Выступление на педагогическом совете Управление познавательной деятельностью на уроках русского языка и литературы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГКОУ «Школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 88 «Улыбка»




«Управление познавательной деятельностью на уроках русского языка и литературы»


Подготовил учитель русского языка
и литературы: Ермолаева Н. Е.



Ульяновск 2016
Управление познавательной деятельностью на уроках русского языка и литературы

«Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания - это путь самый легкий
и путь опыта - это путь самый горький»
Конфуций
Познавательная деятельность - это сознательная организация и самоорганизация познания явлений действительности. Активизация познавательной деятельности - такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого. Управлять познавательным процессом - ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать её, вести учёт знаний. Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке - один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения. Урок начинается с момента, на котором сообщаю его цель. Образовательная (дидактическая, познавательная) цель урока ставится к каждому уроку. Она должна быть предельно конкретной. Умение мыслить складывается из умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Быстро включаю учащихся в деловой ритм. Например, тема урока в 5 б классе «Правописание разделительного твердого знака»: цель: развивать умение сравнивать, обобщать, доказывать.
Учащиеся читают по учебнику два столбика слов. В первом столбике слова с приставками без твердого знака, во втором - с твердым знаком. 1. Как одним словом можно назвать эти слова? 2. Как они образовались? 3. Чем отличаются в написании? 4. Почему слова во втором столбике написаны с твердым знаком? 5. На какую букву оканчиваются приставки? Сравните: 6. С какой буквы начинается корень? 7. Значит, какой мы можем сделать вывод? Далее работа по правилу. Создавая проблемную ситуацию, докажите, почему здесь пишется, а здесь не пишется, я управляю познавательной деятельностью учащихся. Стараюсь к каждой теме урока отбирать и дозировать учебный материал. Большое значение придаю анализу текста. Провожу комплексный и лингвистический анализы текстов. Учащиеся пользуются памятками. Подбираю тексты с изучаемыми и пройденными орфограммами. Добиваюсь четких и грамотных ответов. Важную роль отвожу творчеству детей. Учащимся 5-7 классов нравится составлять небольшие рассказы.
Связно говорить и писать - это важные умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка и литературы. На дистанционных уроках в 9 классе стараюсь проводить все виды разборов, чтобы была видна их практическая значимость. Рычагом формирования и развития познавательных потребностей у ребенка выступает интерес. На развитие познавательного интерес учащихся в учебной деятельности оказывает влияние содержания, организация учебного процесса, средства обучения, полученные результаты, характер общения учителя с учениками и отношения между учащимися. При развитии познавательных мотивов использую следующие педагогические приемы стимуляции интересов учащихся. Первая группа связана с содержанием учебного материала:
показ новизны содержания, подбор ярких фактов, интересных сведений, привлечение различных источников информации. Вторая группа связана с побуждающей функцией:
установка с первого занятия на активное познание, постановка проблемных вопросов, стимулирование «открытых вопросов» учащихся; эвристические методы обучения, учебные дискуссии, метод «мозгового штурма», занимательность и многообразие форм организации занятий; преодоление познавательных затруднений, учебная работа, позволяющая открыть себя раскрыть свои способности, проявить свою смекалку, своевременное чередование видов деятельности, перевод учащихся от репродуктивной к творческой деятельности, высокая степень самостоятельности на уроке.
Использую на уроках наглядные пособия, технические средства, карточки. Стараюсь создать ситуацию успеха, совместно преодолеваем познавательные затруднения. Формирование познавательной деятельности невозможно без преодоления определенных трудностей. Это требует приложения волевых усилий. Выработка силы воли состоит в приобретении способности управлять своим умом, вырабатывать привычку прилагать усилия. Чем сильнее мотивация, тем меньше требуется усилий на поддержание деятельности в соответствии с целью. Управлять своею деятельностью можно, используя самоободрение, само-убеждение, самоприказ, самовнушение, аутогенную тренировку. Если семья заинтересована в результатах труда своего ребенка, то провожу работу и с семьей. В школьной практике я использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
1. Используя материалы предыдущих упражнений, написать сочинение, составить рассказ. 2. Найти и выписать пословицы, в которых говорится о любви к Родине. В первый столбик сначала выписать пословицы со сравнительной степенью имен прилагательных, а во второй - со сравнительной степенью наречий. Выделить в сравнительной степени суффиксы. 3. Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие. 4. Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи). 5. В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная). 6. Послушать любимое музыкальное произведение (желательно классическое). Определить, какие чувства, мысли, настроение оно пробуждает? Слушая музыку, представить какие-либо картины. Написать вариант сочинения на тему: «Слушая...» Желательно использовать словари: «Словарь эпитетов», «Словарь синонимов». 7. В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома. 8. Объяснить одноклассникам, как составлять киносценарий на основе текста художественного произведения (если затрудняетесь, обратитесь к учебнику «Русская речь, 8-9», автор Е. И. Никитина, стр. 73-74), записать советы в форме памятки. А затем сравнить ее с памяткой на стр. 190. 9. Найти в 4 и 5 главах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» такие сложные бессоюзные предложения, сравнительная часть которых начинается словом «как». Записать их.
Для проверки усвоения знаний учащихся использую такие формы контроля: самоконтроль, текущий контроль, тесты. Веду учет знаний учащихся.
На мой взгляд, чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы (чтения) и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, я использую в течение урока различные виды деятельности.
На уроках русского языка:
1. Различные виды диктантов.
Словарные, выборочные диктанты – используются для закрепления или повторения орфограмм.
Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.
Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.
Свободные и творческие диктанты. Их цель - развитие связной речи и расширение запаса слов.
2. Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

3. Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.
4. Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).
5. Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.
На уроках литературы (чтение):
1. Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное, исследовательское, образное мышление.
2. Эвристический диалог - позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности.
3. Работа с текстом на уроке – этот интересный и занимательный вид деятельности подходит как для урока русского языка, так и для урока литературы. Работая с текстом, учащиеся учатся формулировать тему, идею художественного произведения, знакомятся со средствами выразительности языка, определять композицию, рифму и размер (если это стихотворное произведение), чувствовать настроение автора. Если это эпическое произведение, то обращается внимание на особенности восприятия и изучение учащимся эпических жанров (роман, повесть, рассказ, басня, очерк). Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя.
4. Выразительное чтение – направлено на взаимосвязь чтения и анализа литературного произведения и, конечно же, на развитие эстетического вкуса учащихся, умению понимать замысел автора.

Мною представлены наиболее типичные виды деятельности на уроках русского языка и литературы. Их грамотное и гармоничное использование позволит сделать урок ярким и насыщенным.
Кроме того, существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:
уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии.
Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я». Закономерно, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которую решает нестандартный урок.
В своей работе я особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы, цель которой – пробудить интерес к слову.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315