Урок окружающего мира для 4 класса по теме: “Прошлое и настоящее глазами эколога” (на основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В.Давыдова)


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №2 (IV вида)
Кировского района Санкт – Петербурга
Урок окружающего мира для 4 класса
по теме: “Прошлое и настоящее глазами эколога”
(на основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В.Давыдова),
проведенный Кудровой Галиной Олеговной

Санкт-Петербург
Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога.
Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
Развивающие: развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей.
Воспитывающие: воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения, душевные качества: доброту, взаимовыручку. Литература: Учебник “Окружающий мир” А.Плешакова, Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс
Средства обучения: мультимедийная установка, презентация, учебник Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" Ч.1, рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас".
План урока
Организационный момент (1 мин)
Вовлечение учащихся в обсуждение социально значимого вопроса (2 мин)
Осмысление актуальности изучения (3 мин)
Работа с информацией, формулировка собственных выводов, составление схемы (12 мин)
Первичная самооценка по техкарте (приложение) (2 мин)
Продолжение работы (5 мин)
Закрепление (5 мин)
Самооценка на основе рубрик (3 мин)
Формулировка домашнего задания (1 мин)
Ход урока.
Этап урока (в соответствии с планом урока) Содержание обучения
(деятельность учителя и учащихся)
1.
Организационный момент. -Здравствуйте! Меня зовут Галина Олеговна. Сегодня урок по окружающему миру проведу у вас я.
2. Вовлечение учащихся в обсуждение социально значимого вопроса.

3.Осмысление актуальности изучения.
Работа с информацией, формулировка собственных выводов, составление схем.
Первичная самооценка по техкарте (приложение)
Продолжение работы.
7. Закрепление
Слайд 1
– Мы живем на планете Земля. Ее называют «зеленым домом»
Слайд 2
– Почему?– Посмотрите, сколько прекрасного на нашей Земле.
Слайд 3
– Моря и реки
Слайд 4, 5
– Леса и горы
Слайд 6
– Деревни и города
Слайд 8, 9
– Растения и грибы
Слайд 10, 11
– Птицы и звери
Слайд 12, 13
– Рыбы и насекомые
Слайд 14
– Но часто природа нам подает сигнал бедствия! Почему?
– Давным-давно жизнь древних людей зависела от капризов природы. Тогда люди жили в пещерах. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только то, что необходимо было им для жизни. Но потом появились, поля, фермы, заводы, дома. И люди решили, что уже не зависят от природы, что они сильнее ее, и даже решили покорить природу с помощью техники.
Почему в древности давным-давно, когда не было машин, городов жизнь людей зависела от природы?
Как эта зависимость изменилась в наше время?
К чему привело покорение? Посмотрим!
Слайд 15
– Стали грязными вода, воздух
Слайд 16
– А слышали ли вы о шумовом загрязнении? Главным источником являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты. А так же промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди. Источник появляется и внутри жилища человека (бытовая и офисная техника) Дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (средств звукового обнаружения)
Слайд 17
– Стали гибнуть леса (вырубка ради древесины, выжигание, выкорчевывание деревьев для увеличения угодий)
Слайд 18, 19
Исчезло много видов животных и растений, а многие находятся на грани исчезновения.
Слайд 20
– И природа подает нам сигнал SOS
Слайд 21
– Стали редкими:
уссурийский тигр;
Слайд 22
моллюск наутилус.
Слайд 23
– Вследствие интенсивной охоты в XVII и XVIII веке, зубр исчез в почти всех странах Европы.
Слайд 24
– В настоящее время дальневосточный леопард находится на грани полного уничтожения. 
– Так может ли быть человек покорителем природы?– Кем он должен быть для природы? Докажите.– Человек – это часть природы, нужно относится к ней как сын, который любит свою мать.– Может ли человек прожить без природы? Докажите.– А природа, может жить без человека? Докажите.
– Итак, от необдуманной деятельности на нашей планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего человечества.
–Какая наука изучает влияние деятельности человека на окружающую среду? (экология)
- Экологических проблем очень много.
– Какие знаете? (разрушение озонового слоя, парниковый эффект, глобальное потепление, уничтожение тропических лесов, дефицит воды, недостаток пищи, рост численности населения, загрязнение воздуха, воды, шумовые загрязнения) – Обсудим некоторые из них.
Слайд 25
Первая проблема: загрязнение океана.
Послушаем об этом: (читает ученик)Ежегодно в океаны попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор.От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. А к чему это приводит?В 1972 году в Бразилии на берегу было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Они не могли дышать, им не хватало кислорода, и они выбросились на берег.Опасны и бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных, которые человек употребляет в пищу.
К чему это может привести?
Верно, употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. 80% загрязнения океана, результат деятельности человека на суше. Особенно тяжелая обстановка в Средиземном море и на побережье Северного моря.
Давайте составим схему.

Как же защитить океан от загрязнения? Послушаем об этом… (сообщение ученика)
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. На предприятиях устанавливаются фильтры. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России»
- Попробуйте сами составить схему на основе этого текста. (тексты у каждого на парте)
Слайд 26
– О каких мерах защиты океана услышали?– Но самое главное, каждый человек должен не причинять вред океану, ведь океан тоже часть природы.
Слайд 27, 28
– Еще одна экологическая проблема – мусор.– Откуда он появляется?– В год на каждого жителя приходится 1000кг мусора – целая тонна! У кого сколько человек в семье? (3 человека- 3 тонны! Вы только представьте сколько это мусора!) Что же делать, чтобы мусора в наших городах было меньше?– В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке и переработке мусора. Некоторые предметы используют вторично. (Слайд 28 - знак вторичной переработки)– Как вы думаете, какие это предметы?– Верно, стеклянные банки и бутылки.
Слайд 29
Нельзя загрязнять, захламлять лес и места отдыха. Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – 100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
Кто сталкивался с проблемой мусора? Где видели? (по дороге на дачу, в парадной)
А у кого родители и знакомые никогда не бросают мусор на дороги? Выразите им благодарность.
- Теперь возьмите техкарты, которые лежат у вас на столах, и оцените свою работу по 1 и 2 пунктам обязательной части.
Мы обсудили только две экологические проблемы, но их гораздо больше. И очень хорошо, что человек понял, что нужно охранять окружающую среду.
А может ли один человек вылечить планету? (Охрана окружающие среды - это задача всего человечества. )Что же человек и все человечество предпринимает для этого? Прочтите об этом самостоятельно в учебнике на стр.50-52
Какие международные организации создали люди для охраны окружающей среды?
Слайд 30
– Чем они занимаются?
Слайд 31
Для решения экологических проблем, мы должны:
беречь продукты, воду, электроэнергию;
сортировать мусор;
покупать товары со знаком вторичной переработки, сохраняя леса;
беречь растения;
изучать природу
Какая наука изучает влияние деятельности человека на окружающую среду? (экология)
Почему человеку не удалось покорить природу?
Какие проблемы зависят от каждого из нас?
Слайд 32
– А какие бы лозунги вы написали, чтобы люди относились к природе бережно?
Слайд 33
Давайте будем беречь планету!Во всей Вселенной похожей нету!
8. Самооценка на основе рубрик
Формулировка домашнего задания Я могу, опираясь на материал учебника раскрыть понятие «экология» и привести примеры загрязнения окружающей среды «2»
Я могу, без использования учебника, своими словами охарактеризовать понятие “экология”, могу привести примеры загрязнения окружающей среды. «3»
+ я могу составить схему на основе предложенного текста. «4»
+ могу сказать, что нужно делать для решения экологических проблем и могу перечислить международные организации по защите окружающей среды. «5»
- Теперь вернитесь к техкарте и на ее основе попробуйте сформулировать свое домашнее задание и записать его в дневник.
Домашнее задание: стр.47-53, в рабочей тетради экологический календарь.
Приложение
Технологическая карта рейтинговой накопительной системы образовательных результатов ученика (-цы)
Тема: «Будущее и настоящее глазами эколога»
Ф.И.________________________________________________класс_____________

п/п Виды деятельности Максимальное кол-во баллов Фактическое кол-во баллов Коррекция
Обязательная часть 1. Понятие “Экология” 4 2. Выделение главного из текста и преобразование в схему 6 3. Примеры загрязнения окружающей среды 8 4. Международные организации по защите окр. среды 10 Накопительная часть 1. Экологический календарь в рабочей тетради 20