Рабочая программа по учебно-исследовательской деятельности студентов по специальности Дошкольное образование


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
(УГЛУБЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА)

2015 год
Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.01. Дошкольное образование (углубленный уровень).
Организация-разработчик: ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им.И.Е.Винокурова»
Разработчик: Аввакумова У.А., преподаватель русского языка и культуры речи.
Утверждена методическим советом ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова», протокол № ___ от «____» __________________ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ типовой ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации типовой программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ1.1. Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОП.07. «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» входит в общий гуманитарный и социально – экономический учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
формулировать выводы и делать обобщения;
работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
технику эксперимента и обработку его результатов;
способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
методы научного познания;
общую структуру и научный аппарат исследования;
виды охранных документов;
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 54 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 36 часов;
практическая работа – 16 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), 36
в том числе: практические занятия 16
Самостоятельная работа обучающегося (всего), 18
в том числе: работа с конспектами лекций, составление таблиц,
подготовка рефератов на заданные темы,
обработка информации,
оформление презентаций,
работа с нормативными документами,
решение ситуационных задач,
подготовка к деловой игре Итоговая аттестация в форме (указать) зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Цели и задачи учебной дисциплины. Межпредметные связи. Значение дисциплины в профессиональной деятельности. 1 1
Раздел 1. Основные понятия научно-исследовательской деятельности 19 Тема 1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека 1 Понятие исследования. 2 2
2 Типология исследований. 3 Характеристика исследования. 4 Наука и ее роль в развитии общества. Нравственные начала исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающегосяПодготовка сообщений на темы:
1. Наука как поиск истины и часть духовного мира человека.
2. Рациональное и эмоциональное восприятие окружающего мира в процессе научного познания.
3. Эмпирические основы наук в архаических обществах.
4. Знаменитые триумфы науки: VI в. до н.э. – III в. н.э. 2 Тема 1.2. Основные методы и этапы исследовательского процесса 1 Этапы исследовательского процесса 2 2
2 Структура познания 3 Эмпирический и теоретический уровни исследования. 4 Методология исследовательского процесса Самостоятельная работа обучающегося1. Работа с конспектами лекций. 1 Тема 1.3. Способы представления результатов исследовательской деятельности 1 Доклад 2 2-3
2 Реферат 3 Литературный обзор 4 Рецензия 5 Научная статья 6 Научный отчет Практические занятия
Практическая работа № 1: «Составление докладов на выбранные темы»
Практическая работа № 2: «Написание рефератов на выбранные темы»
Практическая работа № 3: «Написание рецензии на статью из журнала»
Практическая работа № 4: «Сравнительный анализ изученных способов представления результатов исследовательской деятельности» 4 Самостоятельная работа обучающегося1. Работа с конспектами лекций
2. Подготовка материалов для практических работ 2 Тема 1.4. Методы научного познания 1 Общее понятие о методе и методологии. Методологические принципы 3 2
2 Классификация методов научного познания и ее основания 3 Эксперимент как ведущий метод познания. Самостоятельная работа обучающегося1. Работа с конспектами занятий 1 Раздел 2. Организация научного исследования 9 Тема 2.1. Логические законы и правила в практике научного исследования 1 Гносеология (теория познания): исходные принципы и проблемы. 3 2
2 Логические законы: закон тождества, закон противоречия
(непротиворечивости), закон исключенного третьего, закон достаточного
основания. 3 Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция. Самостоятельная работа обучающегосяПодготовка докладов на темы:
1. Доказательства и опровержения. Тезис, аргументы и демонстрация.
2. Убедительность доказательства. 2 Тема 2.2. Этапы работы в рамках научного исследования.
1 Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. 2 2
2 Введение, анализ источников, литературы. Работа над основной частью исследования. Составление индивидуального рабочего плана. сбор первичной информации. стиль изложения материала. Заключение. Выводы. 3 Составление тезисов исследования. Требования. Доклад. Подготовка доклада о научном исследовании. Самостоятельная работа обучающегося1. Результаты в научном исследовании и их обработка.
2. Работа с конспектами лекций 2 Раздел 3. Исследовательская работа студента 31 Тема 3.1. Учебно-исследовательская работа студента
1 Понятие «учебно-исследовательская работа студента» (УИРС). Функции УИРС. 6 2-3
2 Общая характеристика УИРС. Внедрение элементов научной работы во все виды учебной деятельности студентов на протяжении всего периода обучения. Воспитание у студентов стремления к самообразованию, творческой активности, дисциплинированности, ответственности, умению работать в коллективе. Овладение общими и частными методами исследования, творческими подходами в решении различных задач. 3 Содержание УИРС. Основные формы УИРС: поиск и изучение дополнительной литературы по теме лекции, доклад на семинаре, реферат, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, мероприятие. Практические занятия
Практическая работа № 5: «Выбор темы учебно-исследовательской работы. Постановка цели, задач, гипотезы.»Практическая работа № 6: «Организация и проведение исследовательской части работы. Представление отчета.»Практическая работа № 7: «Демонстрация текста учебно-исследовательской работы.»Практическая работа № 8: «Публичное выступление.»4 Самостоятельная работа обучающегося1. Сбор информации по своей проблеме исследования.
2. Способы обработки полученной информации
3. Организация и проведение исследовательской части работы, формирование отчета.
4. Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы.
5. Составление текста доклада 6 Тема 3.2. Научно-исследовательская работа студента 1 Функции НИРС. Общая характеристика НИРС. 2 1
2 Планы НИРС. Содержание НИРС. Основные формы НИРС: курсовая работа, дипломная работа, доклад на научной (научно-практической) конференции, семинаре, научная статья Самостоятельная работа обучающегося1. Работа с конспектами лекций 1 Тема 3.3. Технология подготовки курсовой работы 1 Курсовая работа: назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к курсовым работам. Особенности содержания курсовых работ в зависимости от года обучения. Порядок выполнения курсовой работы. 3 2
2 Порядок защиты курсовой работы. Электронная презентация. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Самостоятельная работа обучающегося1. Работа с конспектами лекций 1 Тема 3.4. Технология подготовки дипломной работы
1 Дипломная работа: назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к дипломным работам. Порядок выполнения дипломной работы. 6 2
2 Требования к представлению содержания и оформлению дипломной работы. Структура дипломной работы: обложка, титульный лист, реферат, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, вспомогательные указатели, приложения. Общие правила оформления текста дипломной работы. Объем, формат, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Порядок защиты дипломной работы. Электронная презентация. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Самостоятельная работа обучающегося1. Работа с конспектами лекций 2 Всего: 36 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики и управления».
Оборудование учебного кабинета:
Рабочие места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Наглядные пособия (схемы, плакаты и т.д.);
Технические средства обучения:
Компьютер
Экран.
Проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник.- М.: Академия, 2012
Пушкарь А. И., Потрашкова Л. В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие.- X.: ИД «ИНЖЭК», 2006
Дополнительные источники:
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. –М. Высшая школа. 1992
Сабитов Р.А.Основы научных исследований / Учебное пособие, 2002.
Интернет ресурсы:
www.russianmarket.ru – Маркетинговые исследования и аналитические
материалы
www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной ДисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение применять теоретические знания для решения конкретных практических задач.
Умение определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования.
Умение осуществлять сбор, изучение и обработку информации.
Умение анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов.
Умение формулировать выводы и делать обобщения.
Умение работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.
Знание методики исследовательской работы (выпускной квалификационной работы).
Знание этапов теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы.
Знание техники эксперимента и обработки его результатов.
Знание способов поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов.
Знание методов научного познания.
Знание общей структуры и научного аппарата исследования. Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и других видов текущего контроля.
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и других видов текущего контроля.