Консультация для родителей Поощрения и наказания на ваш выбор

Поощрения и наказания на ваш выбор.
Родителям часто приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе родительская (народная), столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и поощрениях. Одни боятся захвалить и воспитать ребёнка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребёнке личность и вызвать целый ряд негативных явлений - страх, ненависть к родителям и окружающему миру. Разумеется, однозначно выражать мнение по этому деликатному вопросу было бы неверным.
Послушный ребёнок, непослушный ребёнок, капризный или спокойный, как добиться послушания - на эту тему каждый имеет свою собственную позицию. Мы лишь попытаемся дать вам различные советы с использованием мнений российских и зарубежных авторов.
Решение проблемы: Начнём с вопроса для взрослых. Нравится ли вам, когда вы получаете одинаковую с партнёром заработную плату, а работаете качественнее? Нравятся ли вам премии, персональные надбавки, похвала руководителя? А если похвала руководства, то где: наедине, в кабинете или при свидетелях? Наверное, второе нравится больше? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый день, каждый час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи - не правильно, не хорошо выполнил, а отлично, великолепно, чудесно, превосходно.
Не скупитесь на похвалу. А за особые заслуги - съел нелюбимый суп, помыл свои туфли, быстро и аккуратно оделся - что-либо и подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово «рыбка», сказанное секретно - доверительно на ушко (дети очень это любят). Мы слышали об одной семье, где родители пятилетнему мальчику говорили

«ты - свинья», «ты - клоун» (и ещё похуже). Он приходил в детский сад и говорил: «Я - свинья», «Я - клоун». Вряд ли это окажет положительное влияние на душу ребёнка. Может сформироваться комплекс неполноценности, может озлобленность против родителей и окружающего мира. Уж лучше давайте говорить друг другу комплименты.
В связи с этим предлагаем вам несколько советов.
Вначале о приятном.
О поощрении.
1. Не хвалить особенно часто (имеется в виду каждоминутно), т. к. в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.
2. Предлагаем (если еще этого нет) дать ребенку второе имя -существительное, не производное от первого. Это может быть «рыбка», «зайчик», «ласточка», «солнышко». Поскольку дети любят ушами, и им нравится такое к себе обращение, можно использовать его в качестве похвалы легкого поощрения.
3. Чередовать в этом плане производное от имени - Наташа - Натусенька -Наточка - Таточка - Наталочка - Натали - Ташенька - Натулечка и т. д.
4. Обратиться ласково к ребенку в зависимости от его пола: - доченька -дочка - дочурка - внучка - внученька - внучечка - сынок - сыночек -сынуля - внук - внучочек - внучок.
5. Использовать все великолепие русского языка, обращаясь к ребенку с восторгом и в превосходной степени: умница, молодчина. Великолепно, чудесно, прелестно, превосходно, очень хорошо, самый умный, добрый, красивый и т. д. (только не лично он, а его поступки его таковым делают).

Поощрение контактное и бесконтактное
не материального порядка.
1. Научить хвалить себя самого (Я - молодец).
2. Пожать руку;
3. Обнять;
4. Поцеловать;
5. Что-то ласковое сказать доверительно на ушко;
6. Послать воздушный поцелуй (для разнообразия или когда вы заняты);
7. Поощрить без слов, жестами и мимикой, показом пальцами рук, языком глаз;
8. Обнять на расстоянии;
9. Дать особые обещания, к примеру, «За то, что ты ... в субботу пойдем в зоопарк (цирк, в гости к подружке)»;
10. Похвалить ребенка в присутствии других (родственников, друзей, просто в общественном месте - на улице, в автобусе).
Поощрения материального плана.
За особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребенок забудет) поощрения материального плана (купить любимую игрушку, мороженое). К этому методу прибегать не часто.
А теперь - наказания.
Что категорически нельзя: 1.Наказывать едой;
2.Сильно бить;
З.Обзывать бранными словами; 4.Кричать;
5.Ставить в угол надолго;
6.Наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях);
7. Повторять свои требования множество раз.
К чему могут привести телесные наказания.
1. Наказание апеллирует к животному страху;
2. Вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают;
3. Оно делает ребенка забитым и потому ничтожным;
4. Освобождает от угрызений совести;
5. Впоследствии такие дети делаются нечувствительными;
6. Наказание унижает и создает морального циника;
7. Вредно действует на половую сферу ребенка.
Главная задача родителей - это спокойно и тактично объяснить ребенку, что от него требуется, внушить ему, что он делает неправильно.
Наказания таят в себе опасности.
1. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его.
2.Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь.
3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям.
4.Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.
5. Наказания могут помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей.
Чем можно заменить наказание?
1. Терпением. Это самая болыиая добродетель, какая только может быть у родителей.
2. Объяснением. Кратко объясните ребенку, почему его поведение неправильно.
3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется.
4. Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.
5. Наградами. Они более эффективны, чем наказания.
Советы:
1. Научить ребёнка поругать себя самого. Таким образом, мы с вами на пути к самоконтролю, самоанализу, самокритике. Конечно в разумных пределах. 2.Обратиться к ребёнку по-деловому - Наташа (не Натусенька).
3. Изменить тон общения (решительный, но не крикливый; строгий, внушительный, не допускающий возражения).
4. Изменить в себе самом (т.е. в родителе) выражение лица - нахмурить брови, высказать иногда удивление, иногда возмущение, обиду, гнев...
5. Использовать жёсткие отрицательные обещания и следовать этому правилу до конца, к примеру, «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша» или «Целый день я не буду тебя обнимать».
6. Лишать на время любимой игрушки или другого предмета, поставив их на видное место. Периодически при этом напоминать ребёнку: «Скучает сегодня наша кукла» и т.п.
7. Проводить вечером, но не перед самым сном, эпизодические секретные совещания вдвоём (папа и ребёнок или мама и ребёнок) по теме «Что я сегодня делал не так?»
8. Хвалить других детей или друзей, но к месту, к примеру, «А вот Саша всегда одевается сам - просто молодец!»
9. С 4-х лет подводить детей к самооценке. С этой целью сделать шкатулку и жетоны 2-х цветов (красный и синий). Хорошо себя вёл - вечером помещает в шкатулку красный жетон, не очень - синий. А в воскресенье желательно подсчитать и поощрить ребёнка за примерное поведение.
10. Организовать дома «Уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть (но без ничего). Так делается в ряде детских садов Германии.
Но после любого наказания обязательно обговаривание (краткое) почему, за что наказан; а потом - всегда приласкать ребёнка и показать ему, что он желанный и любимый. Но наказание нельзя прерывать посредине, подавившись уговорам близких и самого ребёнка.
В заключение отметим, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек - ведь вы, как никто другой, знаете своего ребёнка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т.д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.


15