программа основы учебно-исследовательской деятельности студентов











ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

2011г.







Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании





Организация-разработчик: ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»









Разработчики:

Канаева Т.Н., Заслуженный учитель РФ, преподаватель педагогики ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Баширова Р.Р., Отличник народного образования, преподаватель педагогики ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Рассмотрена на заседании ПЦК педагогики и психологии ОАОУ СПО АСПК
Протокол №1 от «30» августа 2011 г.





Рекомендована методическим советом ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж» СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 6
Условия реализации учебной дисциплины 11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13













1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в рамках повышения квалификации работников образования).
Место учебной дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть циклов ОПОП.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студентов должны уметь:
отбирать методы психолого-педагогического исследования с учетом содержания исследования;
использовать различные формы предъявления научного знания;
подбирать литературу по теме исследования;
вводить автора в текст своей работы с последующей ссылкой;
определять тактику и стратегию исследования;
подготовить мультимедийную презентацию или стендовый доклад.

В результате освоения учебной дисциплиной студенты должны знать:
определение науки, области научных знаний, свойства, формы научного знания; функции науки;
сущность и компоненты методологических знаний;
многообразие методов исследования;
логику построения научного исследования: особенности и состав компонентов методологического аппарата исследования, особенности работы с научной литературой, cайтами, требования к цитированию и оформлению сносок, правила оформления исследования;
варианты публичной защиты исследования.







1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов,
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18

проектное задание
2

внеаудиторная самостоятельная работа
16

итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».

Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся.
Объем
часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Раздел I Сущность и компоненты методологических знаний.

8


Тема 1.1 Определение науки, области научных знаний.
Цель, задачи и структура учебной дисциплины. Связь с другими учебными дисциплинами. Основные вопросы организации учебно-исследовательской деятельности студентов.
Общая характеристика науки, ее свойства: кумулятивный характер развития научного знания; дифференциация и интеграция науки. Формы научного знания.
Функции науки: описательная, объяснительная, обобщающая, предсказательная, предписывающая.
3
1

Тема 1.2 Уровни научного познания
Понятие о методологии научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания мира. Научно-исследовательская деятельность как один из способов вхождения студентов в мир науки, научного познания педагогической деятельности. Процессы интегрирования методологических знаний в современной педагогике.
1
1

Тема 1.3 Сущность понятия «методы психолого-педагогического исследования», их многообразие.
Понятие о методах психолого-педагогического исследования как совокупности приемов и операций, направленных на изучение психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного характера. Классификация методов исследования.
Требования к разработке и использованию различных методов в исследовательской работе.
Состав и алгоритм проведения эксперимента. Типология экспериментов. Подготовка, проведение и описание эксперимента. Диагностика в эксперименте. Отбор диагностического материала, методика использования и обработка результатов.
4
1


Самостоятельная работа обучающихся
Подбор примеров научных знаний по трем основным группам.
1
3


Самостоятельная работа обучающихся
Проведение экспертизы выпускной квалификационной работы: организация, описание и итоги экспериментального исследования.
Подбор и подготовка диагностического материала к проведению эксперимента по заданной проблеме.
Подбор и подготовка заданий и упражнений формирующего эксперимента в рамках темы собственного исследования.
3
2, 3

Раздел II Логика научного исследования.

28


Тема 2.1 Правила оформления исследования.
Виды научных работ. Типы и виды научного исследования. Типология исследований по источникам познания.
Правила введения автора в текст исследования.
Правила выбора темы исследования. Требования к формулировке темы.
Проектирование стратегии научного исследования. Проектирование тактики научного исследования. Гипотеза, ее виды и формулировка.
Введение как модель исследования. Основная часть исследования. Виды планов.
Заключение, его виды. Список литературы. Оформление источников. Приложения, их виды.
Особенности работы с научной литературой по теме исследования.
Методика обработки полученной информации: тезисы, конспект, аннотация, рецензия.
Язык исследования. Общие требования к стилю написания: орфографическая и стилистическая грамотность.
Понятийно-терминологическое обеспечение исследования: дескрипторы и научные понятия. Правила использования научной терминологии.
Требования к оформлению титульного листа и оглавления работы. Подготовка и оформление списка литературы, требования ГОСТа. Технические правила: поля, сноски, красные строки и т.д.
25
1


Самостоятельная работа обучающихся
Текстовое моделирование: составление таблицы «Состав компонентов научного исследования»
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Формулировка темы собственного исследования: определение поля исследования, соблюдение ограничительных условий с помощью объекта и предмета исследования.
1
3


Самостоятельная работа обучающихся
Определение объекта, предмета, цели и задач в рамках темы собственного исследования.
Формулировка гипотез различного вида; формулировка гипотезы собственного исследования.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Составление аннотированного указателя по теме исследования.
Составление плана собственного исследования.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Составление тезауруса научного исследования.
Составление аннотации статьи по заданной проблеме.
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Построение линейных графиков по заданной проблеме
Текстовое моделирование: составление таблицы в рамках рабочего задания.
Подготовка презентации индивидуального проекта «Использование графических материалов в исследовании».
3
3

Тема 2.2 Варианты публичной зашиты курсовой работы.
Отличия курсовой и выпускной квалификационной работы
Отзыв руководителя и рецензии преподавателей.
Особенности мультимедийной презентации и стендового доклада.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации коллективного проекта: правила составления мультимединой презентации или стендового доклада к защите выпускной квалификационной работы.
2
3


Зачет (разделы I - II)
1



ВСЕГО:
54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места - 30;
рабочее место преподавателя;
основные и дополнительные учебные издания по дисциплине;
оценочные средства (ОС);
Технические средства обучения: компьютер, с лицензионным программным обеспечением, видеомагнитофон, видеокамера, телевизор, мультиформатный плеер.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: персональные компьютеры (с выходом в Интернет)-15, программное обеспечение общего и профессионального назначения, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.- 378 c.
Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов – н/Дону, 2001.
Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб: Питер, 2004.-176 с.: илл.
Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя. – Екатеринбург, 2000.
Борикова, А.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Уч. Заведений.-М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 128 с.
Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.-48 с.
Исследовательская деятельность студентов. /Автор-составитель Т.П. Сальникова – М., 2005.- 175с.
Кузнецов, И.А. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-432 с.
Кузнецов, И.А. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформление. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 352 с.
Общие требования, порядок и правила оформления студенческих работ. – Минск, 2002.
Пастухова И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений /И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 160 с.
Руднева, Т.И. Методология и методика педагогического исследования. Методическое пособие по учебному курсу.– Самара: Изд-во МГПУ, 2002.-40с.
Дополнительные источники:
Хуторская, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 298 с.
Педагогика.ру [Электронный ресурс] URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 23.01. 2014)
Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] URL: http://www.pedlib.ru/Books/katalog.php?id=1 (дата обращения: 11.01.2014)
Методическая Лаборатория Педагогики и Методики Начального Образования МИОО [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 20.01.2014)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации индивидуальных образовательных достижений-демонстируемых обучающимися знаний, умений.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения внеаудиторной самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, проведения диагностических исследований, зачета.
При изучении учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» в конце V семестра проводится зачет.
Формы и процедуры промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Образовательным учреждением создаются условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине к условиям их будущей профессиональной деятельности.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные
материалы, предназначенные для оценки уровня освоения дисциплины.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Умения:
отбирать методы психолого-педагогического исследования с учетом содержания исследования;

экспертная оценка умения использовать теоретические знания для классификации методы психолого-педагогического исследования, анализа опыта использования методов изучения и переработки научных текстов; описания методов, составления выписок по технологии их разработки и применения;

использовать различные формы предъявления научного знания;
экспертная оценка умения применять теоретические знания для использования различных форм предъявления научных знаний: отбирать фактический материал, научные утверждения, принципы, законы, теории в соответствии с типом и видом научного исследования;
экспертная оценка умения применять теоретические знания для определения понятийно-терминологического обеспечения собственного исследования во внеаудиторной самостоятельной работе;

подбирать литературу по теме исследования;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания для реализации различных целей чтения при работе с источниками информации: информационно-поисковой, усваивающей, аналитико-критической и творческой;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания для составления аннотированного указателя по теме исследования;

вводить автора в текст своей работы с последующей ссылкой;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания для введения автора в текст научной работы с использованием подстрочных, затекстовых и внутритекстовых ссылок;

определять тактику и стратегию исследования
экспертная оценка умения использовать теоретические знания для составления плана в рамках темы исследования (с учетом объема, специфики содержания определять количество глав и параграфов) во внеаудиторной самостоятельной работе;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания для определения исследовательских операций стратегического характера в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания для оформления научного исследования с точным соблюдением требований (оформление списка литературы, требования ГОСТа, технические правила: поля, сноски, красные строки и т.д.)

подготовить мультимедийную презентацию или стендовый доклад.
экспертная оценка умения использовать теоретические знания для подготовки презентации коллективного проекта: правила составления мультимединой презентации или стендового доклада к защите выпускной квалификационной работы в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

Знания:
определение науки, области научных знаний, свойства, формы научного знания; функции науки;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания для определения цели, задач и структуры учебной дисциплины, связи с другими учебными дисциплинами, основных вопросов организации учебно-исследовательской деятельности студентов;
экспертная оценка способности использовать теоретические знания для определения науки, ее свойств, функций; умений использовать и предъявлять различные формы научных знаний (факт, понятие, положение, принцип, закон, теория) во внеаудиторной самостоятельной работе;

сущность и компоненты методологических знаний;
экспертная оценка умения предъявлять теоретические знания о методологии научного знания, эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания мира, процессах интегрирования методологических знаний в современной педагогике;

многообразие методов исследования;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания о методах психолого-педагогического исследования как совокупности приемов и операций, направленных на изучение психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного характера: анализ, классификация, способы применения;

логика построения научного исследования;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания о многообразии научных работ (монография, сборники, словари, журнальные статьи), методах обработки информации (тезисы, конспект, рецензия, аннотация, сайты Интернета) в рамках формирования культуры учебной исследовательской работы в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания о правилах введения автора в текст исследования с использованием цитат, купюр и различных сносок в соответствии с логикой построения научного исследования;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания об особенностях и составе компонентов методологического аппарата исследования (отбор научных теорий для обоснования темы исследования, выбор методов исследования, обоснование теоретической и практической значимости исследования) во внеаудиторной самостоятельной работе;

варианты публичной защиты исследования.
экспертная оценка умения использовать теоретические знания о правилах оформления исследования, вариантах публичной защиты исследования во внеаудиторной самостоятельной работе;
экспертная оценка умения использовать теоретические знания в ходе работы над коллективным проектом: умение отбирать и предъявлять информацию на слайдах или стендовом докладе; соблюдать правила цветового разрешения слайдов и фона стендового доклада; пользоваться графическими материалами, таблицами, результатами экспериментального исследования и формами их предъявления.
































Разработчики:



ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
преподаватель педагогики, Заслуженный учитель РФ
Канаева Т.Н.


ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

преподаватель педагогики, Отличник народного образования

Баширова Р.Р.

Эксперты:



Астраханский государственный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, акмеологии
Борисова Е.В.

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
преподаватель педагогики, Почетный работник среднего специального образования
Сторожева Н.Н.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




—ђ Заголовок 115