Презентация по окружающему миру Царство природы (2 класс)


Ход урока

Деятельность учителя и учащихся

I. Организационный момент.
- Какое у вас сегодня настроение? Есть ли желание узнать что-то новое?
Наш девиз:
Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем.  И мир большой познаем!
- Сегодня урок будет необычный. Это будет урок-исследование. Сегодня мы - юные исследователи. Нам будут необходимы знания, внимание, поддержка и помощь друг друга.
А сейчас давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо! Но для того, чтобы отправиться в неизведанную страну – надо повторить изученное на прошлом уроке.
- Покажите пальчиками, какую оценку вы хотите получить на уроке. Тогда, смелее вперед!

II. Проверка домашнего задания.
Разгадывание кроссворда на интерактивной доске (Приложение 1)

III. Мотивационное начало урока. Вводная беседа.
- Ну а теперь пришла пора спуститься с небес на Землю!
Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с Иваном-царевичем из известных сказок. Вспомните, в каких царствах он побывал (медное, серебряное и золотое)
- Мы сегодня побываем в реальных, а не сказочных царствах. Вы готовы узнать что-то новое, и отправиться в неизведанные страны? Тогда в путь!
(звучит музыка «В гостях у сказки»)
Итак, в некоторых царствах, в некоторых государствах жили-были Нет-нет, не царь с царицейи не красная девица Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас
- Это четыре царства живой природы. А вот как они называются – угадайте:
1. Назовите одним словом деревья, кустарники, травы, мхи Царство растений (ставлю табличку на стол)
2. Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы. Что это? Царство грибов (ставлю табличку на стол)
3. Этот микроорганизм можно рассмотреть только под микроскопом. Он состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Очень много их бывает на грязных руках
Что это? Царство бактерий (ставлю табличку на стол)
4. Представьте жизнь на нашей планете в целом, без какого царства она была бы просто невозможна? Царство животных (ставлю табличку на стол)
- Итак, что за царства-государства на нашей планете, с которыми мы сегодня познакомимся вместе со сказочным героем Иваном-Царевичем? (Царство растений, бактерий, грибов, животных)
- Наша задача – узнать, какое из этих царств самое нужное в природе.

IV. Знакомство с новым материалом.
Выступление групп:
«Животные» Вместе с Иваном-Царевичем прибыли в царство животных
В быту часто под словом животные понимаются лишь четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). В науке за термином животные закреплено более широкое значение, к ним относятся: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д.Царство животных многообразно.
«Растения»
Вместе с Иваном-Царевичем прибыли в царство растений
Дополнение учителя: А еще они прекрасны! Не случайно поэты, художники и композиторы воспевали их в своих произведениях.(вкл музыку) Для вас звучал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского.
ФИЗМИНУТКА. РЕЛАКЦИОННАЯ ИГРА «ДЕРЕВО»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.
- Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.
- Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно. Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга.
- Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
Выступление 4 группы «Бактерии»
Вместе с Иваном-Царевичем прибыли в царство бактерий
Хочу вас разочаровать – есть и вредные для человека бактерии – болезнетворные. Попадая в наш организм, они вызывают различные заболевания. Ученые, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. Почему бактерии являются живыми существами? (растут, размножаются, погибают.)
Мрачный след в истории человечества оставила – чума – смертельная болезнь, эпидемии которой уносили миллионы человеческих жизней. Чума внушала людям панический страх, её называли «чёрной смертью». Вызывали болезнь особые бактерии, которых переносили заболевшие животные – блохи, крысы, мыши. Заразиться можно было от заболевшего человека – воздушно-капельным путём. Только в 20 веке была создана вакцина против чумы.
«Грибы» Вместе с Иваном-Царевичем прибыли в царство грибов
- А сейчас я расскажу вам о грибах, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы.
- Плесень-это тоже грибы.
- Внимательно посмотрите из каких частей состоит плесень? Можно назвать её грибом?
- Этот вид грибов называется «плесневые» Они приносят человеку пользу. Из плесневых грибов изготавливают лекарство.


V. Закрепление изученного материала.
- Можно ли их назвать планетой Живых существ? (Да, можем!) А кого мы называем живыми существами? (Живые организмы дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)
- Рассмотрите схему в учебнике стр. 20, прочитайте стихотворение на стр. 21.
- Как нужно относиться ко всему живому на Земле? (беречь, охранять )



VI. Рефлексия. Подведение итога урока.
Учитель: В самом начале урока я задала вам вопрос: - Какое же царство самое нужное в природе?
- Чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.
 - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?


Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Иван-Царевич благодарит вас, ребята, за взаимопомощь во время путешествия и передает такие слова «Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома». Наша сказка закончилась. До новых встреч!

Приложение 1

Кроссворд
1. Это небесное тело можно увидеть ночью на небе (Звезда)
- От чего зависит цвет звезды? (От температуры)
- Какие звезды самые «горячие»? (Голубые и белые)

2. Этот великий ученый доказал, что Земля – небесное тело, которое вращается вокруг Солнце и совершает оборот вокруг него за один год? (Николай Коперник)
- Что происходит на Земле благодаря этому вращению? (Смена времен года)

3. Одна из планет Солнечной системы, имеющая кольца. (Сатурн)
- Какие еще планеты Солнечной системы вы знаете? (Юпитер, Венера, Земля, Марс, Плутон, Нептун, Сатурн, Уран, Меркурий)
- Какая из них самая большая? (Юпитер) самая маленькая? (Плутон)

4. Назовите спутник Земли (Луна)
- Что астрономы называют «лунными морями»? (Темные пятна)