рабочая программа Школа лидера


«Согласовано»
Заместитель директора
по ВР
__________/Л.Г.Фалина /

«____»_____20__ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Красноключинская СОШ»
_______/ С.Р.Фасхутдинова/

Приказ № ______
от «____» ________20__ г.










Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноключинская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан




Образовательная программа
педагога дополнительного образования
объединения
«Школа лидера»



Составитель:
Мишакина Г.Г.
педагог-организатор




Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _______от
« »___________20___ г.








г..Нижнекамск
2014-2015 уч.год
I. Пояснительная записка.

Актуальность. Период детства и юности – это время становления личности, а неповторимая, яркая личность может проявиться только в процессе общения и самоутверждения в коллективе сверстников и единомышленников. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для делового и личного общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, и, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, сможет реализовать свои желания и интересы. Деятельность, которой занимается подросток, может стать ориентиром при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно, в какой деятельности подросток сможет найти приложение своим силам, найти возможность для самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников.
Программа рассчитана на один год, направлена на обучение активистов учащихся школы, развитие их лидерских качеств. Занятия в объединении проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Количество учащихся в группе 10 человек, возраст 11-17 лет. Календарно-тематический план рассчитан на 70 часов, теоретических занятий – 38 часов, практических – 32 часа. Занятия проводятся на базе школы.
Цель программы: выявление, стимулирование и подготовка лидеров детских организаций, то есть тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди ребят и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела; подготовка лидеров детских общественных организаций для руководящей работы в детских объединениях.
Задачи:
Обучение педагогическим азам работы с детским объединением.
Развитие организаторских и коммуникативных способностей.
Обучение навыкам разработки творческих дел с детским коллективом.
Знакомство с разнообразием программ детских общественных организаций и с историей их возникновения.
Изучение нормативно-правовой основы работы общественных объединений.
Формирование вожатских умений в процессе практической работы в детском коллективе.
Программа «Обучения актива» является составной частью программы деятельности Детской районной думы.
У Совета старшеклассников разработана своя символика, которая принята и в объединении.

Ожидаемый результат
Обучающийся должен знать:
Историю детского движения;
Нормативно – правовая основа деятельности детских организаций;
Особенности ученического самоуправления.
Обучающийся должен уметь:
Проводить подвижные и другие игры для небольшого коллектива;
Оформлять пресс – центр;
Вести мастер-класс по разработанной им теме;
Иметь коммуникативные способности, легко находить общий язык с коллективом сверстников.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитофон, спортивный инвентарь.

Документы и материалы, с учетом которых была составлена программа: авторская программа «Школа лидера», автор Юзмухаметова Юлия Николаевна, методист Дворца творчества детей и молодежи имени И.Х. Садыкова.
.

II. Учебно-тематический план занятий по курсу.



Тема
в том числе
Всего



Теорети-ческие
Практи-ческие



Техника безопасности,
инструкции по ТБ
2
-
2


История детского движения
4
2
6


Нормативно-правовая основа детского объединения
4
2
6


Организация досуговой деятельности
2
2
4


Педагогика вожатского мастерства
6
4
10


Игра в детском объединении
2
2
4


Оформительская деятельность, изготовление поделок.
2
2
4


Развитие лидерских качеств личности
2
4
6


Ораторское искусство
4
4
8


Этикет
4
2
6


Самоуправление в детском объединении
2

2


Песня в детском объединении
2
2
4


Психологический климат в детском коллективе
2
4
6


Итоговое занятие. Проведение итогов деятельности объединения за 2014-2015 учебный год. Награждение, объявление благодарности активным членам

2
2


Итого
38
32
70


III. Содержание программы.

Техника безопасности, инструкции по ТБ (2 час).
Значимость выполнения инструкций по ТБ, знакомство с техникой безопасности при проведении мероприятий.
История детского движения (6 час).
История возникновения детских организаций. Знакомство с программами ДОО: СНТ, «Содружество», «Азбука жизни», и т.д.
Нормативно-правовая основа детского объединения (6 час).
Устав ДОО, Планы ДОО, ведение протоколов.
Организация досуговой деятельности (4 час).
Написание сценариев досуговых мероприятий. Логика подготовки массового мероприятия. Разнообразие форм досуговой деятельности.
Практическая работа: «Сценарий ко Дню матери».
Педагогика вожатского мастерства (10 час).
Цель работы вожатого. Личность вожатого, характеристика личности вожатого. Педагогическая этика. Проведение классных часов.
Игра в детском объединении (4 час).
Значение игровой деятельности для ребенка. Технология организации игры. Спортивные игры на воздухе. Малоподвижные игры.
Оформительская деятельность, изготовление поделок (4 час).
Техника оригами. Шрифты. Оформление отрядного уголка. Поделки из природного материала.
Развитие лидерских качеств личности (6 час).
Характеристика личности лидера, его гражданская позиция. Молодежная политика в республике.
Ораторское искусство (8 час).
Формы публичных выступлений. Логика составления выступления перед публикой. Лексика выступающего. Культура поведения на сцене.
Этикет (6 час).
Значение этикета в общении. Правила поведения в обществе.
Самоуправление в детском объединении (2 час).
Модели ученического самоуправления в школе и в общественном объединении. Цели и задачи ученического самоуправления. Схема взаимодействия субъектов в структуре ученического самоуправления.
Песня в детском объединении (4 час).
Значение песен в сплочении детского коллектива.
Психологический климат в детском коллективе (6 час).
Создание доверительных отношений в коллективе. Формы и методы работы в малой группе. Рефлексия в отряде. Психологические игры на знакомство.
Итоговое занятие (2 час).
Проведение итогов деятельности объединения за 2014-2015 учебный год. Награждение, объявление благодарности активным членам.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п
Тема
Количество занятий



всего
план
Факт


Введение. Инструктаж по технике безопасности.
1
01.09



Знакомство с объединением. Тестирование «Лидер ли я?»
1




История возникновения детских организаций.
2
08.09









Знакомство с программами ДОО: СНТ, «Содружество», «Азбука жизни», «Альтаир» и т.д.
2
15.09









Распределение обязанностей между членами объединения.
1
22.09



Составление плана мероприятий на новый учебный год
1




Подготовка и утверждения Устава ДОО.
2
29.09









Подготовка и утверждения Положения ДОО
2
06.10









Утверждения штандартов организации. Ведение протоколов.
2
13.10









Организация досуговой деятельности. Разнообразие форм досуговой деятельности.
1
20.10



Логика подготовки массового мероприятия.
1




Написание сценариев досуговых мероприятий.
1
27.10



Практическая работа: «Сценарий ко Дню матери».
1




Педагогика вожатского мастерства. Кто такой вожатый?
1
10.11



Цель работы вожатого.
1




Личность вожатого.
1
17.11



Характеристика личности вожатого.
1




Педагогическая этика.
2
24.11









Распределение вожатых по классам начального блока.
1
01.12



Подготовка и проведение классного часа для начального блока.
1




Подготовка и проведение ролевых игр для начального блока.
2
08.12









Значение игровой деятельности для ребенка.
1
15.12



Технология организации игры.
1




Спортивные игры на воздухе.
1
22.12



Малоподвижные игры.
1




Инструктаж по технике безопасности. Оформительская деятельность, изготовление поделок. Техника оригами.
1
12.01



Шрифты. Поделки из природного материала.
1




Оформление отрядного уголка. (практика)
2
19.01









Развитие лидерских качеств личности.
Кто такой лидер?
2
26.01









Характеристика личности лидера, его гражданская позиция.
1
02.02



Упражнение «Делай как Я».
1




Упражнение «Уверенное поведение», «Ассоциация».
1
09.02



Упражнение «Я в бумажном зеркале», «Уверенное поведение».
1




Ораторское искусство.
Формы публичных выступлений. (лекция).
1
16.02



Логика составления выступления перед публикой.
1




Лексика выступающего. Культура поведения на сцене.
1
23.02



Подготовка проекта «Ветеран живет рядом» к празднованию 23 февраля.
1




Подготовка сценария и проведения концерта посвященного «Международный женский день – 8 Марта».
2
02.03









Упражнение «Хороший слушатель», «Кто хочет общаться?».
1
09.03



Групповая дискуссия «С какими людьми мне нравится общаться».
1




Что такое этикет?
1
16.03



Значение этикета в общении.
1




Правила поведения в обществе.
2
30.03









Подготовить классный час для начального блока. Тема: «Этикет и мы».
2
06.04









Самоуправление в детском объединении. Модели ученического самоуправления в школе и в общественном объединении. Цели и задачи ученического самоуправления.
1
13.04



Схема взаимодействия субъектов в структуре ученического самоуправления.
1




Песня в детском объединении. Значение песен в сплочении детского коллектива.
1
20.04



Знакомство с жанром бардовской песни.
1




Прослушивание различных жанров песни.
1
27.04



Разучивание песни под гитару.
1




Психологический климат в детском коллективе. Создание доверительных отношений в коллективе.
1
04.05



Формы и методы работы в малой группе.
1




Рефлексия в отряде. Психологические игры на знакомство.
1
11.05



Игры «Визитка», «Расскажи о себе».
1




Игры: «Комплимент», «Фигуры».
1
18.05



«Поменяйтесь местами те, кто »
1




Проведение итогов деятельности объединения за 2014-2015 учебный год. Защита портфолио организации. Ее достижений организации и каждого отдельного его члена.
1
25.05



Награждение, объявление благодарности активным членам.
1




IV. Методическое обеспечение.
В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и активность, развивается ораторское искусство, этикет поведения, разговора и стиля.

V.Этапы педагогического контроля.

№ п/п
Сроки
Какие ЗУН контролируются
Форма проведения

1.
Ноябрь
Сплотить коллектив, умение написание сценариев.
Подготовка сценария ко Дню матери

2.
Февраль
Умение работать в коллективе, принимать решение, проявлять инициативу, анализировать итоги.
Проект «Ветеран живет рядом».

3.
Май
Подведение итогов деятельности министерств за 2014-2015 учебный год.
Собрание

VI. Образовательно-воспитательная работа.

№ п/п
Мероприятие, форма проведения
Сроки


История детского движения.
Сентябрь


Нормативно-правовая основа детского объединения.
Октябрь


Педагогика вожатского мастерства.
Ноябрь


Игра в детском объединении. Оформительская деятельность, изготовление поделок.
Декабрь, январь


Ораторское искусство.
Этикет.
Февраль, Март


Самоуправление в детском объединении. Песня в детском объединении.
Апрель


Итоговое занятие. Проведение итогов деятельности объединения за 2014-2015 учебный год. Награждение, объявление благодарности активным членам.
Май


VII. Литература.
Литература для учащихся:
Разноцветный мир детства: детские общественные организации: Учеб.пособие для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений/ И.И.Фришман, Л.В.Байбородова, А.В. Волохов, М.И. Рожков и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. – Казань: Татарское кн.изд-во, 2007. – 119 с.
Хочу быть лидером. – Н.Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2000. – 96.
Литература для педагога:
Авторская программа «Школа лидера», автор Юзмухаметова Юлия Николаевна, методист Дворца творчества детей и молодежи имени И.Х.Садыкова.
Кузьмина С.И., программа доп.образования по подготовке актива ДОО. – Казань: РИЦ «Школа», 2000.- 52 с.
Курганский С.М. Путешествие в страну творчества и самоуправления: организация досуговой деятельности учащихся старшего школьного возраста. – М.:5за знания, 2007. – 208 с.
Смекалова Е.М. Школа лидерства: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.



Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915