Звуки и буквы. Согласные звуки.


УМК: «Школа России»
Тема: Звуки и буквы. Согласные звуки.
Цель урока: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по формированию представления о различиях между звуком и буквой; умению распознавать разные по видам согласные звуки.
Планируемые результаты:
Личностный: демонстрируют умение работать самостоятельно, у доски.
Метапредметные: личностных УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: определяют и формулируют задачи урока. Умеют высказывать своё мнение. Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике. Находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.
Предметные: Знают согласные звуки, умеют их различать по глухости-звонкости, по твёрдости-мягкости, по парности-непарности.
Задачи:
Воспитательная: умение работать самостоятельно, у доски.
Развивающая:развивать навыки самоконтроля, развивать зрительную и слуховую память посредством фронтального, индивидуального проговаривания и наглядности.Способствовать развитию личностных УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: определять и формулировать задачи урока. Учиться высказывать своё мнение. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других.
Образовательная: Актуализировать знание осогласных звуках, умение их различать по глухости-звонкости, по твёрдости-мягкости, по парности-непарности.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип деятельности
Принцип психологической комфортности
Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода.
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
Словесные:беседа, работа с книгой, объяснение.
Наглядные: демонстрация
Практические: упражнения
Контроль учебно-познавательной деятельности:
Беседа
Методы контроля и самоконтроля
Форма организации деятельности обучающихся:фронтальная.
Средства обучения:
Демонстрационные: доска.
Индивидуальные: учебник, тетрадь, ручка
Тип урока:Урок обобщения и систематизации(обобщающий урок)
План урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
3.Комплексное применение и систематизация знаний.
4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
5. Информация о домашнем задании (на творческом уровне).
6.Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).
Список литературы:
ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2010. – 176с., (Школа России).
12 октября.
Классная работа.
Ход урока
Этапы Методы и приемы Деятельность учителя и обучающихся Планируемые результаты
1.Мотивация к учебной деятельности
Задачи:
мотивировать обучающихся на предстоящую учебную деятельность. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа -Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Я рада всех видеть, думаю, у нас с вами сегодня все получится, и мы с вами поработаем дружно.
А для этого нам сегодня нужно быть внимательными, активными.
- Присаживайтесь
-Откройте тетради запишите 12 ноября, классная работа. Личностных УУД: самоопределение
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий.
Задача:
актуализировать опорные знания, выявить проблему По источнику получения знаний:
Словесные:беседа
Наглядные: демонстрация
-Начнем наш урок с минутки чистописания. Но чтобы красиво написать сделаем пальчиковую гимнастику.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Этот пальчик по дорожке, 
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
-Для того, чтобы узнать над какой буквой мы сегодня поработаем, поиграем в игру«Доскажи словечко»
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная … (картошка)?
Кто альбом раскрасил наш?
Ну, конечно … (карандаш).
-На какую букву начинаются загадки? (К)
-Правильно. Сегодня мы пропишем строчную букву «к» с закруглением и слоги с буквой «к».

-Прочитайте слоги, которые нужно прописать.
-Из каких элементов состоит буква «К»
Сначала пишем первый элемент – короткую наклонную палочку. От середины первого элемента начинаем писать второй элемент. Ведем руку вверх вправо и на верхней линии рабочей сторки чуть закругляем. Между первым и вторым элементом есть небольшой уголок. Третий элемент – короткая палочка с закруглением вверху и внизу, только меньшего размера. Начинаем писать с того же места, откуда начинали писать второй элемент.
-Пропишите в тетрадях каждое сочетание по 5 раз.
- Какой звук вы услышали в начале этих ответов?
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?
-А какой это звук согласный или гласный?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Звуки и буквы.Согласные звуки.)
-Эта тема для вас новая или нет?
-Т.К. эта тема для вас не новая то, что мы вспомним, повторим сегодня на уроке?
(Вспомним, что такое согласные звуки, какие они бывают, различие между звуком и буквой;
Повторим, как правильно подбирать парные буквой звуки.) -Для того чтобы решить первую задачу рассмотрим таблицу на с.65
- Рассмотрим, что такое согласные звуки.
-Прочитайте, что написано под первой точкой после черты.
-Какие это звуки?
-Прочитайте под второй точкой.
-Давайте произнесем звук «ш». Со стороны чего он встречает преграду? (со стороны зубов)
-Давайте произнесем звук «р». Со стороны чего он встречает преграду? (со стороны языка)
-Давайте произнесем звук «п». Со стороны чего он встречает преграду? (со стороны губ)
-Прочитайте, что написано под третьей точкой после черты.
-На какие слоги разделено слово «заря»?
-Посмотрите на ленту букв и скажите, какие бывают согласные звуки? (парные, непарные; глухие, звонкие; твёрдые мягкие)
-Назовите парные звуки.
-Какие звуки непарные?
-Назовите все твердые звуки.
-Какие звуки мягкие?
-Какие звуки звонкие, а какие глухие?
-Ребята, чем на письме обозначают согласные звуки?
-Ребята, почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков?
(Потому что одна буква обозначающая согласный звук может быть твердой и мягкой, т.е. давать два звука)
-Прочитайте первую задачу. Мы решили ее? Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.
3.Комплексное применение и систематизация знаний.
Задача:
Обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действия на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Физминутка
Задача:Снять мышечное напряжение и собрать внимание обучающихся. По источнику получения знаний:
Словесные:
•беседа,
Наглядные:
•демонстрация
Практические:
•упражнения -Какая следующая задача?
-Чтобы решить вторую задачу и вспомнить, что нужно делать чтобы правильно писать парный по глухости- звонкости согласный звук в корне слова, прочитаем на с. 67 рубрику «Вспомните!»
-Для того чтобы применить полученную информацию на практике устно выполним упр.122. Будем читать по цепочке, и объяснять какую букву и почему вы вставили.
-Ребята прочитайте вторую задачу. Решили мы её?
-Давайте немного отдохнем.
Игра « Поймай звук».
- если первый звук гласный – хлопок, а если согласный – приседаем.
Слова:лось, ослик, слон, олень, хомяк, сова, индюк.
регулятивные УУД: Умеют высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные УУД:
Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике. Находят ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.
4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Задача:
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий обучающихся в рамках изученной темы. По источнику получения знаний: объяснение.
Наглядные: демонстрация.
Практические: упражнения.
По дидактическим целям:
Методы проверки и оценки знаний (взаимопроверка по эталону)
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;
-Что бы закрепить умение правильно писать букву, обозначающую согласный звук запишем слова.
-Сейчас по очереди будете выходить к доске, и записывать слова, подбирать проверочные и записывать их через дефис.
Клуб, гриб, народ, город, сад, обед, мороз, нож, снег, лев, рукав, красив, хорош, здоров, ход, лес, пирог, хлеб, лёд.-Молодцы ребята. Вы правильно умеете писать букву обозначающую согласный звук запишем слова.
-Ребята, давайте вспомним, какие согласные звуки бывают?
- Что нужно делать, чтобы правильно писать букву обозначающую согласный звук?
Познавательные УУД:
Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике. Находят ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.
5.Информация о домашнем задании
Задача:
Обеспечить понимания выполнения д/з Откройте дневник и запишите домашнее задание. С.68 упр. 124 6.Рефлексия учебной деятельности
Задача:
способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. По источнику получения знаний: Словесные:
беседа,
объяснение. - А теперь давайте вернемся к началу урока, какие задачи мы поставили?
- Достигли ли мы их?
- А теперь я предлагаю вам оценить себя.
-Встаньте те, кто работал на уроке отлично.
-Кто работал хорошо?
-Кто совсем не работал?
-Спасибо за урок. личностных УУД: самоопределение
Регулятивные УУД: оценивание своей деятельности.
Познавательные УУД: осуществляют рефлексию деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Задачи:
1.Вспомним, что такое согласные звуки,
какие они бывают, различие между звуком и буквой.
2.Повторим, как правильно писать парный согласный звук в корне слова.
Тема:
Звуки и буквы. Согласные звуки.