продолжить работать над оцениванием. Возможно, я не всегда могу сдерживаться, проявлять терпение, все ещё проявляется неуверенность, поэтому мне следует поработать над своей саморегуляцией. В дальнейшем я планирую больше времени уделять изучению теории при проведении коучинг занятий .