Статья Управление самостоятельной познавательной деятельностью ученика на уроке


Управление самостоятельной познавательной
деятельностью ученика на уроке
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом
и давал для него материал»
К.Д. Ушинский

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в которой деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей.  А  тандем учитель – учебник – ученик был со всей решительностью заменен на новый: ученик – учебник – учитель. Именно такая система образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но другую. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной, активной,  познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Такое обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
Учитель должен научиться управлять психологическими  познавательными процессами ребенка, а также создавать условия для их полноценного развития.
Наша задача состоит в осмыслении положений теории управления и выявлении их связей с положениями педагогической науки и возрастной психологии. Что объединяет нас – учителей разных предметных областей? Во – первых, это наши ученики, во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики, в – третьих, урок как  основная форма организации учебного процесса.
Наши ученики, какие они? Понятны ли нам  мотивация их поступков, цели, проблемы, психологические состояния? Чем заполнено пространство их интеллекта, их интересов. Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны учитывать. Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации.
Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?
В книге «Школа для XXI века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С.Шлехти, подчеркивает: «… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получить знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т.п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.
Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:
        гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
        уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
        умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;
        самостоятельно критический мыслить;
        видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
        четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
        быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;
        грамотно работать с информацией;
        быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться  не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству. Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений- это путь самый благородный; путь подражания- это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький». У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привел к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания.
Что же такое управление? Управление    - процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа- системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
      целеполаганием учащихся;
      мотивацией их деятельности;
      формированием умений учащихся;
      созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;
      созданием проблемных ситуаций;
      комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников
(см. таблицу 1)
Таблица 1
Условия эффективности управленческого воздействия Условия обеспечения эффективности обучения школьников
Совместная работа хорошо спланирована и организовано Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности
Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают Привлечения внимания учащихся к целям обучения, к процессу учебной работы и ее результатом; формирование на этой основе интереса к обучению
Исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы Мотивационная направленность обучения
Социально – психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы Контакт между учителем и учащимися
Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих с жизненным опытом, интересами, запросами ребят
Профессиональные контакты между педагогами Осуществление межпредметных связей в обучении
Даже без детального сравнительного анализа нетрудно заметить, что эти условия близки по своей сути. Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие   познавательных  способностей личности и познавательных    процессов  посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.
Управление познавательной деятельности учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся. Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать  «... целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и  пространственным».  Через ФОПД решается задача активизации познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной и творческой. Разное сочетание в использовании ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности учеников, повысить роль коллективистских начал, поднять социальную активность учащихся и развить каждого ученика в соответствии с его способностями.
Технологии и приемы обучения
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса.           Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.         
         В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной  цели: на основе познавательной самостоятельности учащихся  создать  условия для становления социально успешной личности  через  урочную и внеурочную деятельность по предмету.
          Я работаю над следующей проблемой: «Преподавание истории и обществознания в рамках перехода на ФГОС».
С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:
развивающего обучения;
групповой способ обучения;
личностно – ориентированное обучение.
Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Осуществляю систематический контроль за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. Часто использую групповые технологии.
К примеру урок истории в 5 классе по теме «Древние скотоводы и земледельцы». Введя соревновательный элемент: две группы поочередно используя прием «продолжи предложение» работают с картинками (кто полнее и точнее изложит свой материал) т.е. дают описание иллюстраций, излагают процесс выращивания зерновых культур и каждая группа делает по одному выводу.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
1. он может контролировать,
2. организовывать,
3. оценивать работу учеников,
4. участвовать в работе группы или
5. предлагать участникам разные варианты решений,
6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации
Развитию познавательной активности на уроке способствуют информационно- коммуникативные технологии. Презентация, проект – в них осуществляется управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на активное освоение исторических знаний в процессе работы с разными видами источников исторической информации. При этом вводятся знания о способах учебной деятельности и на этой основе осуществляется развитие речи, мыслительных умений и умений работы с источниками. Такой, например, является проект «Животные в истории Древнего мира» к уроку истории в 5 классе «Древние скотоводы и земледельцы», где задается основа для освоения нового содержания урока.
В таких презентациях задается основа для освоения нового содержания урока. Опрос и домашнее задание учитель организует сам с учетом поурочных рекомендаций, содержания данной темы в учебнике истории, заданий для учеников в рабочей книге.
Деятельность учителя в основном связана:
с предварительным выявлением групп учеников, которые дифференцированно вовлекаются в познавательную деятельность на уроке в соответствии с задачами их индивидуального развития;
с введением дополнительных исторических сведений, относящихся к рассматриваемой теме, в том числе тех, которые обеспечивают освоение соответствующего содержания учебника;
с постановкой дополнительных вопросов и заданий, когда это необходимо для решения школьниками поставленных в проекте познавательных задач;
с анализом и коррекцией индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учеников;
с дополнительным (при необходимости) закреплением планируемых результатов урока;
с поощрением учеников и оценкой результатов их деятельности.
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, как:
- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);
- игра «Аукцион»
- работу с карточками «сорбонками»;
- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);
- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);
- разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.
- восстановление логической цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- рассказ о событии по иллюстрации.
Во время игры учитель управляет игровой деятельностью школьников, он может включаться в игру, выполняя, осуществляет после проведения игры анализ и коррекцию результатов деятельности учеников, проводит опрос (если он предусмотрен), задает домашнее задание.
Пример: изучение вопроса «Появление ремесел» 5 класс «История Древнего мира» можно начать с использования игрового приема «Аукцион». Ученикам предлагается поочередно называть занятия древних людей, опираясь на картину» В поселке древних земледельцев». Выигрывает тот, кто назовет последним занятие древних жителей (основываясь на изображенном на картине, помимо земледелия и скотоводства, можно говорить об охоте, об изготовлении орудий труда, одежды, обуви, посуды, украшений, ткачестве, обмолоте и выпечке хлеба, о строительстве домов, печей и т.д.)
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Учитель истории и обществознания Захарова Ю.Г.
ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино