Урок по окружающему миру по теме Органы чувств


УМК «Школа-2100»
Окружающий мир в 1 классе по теме:"Наши помощники-органы чувств"
 Цель урока:. Сформировать понятие «органы чувств»,показать роль и специфику разных органов чувств.
Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.
Личност. УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному предмету, способность к самооценке.
Регул. УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познават.УУД: использовать таблички, плакаты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сранение, группировку, обобщение.
Коммун.УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)
Оборудование:
1.Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; заводные игрушки. Резиновый мяч; книги, журналы, репродукции картин; грамзапись; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто сС водой без ароматизаторов; стаканы с солёной водой , сладкой, кислой водой; дольки апельсина, моркови, яблока, салаты; пуговица, рукавички.
 2. На доске плакаты с изображением Фигуры человека; таблички с названием органов чувств (орган зрения, орган вкуса. орган обоняния, орган осязания); табличка  большого размера "органы чувств"; рисунки отдельных частей: носик, глазки,  рот с высовывающимся язычком ,уши ,табличка со знаком вопроса.
Организационный момент.
           Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
 1.  Постановка учебной задачи.
1..Актуализация.
Ребята, чтобы узнать тему урока , я проведу с вами ряд опытов. По ним вы догадаетесь, о чем пойдет речь.
1 опыт
Внимательно осмотрите классную комнату :доску, стол учителя, окна.
-Закройте все глаза. И не открывайте, пока я вам не разрешу.
Сейчас я что то изменю в комнате.
Не открывая глаз, определите, что изменилось в комнате?
(Выставляю на стол игрушку)
У кого это получилось?
Откройте глаза. Что изменилось в классе?
(Появилась игрушка на столе)
Какой орган помог вам определить, что изменилось?
(Глаза)
Речь на уроке пойдет о глазах
ГЛАЗА
2 опыт.
Закройте глаза снова.
(Брызгаю духами в нескольких местах кабинета)
Не открывая глаз, определите, что изменилось в классе?
(Вы надушили в комнате)
Какой орган помог вам определить это?
(нос)
Речь на уроке пойдет о носе
НОС
3 опыт
У меня 3 тарелочки. На одной из них соль, на другой сахар , на третьей крахмал.
Что где лежит? Как определить?
Какой орган помог вам в этом?
(Язык)
Речь на уроке пойдет и коже
ЯЗЫК
4 опыт
В этот красивый мешочек я кладу яблоко, мячик, апельсин, игрушку. Все они имеют круглую форму.
Кто из вас сможет с закрытыми глазами вытащить из этого мешочка яблоко? И не ошибется?
(Вызываю 1 ученика, он достает яблоко)
Кто сможет достать из мешочка мячик? И не ошибется?
(Вызываю 2 ученика) Вы справились с заданием на отлично, но какой орган был вам помощником при этом?
(Руки).
А точнее кожа рук. И о ней мы поговорим тоже.
КОЖА
5 опыт.
Поиграем в игру «Узнай голосок»
К доске выходит ученик , поворачивается спиной ко всему классу
По голосу должен узнать кто позовет его. Один ученик из класса говорит:
Артем не зевай,
Кто позвал тебя узнай...
Какой орган помог узнать тебе голос ученика?
(Уши)
Речь на уроке пойдет и об ушах
УШИ
ГЛАЗА,УШИ, НОС, КОЖА,ЯЗЫК.
Что объединяет все эти слова?
Как назвать их одним словом?
(Это органы человека)
Тема урока НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
Что бы вы еще хотели узнать про эти органы Ведь вроде все ясно. Глаза-чтобы видеть, уши –чтобы слышать, нос – чтобы дышать?
(Дети задают вопросы)
Работаем по плану и отвечаем на вопросы
1.Какие еще важные функции может выполнять орган?
2. Как сберечь этот орган.
3. Случаи из жизни.
1..Исследование органа зрения.
Сейчас у нас будет работать какой то один орган . Какой?
Работа в группах. Дети в конвертах получают предметы и задания.
1 группа.
В конверте 4 квадратика :желтый, красный , синий, фиолетовый.
Задание: Приклей квадратики в таком порядке: желтый, красный , синий, фиолетовый. Какой орган помог определить цвет?
2 группа
В конверте 4 треугольника разных размеров.
Задание: Приклей фигуры в порядке возрастания. Какой орган помог тебе определить размер треугольников?
3 группа
В конверте кружок, квадрат, треугольник, ромбик.
Приклей фигуры в таком порядке: Кружок, треугольник, квадрат,ромбик. Какой орган помог вам определить форму ?4 группа
В конверте 4пословицы
Задание: Прочитайте по 1 пословице друзьям. Какой орган позволяет вам читать?
Дети вместе с учителем формируют выводы:
Глаза – это орган зрения.
1.Глаза помогают нам различать цвет, форму, размер. Позволяют нам читать, видеть прекрасный мир вокруг. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Прав ли был мальчик из стихотворения А. Барто «Очки»
ОЧКИ
Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,—
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.
Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!
Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.
У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.
Нет, ребята, это слишком!
Он в очках явился вдруг!
Во дворе сказал мальчишкам:
— Я ужасно близорук!
И наутро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло —
Он сказал, что это хлеб.
Со стола он сдернул скатерть,
Налетел на стул спиной
И спросил про тетю Катю:
— Это шкаф передо мной?
Ничего не видит Дима.
Стул берет — садится мимо
И кричит:— Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!
Я хочу идти к врачу,
Я очки носить хочу!
— Не волнуйся и не плачь,—
Говорит больному врач.
Надевает он халат,
Вынимает шоколад.
Не успел сказать ни слова,
Раздается крик больного:
— Шоколада мне не надо,
Я не вижу шоколада!
Доктор смотрит на больного.
Говорит ему сурово:
— Мы тебе не дурачки!
Не нужны тебе очки!
Вот шагает Дима к дому,
Он остался в дурачках.
Не завидуйте другому,
Даже если он в очках.
Стихотворение читает ученик.
У нас в классе тоже есть ребята, которые носят очки. Расскажите, пожалуйста, вам нравится носить очки? Почему?
Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.
ДЕТИ
1.Читать и писать нужно при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
2.При письме свет должен падать слева
3.Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30 – 35 сантиметров
4. Нельзя читать книги в транспорте.
5. Нельзя читать лежа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
6. Нельзя долго смотреть телевизор. Расстояние до телевизора должно быть не менее 2-3 метров.
7. Детям за компьютером можно сидеть от 15 до 30 мин в день
8. Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
9. глазам нужен отдых.
10.Не стесняться носить очки!
Физ минута для глаз.
2.Исследование органа слуха.
 Учитель: Приступаем к следующему исследованию.
Закройте уши руками, повторите то, что я скажу. Только не подслушивать!
6, 65. В нашем классе тишина.
- Что вы почувствовали?
Какой вывод можем сделать?
( Мы ничего не слышали , потому что уши наши были закрыты .Уши нужны чтобы слышать.)
Подумайте и скажите, что могло бы случиться, если человек вдруг потерял слух?
Ребята расскажут нам, что нужно делать , чтобы не потерять слух.
Вывод: Уши – Орган слуха.
ДЕТИ
Нельзя ковырять в ушах острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку.
Нельзя громко кричать в уши, барабанная перепонка может лопнуть
Нельзя ходить без шапки в холодную погоду.
Шум очень вреден для слуха. Нужно давать отдых слуху и быть в тишине.
ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ
Елена Келлер была лишена слуха и зрения. На минутку закройте глаза и уши. Посидите так хотя бы 5 минут. Устали? Скучно? А теперь подумайте о том, что у нас впереди вся жизнь в полной темноте и полной тишине. Елена Келлер прожила 87 лет в темноте и тишине. Вот, что она говорит, обращаясь к нам: «Я, будучи незрячей, могу дать один совет тем, кто видит этот чудесный мир. Я могу дать одно предостережение тем, кто не использует дар Божий — свое зрение — полностью. Употребляйте свои глаза так, как будто завтра вы окажетесь слепыми. Это можно применить и к другим внешним чувствам. Слушайте музыку голосов, пение птичек, могучие звуки органа, слушайте так, как будто завтра вы станете глухими».
Люди, которые глухи от рождения, никогда в жизни не смогут научиться говорить. Их называют глухо-немыми. И учат общаться при помощи мимики и жестов.
3.Исследование органа обоняния.
Проведем исследование..-Сможете ли вы с закрытыми глазами  определить по запаху предмет?
(выходят по очереди , я завязываю глаза и даю понюхать апельсиновую дольку, чеснок, , духи)
-Вы хорошо справились с заданием.
Умение человека различать запахи получило название  обоняние.
Вывод: Нос – орган обоняния
Учитель:- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности -о пожаре. То, что мы не  видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом  орган обоняния.
Доклад детей
Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду.. На свету обоняние острее , чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.
Чтобы сохранить обоняние нужно беречь организм от простуды . При насморке люди не чувствуют запахов.
Нельзя курить! У курящих людей плохое обоняние.
4. Исследование органа вкуса.
         Игра «Угадай по  вкусу.»( У детей закрыты глаза .Они по вкусу отгадывают предмет -апельсин, банан , яблоко, морковь)(раздаю кусочки фруктов, овощей.)
-Что помогло вам  почувствовать вкус пищи?
Вывод: язык - орган вкуса.)Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения. Обоняния, слуха
Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, корень языка к горькому, а края языка к кислому.
5.Исследование органа осязания.
Игра « Узнай, что в корзине ».
- Попробуйте определить на  ощупь какой –нибудь предмет в корзине . Корзинка накрыта салфеткой. ( Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет).
( резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко)
Дети описывают предмет, говорят. Что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.- Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?
-А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)
- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? ( При помощи рук)
-Но ведь сначала вы пользовались  рукой, правда , в рукавичке , и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук . При помощи кожи . На руке есть кожа.) Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?
Игра «узнай предмет» ( Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их -гвоздик,  кнопка, пуговица) - При помощи чего вы отгадали предметы.
Вывод: Кожа – орган осязания.На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность
Дети:
1.Главный способ ухода за кожей это мытье. Мыться надо 1-2 раза в неделю.
Каждый день мойте руки, лицо, шею, ноги.
3.Нужно умываться правильно, то холодной, то горячей водой.
4.Каждый день умываться мылом плохо, так как смывается жир и кожа становится сухой.
Вот и закончилось наше исследование.
V.Первичное закрепление
1. Дорисуй необходимые органы чувств.
-Помогите нашему человечку почувствовать, что перед ним, дорисуйте необходимые органы чувств
2.Работа по учебнику (стр.54-55, задания 2-3)
3.Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы

(каждый ученик получает карточки с тестом)
       глаза                        орган слуха
       уши                          орган зрения
         нос                           орган вкуса
 
        рот                           орган осязания
         кожа                         орган обоняния
Взаимопроверка. Проверка по шаблону.( слайд на доске)
VII.Итог урока.
Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? Орган зрения. Потрогайте кожу на ощупь. Орган осязания. Почистим мандарин. Орган обоняния. Съедим. Орган вкуса.
-Что нового мы узнали?
-Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их  назовем одним словом?
Выводы:
-Органы чувств - наши верные помощники.
-Они помогают узнать, что происходит  в окружающем мире в мире.
-Они показывают нам разные признаки и свойства