Внеклассное мероприятие на тему Путешествие в царство живой природы

Внеклассное мероприятие

Игра «Путешествие в царство живой природы»

Цель игры: привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды; обогатить знания у детей о природе; воспитывать любовь, гуманное отношение к природе.

Методика проведения игры:
1. Игра проводится в форме соревнования команд.
2. Время 35-45 минут.
3. возраст участников – 4-е классы.
4. Ход игры отражается на мультимедийной доске.
5. Игра проводится в шесть туров.
6. В конце игры выявляется команда – победительница, набравшая наибольшее количество баллов.
8. Награждение.
Правила игры:
1-й тур – «В мире животных». Играют три команды. Игрокам задаются вопросы. На обсуждение одного вопроса – 10 секунд. Всего 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
2-й тур – «Цветик - семицветик». Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 3 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
3-й тур – «Осторожно! Заповедник!». Командам предлагают изображения редких и исчезающих видов представителей животного и растительного мира. Нужно согласно нумерации отгадать их. Время на обсуждение – 40 секунд. Всего 9 карточек. За каждый правильный ответ команда зарабатывает по 2 балла.
4-й тур – «Переполох в зоопарке». Командам выдаются таблицы с перепутанными названиями животных. На наведение порядка дается 2 минуты. За правильный ответ – 1 балл.
5-й тур – «Мы любим природу». Капитаны команд вытягивают карточки с номерами вопросов. Команда называет номер вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение – 20 секунд. За правильный ответ команда зарабатывает по 10 баллов.
6-й тур – «Правда ли это?». Ведущий зачитывает вопросы. Капитаны команд поднимают карточку с ответом «ДА» или «НЕТ». За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. (Всего 5 вопросов).
Игровая ситуация «Жалобы обитателей садов, лесов и огородов».






ВСТУПЛЕНИЕ
Добрый день, ребята!
Сегодня мы проведем игру и узнаем лучших знатоков природоведения. В игре примут участие 3 команды (4-а, 4-б, 4-в кл.). Команда, которая наберет наибольше баллов победит в игре

Проходит разминка.
Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь. За правильный ответ команда получает 1 балл:
1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы).
2. Они живут в воде и покрыты чешуей. дышать могут только под водой. (Рыбы).
3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые).
4. Они кормят своих детей молоком. Обычно покрыты шерстью. (М0лекопитающие).

1-Й ТУР
«В мире животных».
Играют три команды. Игрокам задаются вопросы. На обсуждение одного вопроса – 10 секунд. Всего 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

1. Назовите самое сильное животное. (Муравей. Он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес.)
2. Назовите самое высокое животное. (Жираф. Его рост достигает 6 метров.)
3. Какая птица самая дисциплинированная? (Гусь. Он никогда не попадет под колеса машины.)
4. Назовите самую большую птицу. (Страус. Его рост – 3 метра.)
5. Назовите самую длинную змею. (Питон. Его длина – 10 метров.)
6. Назови самую крупную рыбу. ( Китовая акула. Ее длина – 12,5 метра, вес 21 тонна.)
7. Назовите самое большое животное на суше. (На суше – африканский слон. Его рост – 4 метра, вес – 6 тонн.)
8. Какие птицы не умеют летать? (Пингвин, страус.)
9. Назовите рыб, название которых связано с орудием труда или оружием. (Рыба-пила, рыба-молот, рыба-меч.)

2-Й ТУР
«Цветик - семицветик»
Команды получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 3 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

Предлагаются названия трех цветков, занесенных в красную книгу: подснежник, ландыш, кувшинка.

Игра для болельщиков (Загадки о природе)

3-Й ТУР
«Осторожно! Заповедник!»

Командам предлагают изображения редких и исчезающих видов представителей животного и растительного мира. Нужно согласно нумерации отгадать их. Время на обсуждение – 10 секунд. Всего 9 изображений. За каждый правильный ответ команда зарабатывает по 1 баллу.

1. Рысь.
2. Выдра.
3. Лось.
4. Бобр.
5. Аист.
6. Журавль.
7. Дятел зелёный.
8. Подснежник.
9. Ландыш.
4-Й ТУР
«Переполох в зоопарке»
Командам выдаются таблицы с перепутанными названиями животных. На наведение порядка дается 2 минуты. За правильный ответ – 1 балл.

Медведь
Голосистый

Соловей
Мохнатый

Попугай
Трусливый

Лиса
Полосатая

Заяц
Зубастый

Крокодил
Говорящий

Зебра
Рыжая


Ответы: медведь мохнатый, соловей голосистый, попугай говорящий, лиса рыжая, заяц трусливый, крокодил зубастый, зебра полосатая.

Игра для болельщиков (Загадки о природе)




5-Й ТУР
«Мы любим природу»
Капитаны команд вытягивают карточки с вопросами. Команда отвечает на вопрос. Время на обсуждение – 20 секунд. За правильный ответ команда зарабатывает по 10 баллов.
1. Почему становятся редкими и исчезают многие животные и растения?
Из-за неправильного отношения человека к окружающей среде: Браконьерство, осушение рек, болот, загрязнение водоемов, вырубка лесов. Нарушается среда обитания животных и растений.

2. Что такое Красная книга?
Красная книга – это книга, куда вписывают редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в защите и особом внимании. Красная книга – сигнал тревоги!

3. Что такое заповедник? Какой заповедник находится на территории нашей области?
Заповедник – территория, в которой охраняются все растения и животные.

4. От чего происходит загрязнение почвы, воздуха, воды?
В результате выбросов отравляющих газов, отходов, сточных вод работающих заводов и фабрик в окружающую среду, происходит её загрязнение.

5. Как защитить окружающую среду от загрязнения?
На заводах и фабриках ставить очистительные сооружения, фильтры.

6. Как вы можете помочь в деле охраны природы?
Взрослые создают заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. А что могут такие малыши, как вы? Очень много. Например, находясь на отдыхе в лесу, не оставляйте после себя мусор, тушите костер, не приносите из леса животных – дома они у вас погибнут, не рвите цветы, не шумите – учитесь слушать лес.

6-Й ТУР
«Правда ли это?»
Капитаны команд поднимают карточку с ответом «ДА» или «НЕТ». За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. (Всего 5 вопросов).

1. Становится ли осьминог белым от страха?
Да. Осьминог резко меняет свой цвет, когда он рассержен или испуган.

2. Может ли видеть крот?
Да, но очень плохо.

3. Правда ли, что соловей поет только ночью?
Нет. Пение соловья можно услышать и днем, и ночью. Но днем его не очень слышно из-за пения других птиц.

4. Есть ли у птиц уши?
Да, у птиц есть уши.

5. Прячет ли страус голову в песок?
Нет. Когда птица чувствует опасность, она ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, она вскакивает и убегает.

6. Стрижи спят на лету?
Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле.

7. Божьи коровки кусаются, когда рассержены?
Нет. Когда божьим коровкам досаждают, они выделяют жидкость, раздражающую кожу.

8. Бабочки живут один день?
Нет. Бабочки живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в далекие края.

Игровая ситуация «Жалобы обитателей садов, лесов и огородов». За правильный ответ команда получает 5 баллов.
Учитель. К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов. (Вручает жалобы капитанам команд )
Задание. Разобрать жалобы.
Капитаны поочерёдно зачитывает письма, а команды должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает та команда, ответы которой окажутся наиболее вескими.
Жалоба 1. Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивы е. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня.
Ответ. Это сова. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна.
Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором бы рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Но мы же друзья, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.
Ответ. Летучая мышь. Летучие мыши помогают фермерам избавится от вредных насекомых.  Кроме этого, рукокрылые опыляют многие виды растений. 
Жалоба 3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камень бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня большая людям.
Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.





ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Наше путешествие подошло к концу. Ответьте на вопрос: «Является ли человек царем природы?» (Ответы детей)
Конечно, человек силен, ему ничего не стоит истребить всех животных, вырубить лес или осушить болота. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Конечно, нет. Обедняя природу, мы обедняем себя.
Мы с вами должны сохранить и сберечь природу. Вы спросите: «А что мы можем сделать? Ведь мы такие маленькие!» Вы можете сделать очень много.

Вспомните заповеди друзей природы:
не оставляйте непогашенным костер;
не бросайте мусор;
подкармливайте зимой птиц;
помыли руки – закройте кран;
уходя из комнаты, погасите свет.

И, главное, старайтесь любить и понимать природу, и она ответит вам тем же!
Сегодня победила команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Слово жюри.
Награждение.




















13PAGE 15


13PAGE 14115