Внеклассное мероприятие по биологии На перекрестке наук


Час интеллектуального общения.
На перекрестке наук:
человек и его биологоматематическая сущность
(Внеклассное мероприятие с элементами интеграции)
Цели: продолжить формирование научной картины мира, связи предметов в курсе общеобразовательной школы, , способствовать развитию гармонично развитой личности, умеющей применять полученные знания в новой ситуации, логически мыслить, анализировать информацию.
Оборудование: модель скелета человека, магнитофон, геометрические фигуры.
Ход урока
1.Орг. момент
Здравствуйте наши юные друзья. Займите рабочие места
Для работы вам будут необходимы ручки и ваши умные головы. У нас сегодня не обычная встреча. Не обычная по нескольким причинам
1.Темой нашего разговора станет человек и его биологическая и математическая сущность
2. Мы постараемся выйти за рамки школьных учебников и посмотреть на известное с новой стороны
3.Главной целью общения должна стать информация и ваше умение применять ее в разных ситуациях.
Вспомните об осанке. Сядьте правильно и удобно.
Я предлагаю начать интеллектуального общения с эпиграфа к сегодняшней встрече. Л.Н. Толстой сказал: «Знания только тогда знания если они результат не только памяти, но и мысли». Попробуем определить качество ваших биологических знаний.
1.Как биологический объект человека изучают разные науки. Что изучает анатомия? физиология?
2.Решите неравенства, записанные на доске, и назовите систему органов, образованную этими слагаемыми
3.Назовите и покажите части осевого скелета человека, дополнительного скелета.
4.Какая часть скелета напоминает о неволе? Чем она образована?
5.В организме человека около 680 мышц. Какой тканью образованы скелетные мышцы? На какие группы по выполняемым функциям их можно разделить?
6.Как называются мышцы помогающие нам выражать эмоции? В чем их особенность прикрепления?
7. Ч.Дарвин доказал, что в ОДС человека много общего с животными. Но все таки есть отличия Какие и с чем они связаны? Показать на скелете.
8. Особенности ОДС человека изучены хорошо. Известно, что костный материал в 30 раз крепче кирпича, в 2,5 раза крепче гранита. Бедренная кость выдерживает нагрузку в 1,5 т. Чем можно объяснить такие свойства кости?
9. Но не только химический состав определяет качество костей, но и их строение имеет особенности. Где в строительстве человек использут знания о расположении костных пластинок?
10 В ОДС есть сумка , в которую ничего нельзя положить. Как она называется. Какое соединение костей в суставе? Нуждается ли сустав в смазке и чистке как подвижный механизм?
11.Кости скелета находятся под массой мышц и кожей. С помощью чего врач определяет степень повреждения костей и ставит диагноз?
-Врачам помогают приборы в диагностики травм, а вам предстоит это сделать усилиями памяти и мыслей.
На партах есть задания. Вам предлагается по описанным признакам определить вид травмы и рассказать последовательность оказания ПДМП пострадавшему.
1.У пострадавшего нога болит ниже коленного сустава. Посередине голени отек, боль. При шевелении боль усиливается. Определите вид травмы и предложите действия по оказанию ПДМП.
2.После падения пострадавший жалуется на головокружение и тошноту. Видимых повреждений не наблюдается. Предположите вид травмы и последовательность оказания ПДМП.
3.Пострадавший жалуется на сильные боли в области локтевого сустава. Сустав имеет не естественную форму, движении не возможны и усиливают боль. Предположите вид травмы и действия по оказанию ПДМП.
Надеюсь в реальных ситуациях вы не растеряетесь и правильно примените знания.
-А вы знаете ,что сокращения скелетных мышц, выполняемые под музыку задерживают утомление физическое и умственное?
Стоит проверить. Я предлагаю вам физминутку с элементами тренинга для активации жизненных сил.
Сядьте удобно, откиньтесь на спинку стула.
Ноги выпрямите, мышцы напрягите. Сделайте несколько круговых движений вправо, влево в голеностопном суставе. Поднимая руки вверх сделайте вдох Повторите 3 раза.
Положите руки на колени. Сделайте поворот головы вправо, влево. В положении прямо опустите голову вниз. Поняните мышцы спины и шеи.
Сядьте удобно расслабьтесь. Вы чувствуете прилив сил, бодрости и энергии. Усталость покидает вас и готовы к работе.
-В человеке должно быть все прекрасно и мысли , и душа и тело. А вы знаете, что красота человеческого тела имеет математическую природу?
Возьмите информационные листы и прочитайте текст. О чем речь идет в тексте?
Пришло время передать слово математику.
Пришло время подвести итог нашей встрече.
-Как вы думаете у нас получилось интеллектуальное общение?
Что нового и интересного вы узнали?
-Как можно развивать мыслительные способности?
-А еще один совет есть у вас на столах. Прочитайте пожелания французского мыслителя.
Хочется пожелать, чтобы эти слова стали вашим девизом в жизни.
Раздаточный материал
«Постоянно упражняйте свое тело: сделайте его здоровым и сильным, а главное умным и рассудительным»
Французский мыслитель Ж.Ж. Руссо
Помоги ближнему своему
1.У пострадавшего нога болит ниже коленного сустава. Посередине голени отек, боль. При шевелении боль усиливается. Определите вид травмы и предложите действия по оказанию ПДМП.
Информационный лист
Возникновение о пропорциях тела относится к периоду рассвета Египетского государства. Египтяне установили, что длина всего тела в 19 раз больше длины среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй
Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения. Пропорции тела они выражали так: 2 кисти – высота лица, 3 кисти - длина ступни.
В более позднее время анатомы и художники установили еще целый ряд подобныхсоотношений:3 длины головы – длина туловища, 3 длины кисти – длина руки, 3 длины стопы – длина ноги.
Реши задачу
1.Установлено, что человек при средней подвижности в день делает около30000 шагов, что составляет около 20 км. Подсчитайте, какое расстояние проходит человек за год?
2.Человек, двигаясь со скоростью 5 км/ч, имеет пульс 70 ударов в минуту. Какой пульс будет у человека при движении со скоростью 7 км/ч, если известно, что пульс в среднем увеличивается пропорционально скорости движения.