Инновации в образовании. Наша цель — успешные дети

А. С. Сергеев
Нижнекамск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
Инновации в образовании: наша цель - успешные дети

Когда несколько лет назад я столкнулся с термином "инновация", мне было интересно узнать мнение других людей об этом "загадочном явлении". В результате этого у меня сложилось свое, пусть несколько абстрактное видение процесса инновации в образовании. Во-первых - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие. Но вот встает вопрос: если инновационные процессы в образовании так положительно сказываются на гуманизации, индивидуализации подрастающего поколения, то почему "прогрессивная часть человечества" в лице педагогов упорно стоит на старых, традиционных опорах обучения? Почему процесс инновации широко распространен среди частных школ, а государственные образовательные учреждения лишь формально относятся к новшествам? С инновационным процессом в образовании я знаком не понаслышке. Дети, которые к нам приходят - разноплановые, с разным уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Но для нас это не суть важно. Важно то, что учащиеся приходят на занятия с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходят безгранично веря в свои возможности. Как профессиональный педагог с определенным опытом работы, я считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, в своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Что я понимаю под инновациями в образовании? Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Под инновацией в образовании я понимаю - нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации (с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала).
Под инновациями я понимаю существенные изменения в одном или нескольких пунктах:
1. содержании образования,
2. методах преподавания,
3. формах контроля качества обучения.
При этом содержание образования я рассматриваю не только как стандартный набор ЗУН, но также как совокупность общественно значимых компетенций и реализации личностных образовательных интересов. При этом изменения должны быть достаточно большими, чтобы серьезно изменить ход учебного процесса. Физик сказал бы, что функция образовательного процесса в данном образовательном учреждении имеет в момент времени начала внедрения инновации разрыв.
Вообще следует различать два принципиально разных типа инноваций:
1. глобальная инновация - этого нигде и никогда не было (ни у другого учителя, ни в другой школе, ни в другом городе, ни в другой стране), а теперь будет;
2. локальная инновация - где-то это уже успешно внедрено и эффективно работает, но не здесь.
Инновации никогда не следует оценивать по масштабу внедрения, так как то, что прекрасно работает в одном месте, вовсе не будет работать в другом месте, при других условиях. Оценивать всегда следует только конкретные результаты, полученные в конкретном месте.
На самом деле, чему бы я ни учил, я учу следующему:
1) алгоритмическому мышлению во всех областях жизни,
2) самостоятельной постановке задач,
3) выбору эффективных инструментов,
4) оценке качества собственной работы,
5) умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования,
6) умению работать в коллективе.
Инновационный поиск в образовании должен начинаться с создания или принятия фундаментальной научной концепции, изменения парадигмы воспитания. Введение инноваций в процесс обучения, по общему мнению, должно опираться на вновь разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени.
Фундаментальным положением новой философии является установка на индивидуальность в отношениях "человек-человек", на ценностное восприятие личности и мира. Инновационная деятельность в образовательной сфере тем более сложна и ответственна, что связана с высокой значимостью человеческого фактора. В педагогике, как известно, главное противоречие возникает в области развития личности. Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений "учитель-ученик" в модель "человек-человек", что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как "совокупности психических процессов", которые предстоит развивать.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Инновационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
Инновации в образовании, на мой взгляд, это использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением информации.