Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке русского языка


Мастер-класс 12.12.2014
Тема: Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке русского языка.
Цель: Создать условия для формирования представления участников мастер-класса о том,
с помощью каких средств и приемов и на каких этапах урока
учитель может управлять
познавательной деятельностью обучающегося,
чтобы сформировать качества личности выпускника,
соответствующие новому заказу общества.
Ход занятия
1 Организация и мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Шпилевая Елена Борисовна. Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии.
Обратите, пожалуйста, внимание на таблички с изображением символов – знаков препинания на столах на столах. Выберите тот знак, который вам наиболее симпатичен, или вы считаете, что он подходит вам и сядьте за стол с изображением этого знака.
Прочтите, какое определение дают психологи людям вашего знака:
?

Проявляют живой интерес ко всему происходящему вокруг.
.

Ставят ясные цели и всегда достигают их.
!

Уверенные в себе люди. Способны быстро принимать решения.
,

Добросовестны, ответственны, настойчивы, легко усваивают все новое.


Трудолюбивы, выносливы, всегда доводят начатое дело до конца.
«» «« «

Активны, креативны. Проявляют инициативу, применяют
инновационные достижения педагогики.
- Вижу, что с такими участниками занятия, любые, даже самые сложные вопросы и задачи, нам по плечу.
2 Актуальность темы и постановка цели мастер-класса.
Тема мастер-класса вам уже известна: «Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке русского языка», а эпиграфом к нашему занятию стали слова российского ученого-педагога Анатолия Гина: «Идеальное управление, когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать, и каждый делает, потому что хочет этого».
Мне кажется, в этих словах отражена основная цель современного образования, а именно: учитель должен так управлять процессом познания, чтобы ребенок овладел навыками самообразования и самовоспитания, то есть научился самостоятельно добывать необходимые ему знания.
А сейчас давайте обратим внимание на субъект познавательной деятельности, главного человека в школе, который заставляет нас постоянно учиться и обмениваться опытом, нашего ученика.
Какие они? Наши дети?
- Такие, такие, такие и ,даже, вот такие!!! (слайды с фотографиями детей)
- Понятны ли нам мотивы, движущие их поступками?
- Психологические проблемы?
- Каковы их интересы и желания?
Наши ученики очень разные, но несомненно одно; они – люди другого времени, и нам необходимо учитывать это.
Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования.
Как вы считаете, что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы свободно чувствовать себя в новых социальных условиях?
(Ответы учителей):
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
- умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- критически мыслить;
- генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать сообща.
Понятно, что перечисленные качества личности школьника не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации на уроке, попадая в которые, дети осознавали бы необходимость формирования этих качеств у себя. А как и на каких этапах урока создавать такие ситуации, какие педагогические приемы и средства использовать учитель не всегда представляет.
Итак, давайте попробуем сформулировать цель нашего мастер-класса.
Цель для участников мастер-класса:
Узнать, с помощью каких средств и приемов
и на каких этапах урока
учитель может управлять
познавательной деятельностью обучающегося,
чтобы сформировать качества личности выпускника,
соответствующие новому заказу общества.
3 Практическая часть.
Как вы понимаете, что такое управление?
Управление – воздействие на объект управления, в результате которого изменяется образ управляемого.
А как ,по вашему мнению, учитель может воздействовать на деятельность детей?
- подбирать материал;
- организовывать проектную деятельность;
- использовать ИКТ;
- организовать постановку проблемы и т.п.
Как учитель на уроке может воздействовать на познавательную деятельность ученика, я вам предлагаю рассмотреть на примере урока русского языка по теме: «Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня?»
У каждой группы на столе конспект урока и карточка-помощница по формулировке приемов и средств управления. Также я раздаю таблички с названиями этапов урока:
- мотивация к учебной деятельности;
- актуализация изученных способов действий;
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
- выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения;
- первичное закрепление;
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- включение в систему знаний и повторение;
- итог, рефлексия учебной деятельности.
Каждая группа на своем этапе отслеживает деятельность учителя по управлению познанием обучающихся, записывает в таблички какими приемами и средствами пользуется учитель.
1 этап – Мотивация к учебной деятельности
-Ребята, приобрести позитивный настрой и повторить правила работы на уроке помогут нам ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (устойчивые сочетания слов).
-Дайте толкование фразеологизмам: «чувство локтя», «ушки на макушке», «стоять горой».
- чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах;
- внимательно слушать;
- всеми средствами защищать, отстаивать кого-либо, что-либо.
На уроке внимательно слушаем, помогаем друг другу, сотрудничаем, отстаиваем собственное мнение.
Приемы управления:
- учитель актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создает комфортное самочувствие всех участников образовательного процесса.
2 этап – Актуализация изученных способов действий
Прочитайте про себя сочинение ученицы нашего класса. Определите тему и озаглавьте сочинение. Чтение вслух одним из учеников
Мы – класс, мы – одна большая и дружная семья. Мы – классная семейка!
Но все мы очень разные.
Даше нравится грамматика. Она всегда правильно пишет диктанты. По русскому языку у неё пятерка.
Ваня и Андрей хорошо разбираются в математике. Они легко переводят килограммы в граммы,
находят массу, вычисляют сумму. Юля рисует иллюстрации к своим сказкам. А Клим и Миша
любят спорт, они отлично бегают кроссы.
Наши ребята всегда впереди.
-Какая орфограмма, на ваш взгляд, встречается в тексте чаще других?
-Удвоенная согласная
-Назовите встретившиеся вам в тексте слова с удвоенной согласной.
- Класс, классная, грамматика, русский, килограммы, граммы, масса, сумма, иллюстрации, кроссы.
- Запишите слова, которые вы запомнили.
- Ребята, скажите, а каким словом можно заменить слово сочинение?
- Что такое рассказ?
- Рассказ.
- Рассказ – это небольшое произведение в прозе, повествующее об одном эпизоде из жизни героев.
Приемы:
- организует усиление мотивации обучающихся к изучаемому предмету;
- подбирает учебный материал;
- использует ИКТ.
3 этап – Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- А есть ли что-то общее у слова рассказ с записанными ранее словами?
- Поставьте запятую и запишите это слово.
- Какое слово в этой группе вы могли бы назвать лишним?
Приемы:
- организует пробное учебное действие;
- организует фиксирование индивидуального затруднения.
4 этап – Выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения
- Прошу выделить корень во всех записанных словах и повторяю вопрос:
- Что заметили?
- Лишнее слово рассказ, т.к. одна из двойных согласных стоит в приставке, а вторая в корне.
- Вывод.
Существуют слова, в которых удвоенная согласная стоит на границе или на стыке приставки и корня.
- Назовите тему, над которой мы сегодня будем работать.
- Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
- На какую букву должна оканчиваться приставка и начинаться корень, чтобы появилась двойная согласная на стыке? На одну и ту же согласную.
- Как вы думаете, это орфограмма?
- Надо ли нам научиться ее выделять?
- Как выделяют орфограмму удвоенной согласной в корне?


- Попробуйте выделить орфограмму удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

- Итак, какова цель нашего урока?
- Научиться распознавать орфограмму двойной согласной на стыке приставки и корня, учиться правильно писать слова с этой орфограммой, доказывать правильность написания.
Ребята, а может быть, мы зря посвящаем этой теме целый урок? Возможно, в русском языке только одно слово с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и достаточно его запомнить. Как нам проверить это? Исследовать как можно больше слов с удвоенной согласной.
Давайте составим алгоритм действий.
Алгоритм.
1 Прочитай слово.
2 Выдели корень.
3 Выдели приставку (если есть).
4 Определи, в какой части слова находится двойная согласная.
5 Сделай вывод.
6 Запиши слово.
7 Обозначь орфограмму.
Приемы:
- организует целеполагание;
- помогает обучающимся выделить проблему;
- организует обучающихся на составление программы действий.
5 этап – Первичное закрепление во внешней речи
Учитель организует работу у доски.
Работа по алгоритму со словами: хоккеист, рассвет, оттянул.
(С проговариванием во внешней речи).
Приемы:
- организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи;
- использует ИКТ, подбирает учебный материал.
6 этап – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель организует работу в парах (по алгоритму)
I вариант выписывает слова с удвоенной согласной в корне и выделяет орфограмму;
II вариант выписывает слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и выделяет орфограмму.По окончании работы объясняют и доказывают соседу по парте правильность своего выбора.
Задание: массаж, оттепель, одноклассник, рассудить, аллея, ванна, группа, расследование, расслышал, грипп, раззадорил.№ п/пРезультат
1 +
2 +
3 -
4 +
5 -
Приемы:
- организует групповую работу;
- организует обучающихся на контроль за правильностью выполнения своих действий, побуждает к самооценке.
7 этап – Включение в систему знаний и повторение
Составьте слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, используя данные приставки: рас-, под-, от-, об-; и картинки-действия (смеется, сажает, свирепеет, толкает, бежит, смотрит, держит).
- Выберите одно из полученных слов и составьте с ним предложение.
- Рассада, рассвирепел, рассмеялся, поддержал, рассмотрел, оббежал, оттолкнул.
Приемы:
- организует обучающихся на создание собственного образовательного продукта;
- корректирует результат.
8 этап – Итог, рефлексия учебной деятельности
- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?
- Научиться различать и правильно писать удвоенную согласную на стыке приставки и корня.
- Перед вами лестница знаний. У каждого из вас человечек, символизирующий вас . Если вы справились со всеми заданиями на уроке, хорошо усвоили новый материал, поставьте человечка на вершину лесенки, если остались вопросы – в серединку, если было очень трудно и большую часть урока вы не поняли – на нижнюю ступеньку.
Домашнее задание:
Дифференциация по объему и сложности:
I ступень– стр.131, упр.5, списать слова, выделить орфограммы.
II ступень– вспомни и запиши 10 слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
III ступень– составить и записать небольшой текст (5-7 предложений), в котором будет не менее 3 слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
Приемы:
- помогает обучающимся увидеть их собственный рост;
- побуждает обучающихся к рефлексии, анализу полученного результата.
- организует дифференциацию домашнего задания.
Выводы
Мотивация к учебной деятельности
Управление познавательной деятельностью
А сейчас я прошу вас ответить на вопрос: На каких этапах урока необходимо управление познавательной деятельностью? На всех этапах. Сейчас мы попробуем наш вывод выстроить в схему.
Итог. Рефлексия учебной деятельности




Актуализ.изученных способов действий

Включение в систему знаний и повторение

Фиксирование индивидуального затруднения

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Самостоят. работа с самопров. по эталону

Выявление причины затруднения и постр
И в заключение притча о мудреце.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
И действительно, все в наших руках, от того как мы будем управлять познавательной деятельностью на уроке, будет зависеть: знает ли ученик как учиться в школе, как работать с книгой, как получить знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему. Во взрослой жизни ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, договариваться и успешно сотрудничать с людьми.
Рефлексия
- Каждый из участников мастер-класса получает карточку со стихотворением и задание: прочитайте стихотворение, отметьте ту строчку, которая соответствует вашим впечатлениям о проведенном занятии:
Урок полезен, все понятно,
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.
Как трудно все-таки учиться!