Методическая разработка «Физическое развитие детей дошкольного возраста (2-7 лет), приобщение их к здоровому образу жизни в рамках образовательной области «Физическое развитие».


Методическая разработка «Физическое развитие детей дошкольного возраста (2-7 лет), приобщение их к здоровому образу жизни в рамках образовательной области
«Физическое развитие».
Цель: Создание условий для накопления и обогащения двигательного опыта посредством развития разных форм двигательной активности ребенка, формирования у детей основ здорового образа жизни и применения современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к саморегуляции, самооценке при выполнении движений. Развитие любознательности и интереса к подвижным и спортивным играм, физическим упражнениям; творческой активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и мотивации к спорту.
Основные задачи физического развития дошкольников.
Раздел
физической культуры Задачи физического развития
Утренняя гимнастика Задачи (по возрастам)
Задачи (общие)
«Разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. 2-3 года.
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой назрительные ориентиры, менять направление и характер движения во времяходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Содействие развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений, введение новых образов («Птички», «Бабочки» и т.д.). 3-4 года.
Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходитьи бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестнуюкоординацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить стро-иться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой назрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Содействие развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений, введение новых образов («Ежики», «Мышки» и т.д.). 4-5 лет.
Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованнымидвижениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. 5-6 лет.
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь отопоры.Учить детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Следить за осанкой. 6-7 лет.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Учить детей выполнять упражнения четко, слаженно, под счет и следить за осанкой.
Методическое сопровождение
«ОРУ» Задачи (по возрастам)
Задачи (общие) 2-3 года.
Укреплять различные мышечные группы(через интерес к действиям с интересующим ребенка предметом). Формировать понимание словесной инструкции к выполнению знакомых физических упражнений;
содействовать расширению пассивного и активного словаря детей за счет терминологии, связанной с выполнением движений (в пары, в круг, поднять вверх, опустить). 3-4 года.
Формировать умение становится в круг или врассыпную около предметов (в середине года –в шахматном порядке), в звенья и др. Развивать умение выполнять упражнения под счет после показа взрослого, т.е. расширять способности к пониманию словесной инструкции при выполнении знакомых физических упражнений и восприятию незначительных изменений. 4-5 лет.
Освоение разных хватов новых предметов: палок и обручей.Учить детей выполнять упражнения четко, слаженно, под счет и следить за осанкой. 5-6 лет.Формировать умение построения в звенья перестроением через середину площадки по три (увеличение активности каждого ребенка и ориентировка в пространстве), выполнять ОРУ четко, слаженно, ритмично.Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля, показ упражнений детьми. Счет фиксирует действия и приучает к самоконтролю.
6-7 лет.Формировать умение построения в звенья различными перестроениями через середину площадки (увеличение активности каждого ребенка и ориентировка в пространстве), выполнять ОРУ четко, слаженно, ритмично.Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля, показ упражнений детьми. Счет фиксирует действия и приучает к самоконтролю.
Формирование правильной здоровой осанки ребёнка путём развития и укрепления костно-мышечного аппарата и общефизиологического воздействия на его организм. Методическое сопровождение
Основные виды движений Задачи (по возрастам)
Задачи (общие) 2-3 года.
Формировать умение выполнять ходьбу, бег, прыжки мягко, не топая; перемещаться ползанием, не стукая коленями; развивать функцию равновесия для предупреждения травматизма и формирования координации движений; вызывать стремление приспосабливать движения к встречающимся препятствиям (перешагнуть, регулируя ширину шага; подлезть, не задев); различать движения по названию или словесным обозначениям двигательных действий (подошли, перебежали, припрыгали, подлезли и др.); развивать пространственную ориентировку на знакомые зрительные предметов, неподвижные и движущиеся объекты. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать,переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте,
с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать,переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
3-4 года.
Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованнымидвижениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироватьсяв пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать оттал-кивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.
Закреплять умение принимать правильное исходное положение приметании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловитьего кистями рук (не прижимая к груди). Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
4-5 лет.
Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий и в сочетании, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других; обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений; способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости; Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироватьсяв пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать оттал-кивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку. Закреплять умение принимать правильное исходное положение приметании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить
его кистями рук (не прижимая к груди).
5-6 лет.
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно вы-полнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь отопоры.Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгатьна мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие приприземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
обогащать запас двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и элементов спортивных игр; развивать умения сравнивать способы выполнения движений по показателям силы и скорости, оценивать целесообразность их применения в заданных условиях и объяснять их выбор; приучать анализировать качество выполнения физических упражнений, вычленять ведущие компоненты двигательного действия, замечать ошибки и исправлять их; содействовать развитию общей и статической выносливости, гибкости и скоростных способностей. 6-7 лет.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видахдеятельности. Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске.
Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диа-гонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равно-
весии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
Приучать детей самостоятельно находить ошибки в выполнении знакомых движений и пути их исправления; приучать детей использовать полученные навыки в новых условиях (напр. на участке); содействовать развитию общей выносливости, быстроты, ловкости.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности; развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Освоение и совершенствование умений в ходьбе, беге, равновесии, прыжках, метании, лазанье; овладение элементами спортивных игр — баскетбола, футбола, хоккея и т. д.Методическое сопровождение
Подвижные игры Задачи (по возрастам)
Задачи (общие) 2-3 года.
Регламентация начала и окончания действий по сигналу, выполнение движений в соответствии с используемым образом, соблюдение правил безопасности в совместных действиях с другими детьми, осуществление действий не изолированно, а в разных сочетаниях, выполнение движений в измененных условиях. Формирование произвольности поведения посредством правил, скрытых в роли (сюжетные подвижные игры). Развивать у детей желание играть вместе в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых
совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки
и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
3-4 года.
Развивать активность и творчество детей в процесседвигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания;ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более
сложные правила со сменой видов движений.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согла-совывать движения, ориентироваться в пространстве.
4-5 лет.
Продолжать развивать активность детей в играх
с мячами, скакалками, обручами и т. д.
Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации
знакомых игр.
Приучать к выполнению действий по сигналу. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно отно-ситься к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умениеподдерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Продолжать развивать активность детей в играхс мячами, скакалками, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.Воспитывать самостоятельность и инициативность в организациизнакомых игр.
Приучать к выполнению действий по сигналу.
5-6 лет.
Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования,играм-эстафетам.
Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарьк занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать имнекоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементамисоревнования, играх-эстафетах.
Учить спортивным играм и упражнениям.
6-7 лет.
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные иг-ры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижныеигры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость,гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве;
самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками,
справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляятворческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
Активизация положительных эмоций и усиление всех физиологических процессов. Целесообразное использование двигательных умений и навыков и совершенствование их. Расширение общего кругозора детей, стимулирование использования знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополнение словарного запаса; совершенствование психических процессов. Развитие сообразительности, двигательной инициативы и самостоятельности.
Методическое сопровождение

Кружок по профилактике плоскостопия «Топотушки» Задачи (по возрастам)
Задачи (общие) Общее укрепление организма ослабленного ребенка; профилактика нарушений осанки; укрепление мышц, формирующих свод стопы. 2-3 года.

---- 3-4 года.

---- 4-5 лет.

---- Старший дошкольный возраст
5-7 лет.
Общее укрепление мышечно-связочного аппарата, особенно мышц «корсета» позвоночника и стоп; укрепление мышц голеностопного сустава и стопы; формирование навыка правильной походки; формирование навыка ходьбы по наклонной плоскости, улучшение функций дыхания, зрительного и слухового анализаторов; обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.
Методическое сопровождение
Формы и виды организации физического воспитания дошкольников.
Формы организации физического развития детей Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные Формы работы Область применения
Организованная деятельность в ходе
режимных моментов - утренняя гимнастика;
- прогулка;
-гимнастика пробуждения;
-закаливающие процедуры в группе;
-спортивные праздники, развлечения.
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные Совместная деятельность педагога с детьми Организованная образовательная деятельность:
-физическая культура;
-физкультминутки. релаксации, смена позы в других видах ООД;
-в коррекционной работе по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки;
-спортивные праздники, развлечения.
Подгрупповые
Индивидуальные Самостоятельная деятельность детей Создание условий для самостоятельных физических упражнений в группе и на улице:
- наличие спортивных уголков в группах;
- наличие выносного спортинвентаря;
-спортивная площадка.
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные Совместная деятельность с семьей -общие и групповые родительские собрания;
-групповые и индивидуальные консультации для родителей;
-индивидуальные беседы с родителями;
-создание наглядной информационно-педагогической среды для родителей (стенды, папки и ширмы-передвижки);
-оказание помощи родителям по приобщению к ЗОЖ в семье;
-открытый просмотр ООД с детьми для родителей;
- включение родителей в подготовку и проведение совместных спортивных праздников и развлечений в ДОУ;
-посещение и участие в спортивных мероприятиях детского физкультурно-оздоровительного комплекса «Горняк», детской спортивной школы и стадиона, ПСОШ №3 микрорайона Гранитный.
ИКТ – по технологии «БОС – Здоровье – Учимся и Оздоравливаемся».
«Дыхание
по Сметанкину» (биологическая обратная связь)

«Здоровая Математика» (числа на русском и английском).
«Здоровая Азбука»
(русский алфавит)



«Здоровая Математика» (категории «один-много»)

МУЗЫКА
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с другими образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие
В процессе занимательной двигательной активности происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности; взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, оценивание результатов во время игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.


Художественно-эстетическое развитие
Музыкально-ритмическая деятельность используется с целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме – в любых видах организации физического развития; счет под музыку фиксирует действия и приучает к самоконтролю. Фоновая музыка служит для усиления положительных эмоций детей.
Речевое развитие
Использование «оречевления» как принципа специально организованного вербального (словесного) воздействия, в результате которого дети постигают для себя значение физических упражнений. Активизация творческого, самостоятельного создания ребенком новых движений, желания их выполнять, «проживать» сказку. Художественные произведения используются с целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме.
Познавательное развитие
Активизация мышления детей при формировании целостной картины мира посредством накопления и обогащения двигательного опыта ребенка. Моделирование игровых и проблемных ситуаций через подвижные игры и упражнения. Получение информации о функциях человеческого организма в целом. Расширение кругозора детей в области спорта, олимпийских игр.

Программное обеспечение
Комплексные программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Парциальные
программы и технологии Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Младший возраст, средний и старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений.
Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Кудрявцев В. Т. , Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно – методическое пособие.
Пособия Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.
Куценко Т. А., Медянова Т. Ю. 365 забавных игр для дошколят.
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей.
Планы-конспекты НОД с детьми 2-7 лет в ДОУ. Образовательная область «Физическая культура» (региональный автор - составитель Моргунова О.Н.).
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3-7 лет: Пособие для воспитателя дет. сада.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики.
Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3 – 7 лет (с учетом уровня двигательной активности) : метод.пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры.
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-7лет.
Компьютерные
обучающие программы «Инновационные обучающие программы на основе технологии БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования».
Инструктор по физической культуре Васильченко С.А. прошла курсы повышения квалификации по данной программе в объеме 72 часа (очно-заочная форма) в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Институт биологической обратной связи». Свидетельство дает право работы с инновационными компьютерными программами на основе технологии «БОС – Здоровье» производства ЗАО «Биосвязь» (Санкт-Петербург).