Урок по теме Наши помощники — органы чувств 1 класс


Автор: Луценко Ольга Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ «СОШ № 91
Петроградского района.
Краткий анонс: С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.
Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются  исследовательская, творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по Образовательной системе «Начальная школа XXI века»
Тема:  «Мои помощники – органы чувств»
Цель: познакомить детей с органами чувств человека.
Оборудование: рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой (сладкой, обычной, соленой).Форма работы: фронтальная, групповая.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Планируемый результат
Предметные умения:
- иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;
- исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;
- узнать роль и специфику разных органов чувств;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть  диалогической формой речи.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская мудрость)
Ход урока.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Подводящий диалог.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира.
Мы  с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук.)Выдвижение проблемы.
- А нужны они ему?  (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с ……(органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
(Нарисовать ему органы чувств)
- Я предлагаю сегодня работать в группах.
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.
- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
- Давайте мы эти правила вспомним.
(Работаем тихо, дружно; Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)Учебные действия «Открытие новых знаний»
- У каждой группы будет свое задание.
- Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить  
исследовательской работой.
- А я буду вашим помощником.
- Капитаны подойдите ко мне за заданиями (капитаны получают задания).
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым
цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры определите какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли…
…   нам нужны……. Научное название…
Физминутка.
- Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
- Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)
- Что еще мы можем делать  при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы,
которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об
окружающем  нас мире.
(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
(рисуются глаза человечку)
- Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
- Что вам помогло услышать звуки? (уши)
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)
- Выступает 3 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
- Что помог определить вкус воды? (язык)
- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)
- Молодцы. С задание справились верно.
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.
(дети рисуют язык человечку)
- Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- ….
- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари,
испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган
обоняния.(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
- Помогите нашему герою.(дети рисуют нос)
- Выступает 5 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на
ощупь  предметы по форме…
Научное название - …. орган осязания.
- Что помогло определить предметы? (кожа рук)
- Верно, справились с заданием.
(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)
- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.
(дети рисуют человечку руки)
Обобщающая беседа.
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно
работать с умными, наблюдательными  исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько  у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
(дети рассматривают получившегося человечка)
Рефлексия.
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик -  запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Итог урока.
- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него
всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно
будет стараться на следующих уроках.
Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт –
человека похожего на нас. Реализуя системно-деятельностный подход на уроках
окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания
более продуктивным
Приложение.