Практическая работа по биологии Изменения путем естественного отбора


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНГАРСКИЙ ЛИЦЕЙ №1»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«ИЗМЕНЕНИЯ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА», 10-11 класс
Урок разработан учителем биологии
Тимирбаевой И.А.
АНГАРСК – 2015
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«ИЗМЕНЕНИЯ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА»
Цели:
1. Вы узнаете, как хищничество вызывает адаптивные изменения в популяции жертвы;
2. Вы выясните, как хищничество вызывает адаптивные изменения в популяции хищников;
3. Вы сможете объяснять, каким образом происходят постепенные изменения в популяции.
Оборудование: пять видов сухих семян, коврик, пластмассовые ложки, ножи, вилки.
Ход работы
Разделитесь на группы по 5 человек. Отсчитайте по 30 семян каждого вида и рассыпьте их по коврику. Семена представляют собой особей популяции жертвы.
Трое участников работы – с ложкой, ножом и вилкой – представляют собой популяцию хищников.
Четвертый участник ведет отсчет времени и составляет отчет по работе.
Пятый участник помогает всем остальным.
По сигналу «хищники» начинают ловить «жертв». Нужно подхватить семечко с коврика, используя нож, вилку или ложку, и перенести себе в коробочку.
ВНИМАНИЕ! Нельзя ставить коробочку на коврик и вталкивать туда семена!
Через 20 секунд дается команда «стоп». За это время должно быть собрано около половины всех семян.
Итак, проведен эксперимент с первыми поколениями «хищников» и «жертв». Сосчитайте число семян и результаты внесите в таблицу:
Результат для первого поколения
Хищник Жертва (число семян)
тыква фасоль горох рожки злаки
нож вилка ложка Приготовьтесь к эксперименту со вторым поколением:
- подсчитайте «выживших жертв». Воспроизведение их популяции выразится удвоением числа семян каждого вида (например, 15 оставшихся горошин и 2 фасолины должны дать 30 горошин и 4 фасолины). Снова рассыпьте семена по коврику, чтобы провести отбор во втором поколении.
- каждый хищник пересчитывает свою добычу, т. е. число собранных семян. Тот, у которого меньше 15, обречен на голодную смерть и выбывает из игры. Если хищник собрал более 20 семян, добавляется еще один игрок с таким же генотипом (с ножом, ложкой или вилкой).
Повторите эксперимент со вторым поколением и внесите результаты в аналогичную таблицу.
Оформление результатов.
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
1. Особей какой популяции жертв осталось больше? Почему?
2. Какие популяции жертв сократили свою численность? Почему?
3. Какие варианты произошли с хищниками? Почему?
4. Изменились бы результаты, если использовать коврики другого цвета или фактуры? Почему?
5. Что означает выживание наиболее приспособленных или естественный отбор?
Вывод (опирается на название и цель работы) - …

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ «ИЗМЕНЕНИЯ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА»
Выполнили
учащиеся
11___класса 1 2 3 4 5 Результат для первого поколения
Хищник Жертва (число семян)
тыква фасоль горох рожки злаки Ʃ
нож вилка ложка Ʃ Результат для второго поколения
Хищник Жертва (число семян)
тыква фасоль горох рожки злаки Ʃ
Ʃ 1 Особей какой популяции жертв осталось больше? Почему? 2 Какие популяции жертв сократили свою численность? Почему?
3 Какие варианты произошли с хищниками? Почему?
4 Изменились бы результаты, если использовать коврики другого цвета или фактуры? Почему? 5 Что означает выживание наиболее приспособленных или естественный отбор? Вывод