Урок по окружающему миру для 1 класса «Грибы-особое царство природы»


Урок окружающего мира
Тема урока : Кто исследовал Австралию ?Цели урока : - сформировать представления учащихся о географическом положении ,природе Австралии ;
- познакомить с историей открытия Австралии ;- развивать умение работать с картой ;- воспитывать познавательный интерес.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Мы продолжаем наше путешествие по океанам и материкам Земли .« На свете нет ничего лучше путешествий » - так сказал однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. ( Слайд с портретом Ж .Верна.)
- Для чего люди путешествуют ?II.Актуализация знаний.
1. Вступление.
- В данный момент наше парусное судно дрейфует у берегов Северной и Южной Америки , а мы с вами отправимся на материк , о котором говорится в стихотворении:
Незадачливый моряк
Плыл на запад , но никак
Он Земли не достигал , Компас свой не раз ругал . Плыл он в Индию упорно , Избежав постов проворно . Злата , серебра достать ,
Никому не отдавать . Всё ж приплыл он , наконец ,
В земли , где народ – творец
Он индейцами назвал , Только в точку не попал.
- О каком моряке идёт речь ? (Слайд «Портрет Х.Колумба»)
- Что изменилось в Америке после её открытия ?2. Работа по карточкам. (индивидуальная работа со слабыми учащимися )
Карточка № 1.
- Вставить пропущенные слова :Самое глубокое озеро на Земле - ( Байкал)
Самая длинная река на Земле - (Нил)
Самая полноводная река на Земле - (Амазонка)
Самая высокая горная вершина на Земле – (Эверест)
Самая большая пустыня на Земле - (Сахара)
Самое большое озеро на Земле - (Каспийское)
Карточка № 2.
- Соединить названия животного с материком , на котором оно обитает :

жираф носорог муравьед Евразия горилла Северная Америка
зубр бизон Африка слон Южная Америка
зебра страус тигр бегемот пума 3. Животный мир Северной и Южной Америки.
( подготовленные детьми сообщения о животных , сопровождаемые слайдами )
( Бизон , пума , попугай ара , гуанако , страус нанду , муравьед ,кондор.)
III.Введение в новую тему.
1.Вступительная беседа.
- Мы с вами вернулись на наше судно и отправляемся дальше, на другой материк . Найти этот материк нам поможет карта.
- Какая это карта – историческая или географическая ?- Чем отличается историческая карта от географической ? (На исторической карте территория показана строго в определённое время , на ней указаны места сражений , границы государств.)
- Предлагаю сразу же отправиться в путь ! Море зовёт ! Смело , вперёд ! (Слайд плывущего парусного судна)
- Пока мы плывём , узнаем и повторим много интересного и полезного .
1. Чего больше на Земле ,воды или суши ? (воды)
2. Почему вода не исчезает бесследно ? (круговорот воды)
3 .Назовите океаны Земли.
4. Что такое море ? Вывод : Воду надо беречь. Вода – главное богатство на Земле . Людям , животным, растениям нужна только чистая вода .
- По морям и океанам плавает очень много судов , которые перевозят отходы ядерного производства ,нефть , нефтепродукты . Все современные суда плавают на мазуте .
- Почему мы плывём на паруснике ? ( Чтобы охранять водоёмы.)
- За разговорами мы не заметили , как почти доплыли до материка . А за бортом нас окружают морские животные :
Он похож на медный таз , Зоркий блеск огромных глаз , Восемь длинных гибких ног
Под названьем … (осьминог –слайд)
Что такое там плывёт ? Не желе это , не лёд .
И не мякоть от арбуза . В море плавает … (медуза – слайд)
Кто из хищников морских
Так опасен для других , Когда в поисках обеда
Мчится быстро , как торпеда ? ( акула – слайд)
Меньше рака , но не рак .
Назовём её мы как ? И варёная нередко
На столе у нас … (креветка – слайд)
2. Кто исследовал Австралию ?- Наше судно подошло к материку , который называется Австралия . Изучать этот материк мы будем по плану :
План :Расположение Австралии на карте.
История открытия Австралии .Животный мир Австралии .Растительный мир Австралии ,Современная Австралия .Расположение Австралии на карте.
-Австралия - самый маленький материк . По площади он почти в 4 раза меньше Африки . Расположена Австралия в Южном полушарии на большом удалении от других материков , когда в Евразии зима , в Австралии – лето и наоборот .
История открытия Австралии.
- Наибольший вклад в исследование земель Австралии внёс английский мореплаватель Джеймс Кук. (Слайд с портретом Д. Кука.)
-Джеймс Кук родился 27 октября 1728 года в семье бедного шотландского батрака . В семье было 5 детей . В 8 лет родители отдали мальчика в школу . Через 5 лет он стал работать с отцом на ферме . В 18 лет Джеймс нанимается юнгой на судно – «угольщик» «Фрилав» . Так началась морская жизнь Джеймса Кука .
-Под началом Д . Кука были совершены три экспедиции, значительно расширившие представления людей о нашем мире . (Слайд «Три экспедиции Д.Кука. Карта».)-Экспедиции был выделен «Индевор» -небольшое судно , принадлежавшее к классу так называемых «угольщиков» (используемые для перевозки угля). 26 августа 1768 года «Индевор» вышел из Плимута и 10 апреля достиг берегов острова Таити . (Слайд «Судно «Индевор» )
- Джеймс Кук установил строгую дисциплину в общении членов экспедиции с аборигенами . Продукты обменивались на европейские товары. Но нарушения дисциплины всё же были . Были даже и убийства аборигенов . (Слайд «Пирога с туземцами»)
- С целью обеспечения контроля, над побережьем была сооружена крепость , где находилась команда . (Слайд «Фото команды»)
- В 1770 году Д.Кук подошёл к восточному берегу Австралии . Первым животным , которое увидел Д. Кук , было кенгуру . Он спросил туземцев : «Кто это ?» Они ответили : «Кенгуру», в переводе «Мы тебя не понимаем !» В 1773 году в Англию был отправлен живой кенгуру в подарок королю . (Слайд «Кенгуру»)
- В 1772 году было второе путешествие на двух кораблях «Резолюшн» и «Эдвенчур».
- У берегов Новой Зеландии 8 матросов пошли поменять вещи на продукты . Новозеландцы поймали их и съели. (Слайд «Фото аборигенов»)
- Во время третьего путешествия Джеймс Кук и ещё четверо матросов погибли в схватке с туземцами . Копьё туземца пронзило Д. Кука насквозь , и он упал замертво . (Слайд «Гибель Кука»).
Животный мир Австралии .
(Слайды)
Мишка белый – к полюсу.
Мишка бурый – по лесу.
Этот сел на эвкалипт , Листья ест и много спит.
Коала – в переводе «не пить». Питается молодыми побегами и листьями эвкалипта . Днём сидит неподвижно , обхватив ствол . Он похож на плюшевого мишку .
Я , как птица , клюв имею ,
Я откладываю яйца.
Но детёнышей люблю , Молоком их покормлю . (утконос)
Передвигаюсь я прыжками , И мой малыш всегда со мной . Вступаю в схватку я с врагами , Дерусь , как чемпион – боксёр. (кенгуру)
- Среди животных почти каждый вид необычный . Около половины австралийских животных - сумчатые . в сумке самки носят своих детёнышей . Символами Австралии стали утконос , коала , кенгуру и ехидна .
Растительный мир Австралии.
- Австралия - особый континент на нашей планете . Вот уже многие миллионы лет он удалён от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережья в горах раскинулись леса их эвкалиптов , пальм , древовидных папоротников .
Работа с контурной картой Австралии .- В Австралии нет высоких гор и очень мало рек . Самая большая река на юге Австралии- Муррей . Некоторые реки даже не нанесены на карту , потому что они пересыхают . Для жизни людей пригодны только океанское побережье и земли на юге Австралии . Австралия- самый засушливый материк .
(На контурной карте отметить реку Муррей , горы , пустыню. Нарисовать растительность .)
Современная Австралия.
(Работа с учебником, стр. 140-144.)
IV. Рефлексия :-На каком новом материке мы сегодня побывали ?- Что вам особенно запомнилось ?- Какие трудности вы испытывали , изучая новую тему ?
V. Домашнее задание :
- стр. 140-144 , читать , пересказывать
- подготовить сообщения с презентацией