ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «ШКОЛА ЛИДЕРА»


областное ГОсударственное Автономное
образовательное учреждение
СРЕДНЕГО профессионального образования
«ангарский техникум строительных технологий»

ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«ШКОЛА ЛИДЕРА»

Методические рекомендации
педагогам и воспитателям
для проведения
учебного занятия для
лидеров самоуправления
обучающихся ОГАОУ СПО АТСТ
Ангарск, 2014

Составитель: Амгейзер А.А., педагог-психолог
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………. Методический материал для занятия «Школа лидера»……… Методика "Лидер"………………………………………………….. Приложение……………………………………………………………. Тезаурус…………………………………………………………………. Литература……………………………………………………………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Лидер – значит рядом и чуть впереди. Это очень ответственно – вести за собой тех, кто тебе доверяет. Научись доверять самому себе. Думай о тех, кто идет за тобой»
Цель методических рекомендаций: предоставить педагогам и воспитателям методические разработки для содействия и помощи обучающимся полнее раскрыться в роли лидера, найти и привнести в свою жизнь новые возможности.
Данные методические рекомендации содержат методический и информационный материал для подготовки учебного занятия для лидеров активов групп в рамках развития системы самоуправления обучающихся ОГАОУ СПО АТСТ.
Данное занятие преследует такие задач как:
осознание внутренних барьеров для развития личности;
развитие навыков эффективного общения;
развитие навыков управления групповыми процессами;
развитие навыков самопрезентации и публичного выступления;
осознание своей миссии и роли в среде сверстников.
Форма занятия: обучающее занятие с элементами тренинга.
В подростком сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных:
со своеобразием развития подростка на данном этапе развития
с учением как преобладающим видом деятельности подростка;
С ситуацией лидерства (формальное или неформальное, временное или постоянное и т.д.)
С отношениями со взрослыми.
Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность подросткового сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности подростка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении развивается лидерская позиция, проявляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.
Последнее десятилетие выдвинуло в числе качеств идеала лидера – человека, способного повести за собой, определить верный путь, взять на себя ответственность за решение. Лидеру верят, он способен придать смысл жизни другому человеку, дать ему уверенность в себе и своем будущем.
Некоторые обучающиеся, при выдвижении их в органы самоуправления, начинают сомневаться в своих возможностях. Некоторые делают это искренне, другие – для формы, в душе веря что справятся (в этом их часто убеждают товарищи, указывая на их достоинства), третьи исходят из того простого и древнего принципа, что «не боги горшки обжигают». Между тем, подростку, которому предоставляют место лидера, стоит иметь представление о своих возможностях, соотнося их с той работой, которой предстоит заниматься.
В проведении занятия можно использовать такие формы и тематику заданий
Задание 1. Взаимоотношения с самим собой.
Основы эффективного лидерства. Определение лидерства. Различные подходы к оценке эффективного лидерства. Формирование «образа Я». Изучение своих возможностей как лидера.
Участники исследуют свой тип лидерства.
Задание 2. Взаимоотношения с другими.
Принципы эффективного общения. Барьеры в общении.
Участники отрабатывают навыки налаживания взаимопонимания: внимание, установление контакта, эмпатия, активное слушание.
Задание 3. Взаимоотношения с коллективом.
Особенности групповых процессов. Распределение ролей в коллективе. Роль лидера в групповом процессе.
Участники отрабатывают навыки управления групповыми процессами
Задание 4. Взаимоотношения с общественностью.
Навыки публичного выступления. Цели коммуникации, обратная связь, компоненты публичного выступления.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «ШКОЛА ЛИДЕРА»
Люди, бывает, жалуются, что плохо знают самих себя, на что они способны. Если это так, то только потому, что они редко оценивают, разбирают свои действия, поведение, недостаточно внимательны к мнению других.
Отвечая на поставленные вопросы, постарайтесь сделать самоанализ своей подготовленности к организаторской работе со сверстниками. Проанализируйте степень развития в себе указанных качеств, подумайте, как развить наиболее ценные, как избавиться от недостатков.
Можете ли Вы сказать о себе, что Вы человек общительный?
Общительный человек легко устанавливает контакты с людьми, без труда может поддержать беседу, ему не трудно внести оживление в довольно скучную компанию, он всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.
Не обязательно быть «сверхоткрытым», но замкнутость для лидера противопоказана.
Умеете ли вы владеть собой?
Можете ли вы в минуты сильного волнения, эмоционального «взрыва» (ссоры, злости, раздражения) взять себя в руки, оставаться объективным и рассудительным, удержать в себе желание сорвать зло на окружающих?
Насколько вы сдержанны в выражении чувств Умеете ли вы подчиняться?
Требуя подчинения от других, лидеру необходимо уметь подчиняться своим руководителям. Были ли у вас случаи, когда вы не выполнили указания вышестоящих органов или их представителей? Как вы себя ведете, если вас обязывают делать то, с чем вы не согласны? Умеете ли вы убедить в своей правоте?
Имейте в виду, что внутренняя дисциплинированность и собственная организованность будут делать вам честь как лидеру.

Можете ли вы самостоятельно принимать решения?
Вспомните, какие решения вам приходилось принимать самостоятельно в последнее время. Какие из них принимались на свой страх и риск, какие были согласованы со старшими? Часто ли вы берете на себя ответственность за те или иные действия своих сверстников, не согласовав их предварительно с кем-нибудь?
Помните, что излишняя самоуверенность в лидерской работе граничит с авантюризмом, а нерешительность с трусостью, Держитесь золотой середины, стремитесь к разумной самостоятельности, но не избегайте оправданного риска.
Всегда ли вы готовы действовать?
Как быстро вы находите выход из сложной ситуации?
Вспомните такие ситуации за последнее полгода. Как вы их разрешали?
4112895839470 Быть готовым к действию – значит быстро, без раскачки искать решение, наметить пути и выбрать лучший, проявить находчивость. Готовность выражается также в знании собственных прав и обязанностей.
Как вы оцениваете положение дел в коллективе?
Объективно смотреть на положение дел – значит, видеть все достоинства и недостатки. Действительно ли активны в коллективе все, или создается видимость бурной деятельности за счет того, что дело делают лишь единицы?
Как вы судите о людях – по их словам или по их делам? Самокритичны ли вы? Что вам мешает в работе? Хорошо ли вы знаете ребят в коллективе?
Готовы ли вы дать краткую характеристику каждому в коллективе, выделив деловые и личные качества, отличающие одного вашего товарища от другого? Достаточно ли вы объективны?
Объективная оценка – это умение отметить недостатки тех людей, которым вы симпатизируете, и достоинства тех, к кому относитесь с предубеждением. Попытайтесь представить, как поведет себя в ней каждый из коллектива.
Как близко к сердцу вы принимаете успехи и неудачи товарищей?
Искренне сопереживание радости и горю, успехам и неудачам сверстников – показатель внутреннего единения лидера с коллективом.
Волнуют ли вас достижения или неприят-ности ваших товарищей? Возникает ли чувство гордости за коллектив даже том случае, если успехи достигнуты без вашего участия? Пользуетесь ли вы авторитетом?
«Откуда я знаю, - можете ответить вы. Пусть судят об этом другие». Верно. Но все же. Показатель авторитета вожака – уважительное отношение к нему всех или подавляющего большинства коллектива, когда товарищи обращаются к нему не только по делу, а приходят посоветоваться, дружески поговорить, поведать о чем-то своем, сокровенном, с готовностью берутся выполнить то или иное поручение своего руководителя.
Советы лидеру
Чтобы убеждать других, надо быть самому убежденным в правоте отстаиваемых позиций.
Постарайтесь сами разобраться в тех положениях, которые Вам предстоит отстаивать. Если затрудняетесь это сделать самостоятельно, обратитесь за разъяснением к опытным людям. Проверьте, достаточно ли убедительны Ваши аргументы – доводы, которыми Вы собираетесь воспользоваться.
Убеждение происходит успешнее, если есть доверие.
Для этого проявляйте уважительное отношение ко всем без исключения слушателям, даже к тем, от кого Вы собираетесь услышать возражения. Воздерживайтесь от поучений: поучающий ровесник бывает смешон и часто вызывает протест даже тогда, когда говорит правильно. Старайтесь держаться свободно, но не развязно.
Относитесь уважительно к мнению других людей.
Не старайтесь начинать Ваши доводы с заявлений, что Ваш собеседник не прав. Не исключайте возможность того, что Вы тоже можете ошибаться. Будет даже хорошо, если Вы в разговоре подчеркнете, что и с вашей стороны возможны ошибки, от них никто не застрахован. После этого пригласите собеседника вместе разобраться в деле. Вот тогда будут уместны Ваши доводы. Этот призыв к объективности и откровению, как правило, принимается собеседником и может привести и его к мысли, что с его стороны ошибки тоже не исключены.
Истина выясняется быстрее в столкновении мнений.
Не старайтесь уходить от спорных вопросов. Лучше честно признаться в неподготовленности к ответу на вопрос, чем прятаться за дежурные фразы и слова. Терпеливо выслушивайте разные стороны. Если есть необходимость, оставляйте последнее слово за собой. Это Ваше право руководителя.
Не проявляйте упрямства, если в чем-то оказались не правы.
Не защищайте «честь мундира», если видите, что Вы не правы. Случается, что, оказавшись неправым в каком-то одном вопросе, Вы пытаетесь, не обращая на это внимания, доказывать и отстаивать свои позиции по всем остальным. Учтите, что такая позиция может вызвать к Вам недоверие. Лучше сразу же отметить свою ошибку в частном вопросе, чтобы продолжать честный и открытый разговор по существу.
Горячность и запальчивость не всегда могут быть союзниками доказательства.
Убеждать человека – это не значит обязательно вступать в спор с ним. Известно психологическое правило – чем дольше спорят, тем упрямее становятся. Здесь важны рассудительность и трезвая голова.
Если Ваши мнения расходятся, то лучше начинать разговор с тех вопросов, по которым ваши позиции сближаются. После этого точно установить, что собеседникам или слушателям непонятно и в чем противоречия. Не стоит тратить свою энергию на очевидное – убеждать людей в том, в чем они давно убеждены.
Проявление внимания к человеку во время встреч, бесед, разговоров – основа лидерской этики.
К разговору необходимо подготовиться, если хотите серьезно поговорить, а не просто переброситься несколькими словами. Продумайте, хотя бы схематично, план беседы. Чего Вы хотите добиться от разговора с человеком – решить надо заранее. Может быть, Вам надо дать поручение, высказать просьбу, снять напряжение у чем-то расстроенного товарища, уточнить какие-то факты, наладить отношения, сделать замечание – все это надо иметь в виду и добиваться достижения цели. Учтите, что вначале Вам покажется трудной такая подготовка к разговору, но потом это войдет в привычку, и все будет происходит как бы само собой.
МЕТОДИКА "ЛИДЕР"
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
Текст опросника
Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да б) нет
Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение в коллективе, чем вы?
а) да б) нет
Находясь на собрании группы, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да, б) нет.
Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да, б) нет.
Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
а) да, б) нет.
Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да, б) нет.
Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да, б) нет.
Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да, б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да, б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да, б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да, б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да, б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да, б) нет.
Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да, б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организа- цией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
а) да, б) нет.
Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да, б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да, б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да, б) нет.
22.Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближаете вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а)дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да, б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да, б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да, б) нет
26. Кто с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да, б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да, б) нет.
29.Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30.Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для вас?
а) демократический, б) авторитарный.
31.Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да, б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да, б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
а) да, б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен, б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности?
а) да, б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да, б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да, б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
а) да, б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизцию в вашем коллективе?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да, б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да, б) нет
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да, б) нет.
47. Кем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
а) да, б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет.
Оценка результатов и выводы
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, Вы ставите 1 балл, при не совпадении — 0 баллов.
Ключ:
1 a 11 а 21 а 31 а 41 а
2 а 12 а 22 а 32 а 42 а
3 б 13 б 23 а 33 б 43 а
4 а 14 б 24 а 34 а 44 а
5 а 15 а 25 б 35 б 45 б
6 б 16 б 26 а 36 б 46 а
7 а 17 а 27 б 37 а 47 б
8 б 18 б 28 а 38 б 48 а
9 б 19 б 29 б 39 а 49 б
10 а 20 а 30 б 40 б 50 б
Если сумма баллов оказалась:
до 25 баллов - качества лидера выражены слабо;
от 26 до 35 - качества лидера выражены средне;
от 36 до 40 - лидерские качества выражены сильно;
больше, чем 40 - то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Приложение
Подготовка к выступлению
Следует удалить из текста длинные (больше 11 слов) и сложные предложения, словосочетания и слова, чтобы смысл выступления был понят при наименьших затратах усилий слушателей.
Это можно сделать после тщательного обдумывания материала выступления. Чем правильнее и глубже он понят, тем проще, доступнее сможет его изложить докладчик. Текст выступления должен быть составлен логично, последовательно и аргументировано.
Целесообразно обратить внимание на фразеологию, использовав, по возможности, пословицы, поговорки, «крылатые» выражения и слова, профессиональные фразеологизмы. Выразительная речь способствует привлечению внимания слушателей.
Не следует приводить много цифр.
Это утомляет слушателей.
Составленный текст выступления надо проверить внимательно, не торопясь, чтобы исправить непроизвольные ошибки. Например, ведущая передачи «Наш сад» пригласила телезрителей «на выставку садоводов-любителей». Выставлены будут не садоводы, а выращенные ими овощи, ягоды и фрукты. А в рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» один из недовольных пассажиров, Ярмонкин, записал в жалобной книге: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Здесь тоже мысль-то понятна, а получилось, что подъезжала шляпа, а не т.Ярмонкин.
Доклад существенно оживляют примеры из жизни и практики, они улучшают восприятие материала. Их нужно хорошо продумать, чтобы они работали на избранный элемент выступления, уточняли его, а не смазывали.

Самое важное при подготовке к выступлению — проверить, не превысите ли Вы время, отведенное для доклада (это время, как правило, известно организаторам мероприятия заранее).
Для этого прорепетируйте выступление (лучше вслух, но можно и про себя), засекая по часам начало и конец выступления. Если превышен регламент, уберите часть материала. Затем прорепетируйте выступление несколько раз до тех пор, пока не исчезнет необходимость заглядывать в бумажку с текстом выступления.
Помните текст указа российского императора Петра I: «Господам сенаторам речь держать не по писанному, а токмо словами, дабы дурость всякого всем видна была»
Надо продумать одежду. Она должна соответствовать обстановке выступления. А.Ф.Кони в статье «Советы лекторам» советовал выступающим: «Следует одеться просто и прилично. В костюме и обуви не должно быть ничего вычурного и кричащего...» Недопустимы неаккуратность в одежде и излишняя пестрота.
ПРОЦЕСС ВЫСТУПЛЕНИЯ
Как начать. Само появление выступающего перед аудиторией оказывает психологическое воздействие на слушателей. Оно должно настроить присутствующих на успешность выступления. Поэтому надо скрыть плохое настроение, если оно было, временно не думать ни о чем том, что не связано с предстоящим выступлением.

Очень важно «зацепить» внимание слушателей в начале выступления.
Вот какой пример привел А.Ф.Кони из своей практики. Он был не только выдающимся юристом, но и отличным оратором. «Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор, начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал придется, но не сразу надо давать его, а только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять нужно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся, случайной. Это — закон. Первые слова должны быть совершенно простыми... Можно начать так: «В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно повлияла одна: сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было очень жалко тех ребят, которых великан резал, как поросят, огромным ножом и бросал в дымящийся котел. Когда я подрос и узнал...» Далее переходные слова к Калигуле. Вы спросите, при чем же тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула в жизни — братья по жестокости»
Не следует начинать выступление с извинений или оправданий по какому-либо поводу. Это воспримется как самовосхваление.
Текст выступления надо положить перед собой, но обращаться к нему как можно реже. Лучше пользоваться планом выступления, записанным на небольшой карточке. А еще лучше ничем не пользоваться — так лучше воспримут выступление. Если уж очень сильно волнуетесь, прочтите 2—3 первые фразы, а затем, немного успокоившись, отходите от бумажек.
Рекомендации для устранения излишних волнений:
сконцентрировать внимание на внутренней стороне выступления, т.е. на содержании, а не на внешней (как воспримут, хорош ли как оратор и т.п.);
заставить себя поверить в то, что хорошо подготовился;
напряжение нервной системы перед выступлением снимает также пребывание в тихом и теплом помещении с неярким светом, голубые и светло-зеленые тона, картины со спокойным сюжетом;
снять ненужное напряжение помогает частая попытка несколько раз сильно зевнуть, особенно если при этом еще и сильно потянуться;
если выступающего гнетет воспоминание о давнем провале своего доклада, то следует проникнуться уверенностью в том, что, поскольку он уже выступал хорошо после неудачи, теперь ему известны причины провала и он знает, что нужно предпринять для обеспечения успеха;
если провал был недавно, то нужно вспомнить о том, что по теории вероятностей исключаются два неудачных выступления подряд.
Чем необычнее, неожиданнее вступление, тем быстрее будет привлечено внимание слушателей к теме доклада. Тщательно готовить вступление, а также и заключение следует и потому, что лучше воспринимается то, что приводится в начале и в конце сообщения. В психологии это называется «законом края».
Как держаться. Держаться надо, по возможности, свободно, не показывая, как это трудно. С достоинством. Однообразие позы докладчика и его застывшее лицо угнетает слушателей. А чрезмерная подвижность утомляет. В процессе выступления лучше обращаться к разным слушателям, а не смотреть постоянно на одного человека, например, консультанта Вашего доклада или в одну точку, в потолок. Успех выступления сомнителен, если докладчик, достигнув трибуны, распластывается на ней грудью, да еще ритмично покачивается.

Темп. Для легкости восприятия лучше выбрать умеренный темп, не быстрый. При изложении важной или трудной для восприятия части выступления темп речи замедляется. Высокий темп не позволяет сосредоточиться на восприятии материала, низкий — снижает активность слушания. Оптимальный для восприятия темп —120 слов в минут
Громкость.
Существенные, важные слова или предложения доклада произносятся громче.
Перед микрофоном обычно говорят тише, потому что он усиливает громкость.
Орфоэпия.
Нельзя делать ошибки в произношении слов. Например, некоторые говорят «та скать» вместо «так сказать»; «есе», а не «если»; «тащи» вместо «товарищи»; «дэфэкт» и «тэмпы» вместо «дефект» и «темпы». Можно услышать: «Дорогие тащи тираны!» вместо «Дорогие товарищи ветераны!»
Встречаются ошибки при произношении имени и отчества. Например, «Мария Ивановна» вместо «Марь Иванна» или «Сан Саныч» вместо правильного «Алексан Саныч» и т.п.
Дикция.
Все слова при выступлении старайтесь произносить четко. Сложившуюся дикцию изменить трудно, но возможно. Известно, что знаменитому Цицерону это удалось. Он систематически приходил на берег моря, клал в рот камни и произносил речи. Стал самым признанным оратором.
Интонация. Паузы.
Интонация — это повышение и понижение тона звука, силы звука (голоса), изменения в какие-то моменты речи темпа, тембра, использование перерывов в речи (пауз). Паузы делают не только для отделения одной высказанной мысли от другой (причем если предстоит высказать фразу поважнее других, то паузу лучше сделать попродолжительнее), но и для отдыха слушателей. Внимание слушателей от длительного напряжения слабеет, восприятие речи докладчика ухудшается.

Для восстановления внимания докладчики применяют разные приемы, в том числе в виде «освежающего отступления», как выразился А.Ф. Кони. Лучшая форма такого отступления — шутка. Но это больше подойдет для лекции, доклада, а для выступления на конференции, собрании, где много выступающих и регламент ограничен 5—10 минутами, этот прием трудно применить эффективно. Паузы любого вида, если они своевременны, существенно украшают речь, делают ее выразительнее. Пауза может даже оборвать или спасти жизнь человека. Гонец прочитал перед палачом у гильотины последний приказ малограмотного короля: «Казнить не надо миловать!» А паузу сделал перед словом «миловать», чем спас жизнь обреченного.
Один из самых распространенных недостатков начинающих докладчиков — механическая речь, монотонная, т.е. без каких-либо интонаций.
Жесты.
Жестикулировать при выступлении необязательно. А однообразные, часто повторяющиеся жесты лишь утомляют слушателей. Например, некоторые на протяжении всего доклада могут сотню раз сделать вертикальный лихой жест рукой, словно рубят воздух.
Другие предпочитают время от времени разводить и сводить руки. Третьи любят тыкать пальцем в аудиторию. Некоторые выступающие копируют жесты других людей
Никогда не выступайте, скрестив руки под животом. Это — любимый жест Гитлера. Свои жесты, выражающие Ваш темперамент, наиболее удачные, следует «шлифовать», закреплять.
Как закончить выступление.
Первейшее и непременнейшее условие успеха Вашего выступления — своевременное его окончание.
В начале любого собрания, совещания, конференции обговаривает время, отводимое для доклада, для вопросов к докладчику, для выступлений (т.е. устанавливается регламент). Известно, что выступить на любую тему успешно можно не более чем за 5 минут (дать анализ рассматриваемой ситуации, высказать предложения, обрисовать перспективы и сделать выводы). Во всяком случае, любой доклад не должен быть продолжительнее 10 минут. Очень важно не превысить установленный регламент ни на одну секунду — в сумме 1 секунда может обернуться часами для аудитории. Опытный докладчик скорее опустит какую-то часть подготовленного выступления, чем превысит установленный регламент. Не стоит и после нарушения регламента заявлять с трибуны: «Я кончаю!» Раз уж Вы настолько плохо подготовились к выступлению, что не укладываетесь в отведенное время (это — худшее, что может случиться), то (часы всегда при Вас), без высказывания лишних эмоций, выкидывайте кусок из конца Вашего доклада и выходите из-за трибуны. Ни секундой позже установленного регламента. Молча. Только поблагодарите слушателей за внимание.

Непредвиденные
обстоятельства
1. Если потеряна нить (последовательность) выступления, то при этом нужно:
— прежде всего сохранять спокойствие
повторить последнее высказывание, по возможности другими словами;
подумать о том, для какой цели была высказана предыдущая фраза;
если не удалось восстановить запланированную последовательность выступления, то следует перескочить к началу следующего положения доклада;
если при этом уже высказаны все положения доклада, то закончить выступление.
При этом нельзя:
произносить фразу типа: «Что же я хотел сказать?»
мычать. Мычание — нехитрый прием для сокрытия медлительности движения мысли, бедности словарного запаса, скудости интеллекта.
2.В процессе импровизационного выступления упущена какая-либо мысль. Тогда:
если она не слишком важна, то и не стоит возвращаться к этому;
если важна, то выйти из положения, например, так: «В дополнение к сказанному о... можно вспомнить, упомянуть... о... том-то». Или: «Можно дополнить...» Или: «Следует иметь в виду...»
3.Выступающий оговорился:
если ошибка в произношении незначительна, можно продолжать говорить (одни слушатели не заметят, другие будут снисходительны);
если ошибка меняет смысл высказываний, то лучше исправиться.
4.Отказала техника:
—устраивается перерыв.
5.Выступление прерывают реплики с мест (из зала):
если реплики несущественны, то не замечать их;
если реплики принципиального характера, то ведущий собрание или докладчик напоминают о том, что каждый из присутствующих сможет высказать свое мнение при обсуждении (после доклада).
6. Слушатели начали демонстративно зевать, а то и выходить из зала:
—срочно закругляться.
Традиция продолжительных выступлений возникла в нашей стране в 20-е годы. Тогда, если докладчик выступал меньше 3 часов, то «усматривали в нем человека неосведомленного (не знает, о чем сказать), либо глупого (нет мыслей в голове), либо хитрого (что-то скрывает)». В наши дни этот регламент значительно снизился, но еще не достиг нормального. Не всем известно, что эффективность любого выступления (кроме учебной лекции) по любой проблеме наибольшая, если оно длится не более 5 минут, не все могут подготовить короткое выступление и не все оценивают важность наличия свободного времени многих людей.
Этика. Впечатление слушателей от выступления существенно зависит от того, насколько этичен выступающий в обращении со слушателями, иногда от трудноуловимых признаков, от степени доброжелательности при ответах на вопросы. Если при выступлении используется демонстрационный материал (плакаты, графики), пользуйтесь указкой, располагаясь боком, а не спиной по отношению к аудитории. В самом конце поблагодарите слушателей за внимание Будьте точны в выражениях, интонациях даже в мимике, и Вы не попадете в такое неловкое положение, как молодой парень в трамвае г.Ангарска. Он стоял позади двух девушек и готовившись к выходу, спросил их: «Вы у «Родины» выходите?» Есть там остановка под названием «К/т Родина». Оттого, что тон голоса его был мрачноватым, девушкам показалось, что он спросил: «Вы, уродины, выходите?» «Выступальщик» получил свое.
Можно услышать такое окончание выступления: «А теперь я хочу попрощаться с вами...» Или: «На этом я хочу закончить свое выступление». Это и лишне и неэтично. Даже если слушатели отвратительны, закончите корректно, лучше уж сказать: «А теперь мне приходится...» Или: «На этом мне приходится...»
Прав был незабвенный Экзюпери, сказав, что величайшая роскошь на земле — это роскошь человеческого общения
Новые разделы выступления, в зависимости от обстановки на собрании, можно начинать так: «Уважаемые коллеги!» или «Друзья!» (только не «Дамы и господа!», в России никогда не употреблялось это нелепое обращение, было: «Господа!» В Англии и США было и есть: «Леди и джентельмены!», в Испании: «Синьоры и синьориты!» и т.п.). Обращение «Товарищи!» из-за его излишней универсальности в применении сейчас употребляется все реже.
При обращении лучше всего применять слово «сударь» (сокращение от «государь» — житель государства). Пересильте себя раза 2-3, употребив эту форму обращения. Хотелось бы, чтобы наше общество быстрее вернулось к этому уважительному обращению, на которое никто не обидится (на обращение «господин» некоторые, у кого не хватает денег на хлеб, обижаются).
Возможен случай, когда Вы в группе лучших участников студенческой конференции, олимпиады и т.п. получаете ценные или неценные призы, подарки, цветы и стоите перед выбором: целовать или не целовать вручателя? Не целуйте! Поцелуи уместны и благотворны лишь между близкими. Поцеловать можно вручающего цветы ребенка и, конечно, не в губы. Если Вы — он, а поздравляющий и вручающий — она, лучший способ выразить ей благодарность и теплоту чувств — поднести кисть ее руки к своим губам, склонив голову при этом в почтении
Ответы на вопросы.
Китайцы говорят: «Сначала свари слово, а готом вытащи его изо рта». Только не мычите, это неприятно. Лучше — пауза. Но отвечать нужно лаконично и убедительно. Сформулировать в уме ответ и не спеша, исчерпывающе ответить.
Нельзя прерывать задающего вопрос восклицанием: «Все ясно!» Или «Я вас понял!»
Неэтично при ответе на вопросы употреблять выражение: «Как я уже говорил...» (вроде как спрашивающий проспал часть выступления).
Если задан вопрос не по существу, на него надо ответить хладнокровно, не проявляя возникших эмоций, пренебрежения.
В особо тяжелых случаях ответьте: «Этот вопрос нуждается в специальном изучении».
ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Самый важный этап Вашего публичного выступления, это — время после доклада. Надо проанализировать самому свое выступление, поинтересоваться впечатлением консультанта, близкого товарища.
Они скажут и о недостатках. В очень приличной форме. Например: «Я бы постарался уложиться в 10 минут, отведенные для доклада на семинаре». Опыт выступлений приобретается не увеличением числа выступлений, а в результате размышлений над каждым из них. Чтобы закреплять хорошее и устранять плохое. Всякий раз надо давать оценку выступлению.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ДОКЛАДА
Демонстрационный материал. Для научного доклада, как правило, готовят плакаты, дополняющие или поясняющие материал доклада.
Чертежи, графики и диаграммы выполняют черной тушью. Цветными делают только линии в группе кривых. При этом учитывают, что зрительное восприятие желто-зеленого цвета в 9 раз сильнее красного и в 17 раз — синего той же интенсивности.
Высота знаков (букв и цифр) на плакатах должна быть не менее 40 мм при толщине линий не меньше 3 мм. А если точно (когда известна заранее глубина аудитории), то:
при восприятии изображения с расстояния 7,5 м буква должна быть высотой не менее 25 мм;
соотношение размеров буквы и расстояния от нее до зрителя — 1:300;
ширина штриха должна быть в 6—7 раз меньше размеров буквы и цифры.
Демонстрационные плакаты должны иметь минимум второстепенных деталей, чтобы не рассеивалось внимание слушателей.
Каждый плакат должен иметь короткий заголовок. В левом верхнем углу помещают порядковый номер плаката, высота цифр — не меньше 100 мм (можно номера написать на кусочках ватмана, а перед докладом прикрепить каждый номер к соответствующему плакату канцелярской скрепкой).
Плакаты надо развесить заранее и запомнить местонахождение каждого из них.
Чтение доклада. Лучше делать доклад, не заглядывая в текст. Держаться следует лицом к слушателям, а не к плакатам. Указав на плакатах нужную деталь, надо немедленно повернуться лицом к слушателям.
Нельзя размахивать указкой, ковырять ею ботинок, стучать ею по плакату.

Тезаурус
Лидерство – это совокупность личностных качеств человека которые побуждают людей следовать за ним.
Психологический тренинг – это интеграция активных методов практической психологии. Осуществляется посредством психологического воздействия, предполагает процесс саморазвития и самопознания и «обучает» общественным формам поведения.





Литература:
1. Зарипова Ю.Р. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007.
2. Захаров В.П., Хрящёв Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. Л., 1989.
3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.