Урок-тренинг Чарльз Дарвин — основоположник естественного отбора

Тренинг

Чарльз Дарвин – основоположник естественного отбора.

Цель и задачи данного мероприятия:

1. Развить умение лаконично излагать свои мысли, вести дискусию.
2. Формировать умение быстро находить ответы на предложенные задания.
3. Способствовать возникновению у участников интереса к изучению биологии.

План мероприятия.

1. Приветствие (3-5 мин.);
2. Игра-разминка "Пожелание" (10 мин.);
3. Упражнение "Ожидание" (10 мин.);
4. Упражнение "Незаконченое предложение" (20 мин.);
5. "Мозговой штурм: информационное сообщение" (10 мин.);
6. Доклад на тему ... (30 мин.);
7. Упражнение "Сравни деятельность природы и человека" (20 мин.);
8. Упражнение "Творение природы - источник человеческой фантазии" (15 мин.);
9. Упражнение "Ожидание" (10 мин.);
10.Подведение итогов (5 мин.).


1. Игра- разминка "Пожелание".
(10 мин.).

Цель: сформировать эмоционально-благоприятный климат в группе.
Ход игры.
Участники садятся в круг, тренер предлагает последовательно друг за другом,обменятся пожеланиями. Например, один участник говорит другому: "Я желаю тебе, чтобы твои мечты сбылись".
Примечание: если участник затрудняется ответить, то его надо пропустить, а потом к ему вернутся.

2. Упражнение "Ожидание".
(10 мин.).

Цель: осведомление участниками меры реализованности
ожиданий по тренингу.
Ход игры.
Участникам раздать стикиры-олени и попросить их написать на "оленях" свое имя и ожидание от тренинга. Потом каждый участник выходит к " берегу ожидания" , читает всё что написал и приклеивает на "берег надежд".
Вывод: если ваши ожидания к концу занятия оправдаются, то вы перенесёте свой кораблик на "берег реализованных надежд".

3. Упражнение "Незаконченое предложение".
(20 мин.).

Цель: подготовить участников к информационному сообщению
"Естественный отбор - это...".
Ход игры.

Участники сидят полукругом, тренер записывает все мысли ребят о том, что такое по их мнению естественный отбор. Затем проходит считывание информации с плаката тренером или участником команды.
Вывод: естественный отбор - это сложный исторический процесс в живой природе, который заключается в сохранении организмов с полезными в данных условиях индивидуальными изменениями и устранении форм, менее приспособленных к условиям существования.
Значение этого процесса как ведущего фактора эволюции органического мира раскрыл Ч. Дарвин. Дарвин считал, что естественный отбор является результатом сложного взаимодействия наследственной изменчивости организмов и борьбы за существование. Выслушав мнения каждого стало ясно, что мы все едины и общими усилиями создали полную картину понятия "естественный отбор".

"Мозговой штурм: информационное собщение".
"Половой отбор как особая форма естественного отбора".
(10 мин.).

Некоторые случаи полового диморфизма казались Дарвину необъяснимыми с точки зрения обычного естественного отбора, так как они иногда выражаются в развитии признаков, которые можно рассматривать скорее как вредные для жизнеспособности их обладателей, чем полезные. Между тем основные требования обеспечения жизни потомства в некоторых отношениях идут в разрез с интересами самой особи, истощая её, ставя её перед серьёзными опасностями или даже лишая её жизни непосредственно после откладки
яиц или выведения потомства.
Половые признаки, в частности вторичные половые признаки, и развиваются специально в интересах оставления потомства.
Потомство обеспечивается путём защиты жизни самки.
Покровительственная окраска и мимикрия самок представляют результат обычного естественного отбора, а не полового отбора.
Таким образом, вторичные половые признаки могут иметь разное биологическое значение и разное происхождение.
Выделяют следующие половые различия самок и самцов:
1. Первичные половые признаки. Половые железы и органы, непосредственно необходимые для полового акта. В признаках обоих полов ярко выражены все элементы взаимного приспособления.
2. Вторичные половые признаки. Половые различия, непосредственно не связанные с совершением полового акта.
1.Средства пассивной защиты особей одного пола, обычно самки и её потомства (защитная окраска, мимикрия самки).
2. Средства активной защиты особей одного пола, обычно самцов (клыки, рога и др.).
3. Органы заботы о потомстве ( различные сумки и камеры для выведения молоди).
4. Приспособления, способствующие спариванию ( органы, для удерживания самок).
5. Органы, облегчающие нахождение особей другого пола (окраска, звуки, пахучие железы).
6. Приспособления, возбуждающие половые рефлексы у особей другого пола и наблюдаемые чаще у самцов. В качестве таковых используются яркие окраски, рисунки и отметины.
Большинство этих признаков и органов имеет общее значение для обеспечения особи потомством и, следовательно, для поддержания существования вида.
Дарвин поэтому выдвинул теорию полового отбора для объяснения только двух категорий вторичных половых признаков:
1. дальнейшего развития органов защиты самцов как орудий борьбы за самок и
2. развития органов, привлекающих и возбуждающих особей другого пола.
В первом случае предполагается наличие борьбы самцов за самок, причём самка достаётся победителю в этой борьбе, т. е. более сильному и лучше вооружённому самцу, который передаёт эти свойства мужскому потомству.
Во втором случае предполагается наличие выбора самками наиболее привлекательных самцов, которых сильнее возбуждают их звуками, яркими красками, запахами и т. д.


А теперь давайте проверим как вы усвоили данную информацию.
Задания для четырёх групп:
1. Перечислите, что относится к первичным половым признакам, а что ко вторичным половым признакам? (Нарисуйте схему).
2. Приведите примеры, когда самцы используют органы защиты в качестве орудия борьбы за самок (написать или нарисовать).
(Например: бивни слонов; большие клыки у моржей, диких кабанов, самцов гориллы и орангутанга; рога у копытных).
3. Запишите и по возможности проиллюстрируйте органы привлечения противоположного пола у беспозвоночных.
(Например: органы свечения самки обыкн. светляка; звуковые органы у самцов - сверчки; пахучие железы, пёстрая окраска и яркие отметины у бабочек; своеобразные движения - мухи, крабы, пауки.
4. Запишите и по возможности проиллюстрируйте органы привлечения противоположного пола у позвоночных.
(Например: окраска у рыб; у амфибий - брачные наряды самцов (обык. тритон), голосовые аппараты (кваканье лягушек); у птиц - яркие окраски, отметины, токование, крики, пение, ухаживание, танцы; млекопитающие - в основном пахучие железы, но у приматов имеют место яркая окраска и волосяные образования (борода и усы).


5. Доклад на тему...
(30 мин.).

Цель: научить подростков логически излагать свои мысли и предоставить опыт успешной
реализации.
Ход игры.
Дарвин подчёркивает как доказательство правильности своей теории факт приспособленности организма именно к той обстановке, в которой он живёт. Нужно особо отметить существование большой категории приспособлений, являющихся в роли средств пассивной защиты, которые объяснимы именно только сточки зрения естественного отбора. Поэтому именно эти приспособления имеют значение весьма убедительных, хотя и косвенных, доказательст существования естественного отбора.
Участники объединены в три группы и получают задания-карточки на основании которых нужно разработать доклад на плакате в виде схемы, рисунков, опытов и т. д.
Выводы: Молодцы, у вас получились интересные доклады.








Карточка № 1.

Дано 9 изображений. Укажите как называются данные "обьекты", как называется их приспособление и его применение. Например. Нектонные рыбы (живущие в толще воды) имеют защитную окраску а именно серебристое брюхо и буровато-зеленовотую спину. Рыба малозаметна сверху, на фоне морской воды, а так же и снизу, на фоне серебрящейся (вследствие полного внутреннего отражения лучей света) поверхности воды.

Защитная окраска и форма животных.


Ответы к карточке.

1 - палочник, 2 - блуждающий лист, 3 - бабочка, 4 - бабочка со сложенными крыльями, 5 - она же с расправленными крыльями, 6 - гусеница сливовой пяденицы, 7 - морской конёк-тряпичник, 8 - игла-рыба в зарослях морской травы, 9 - краб на водорослях (слева и сверху).

Примерные ответы.

1 - Палочники, похожие на небольшую бурую или зелёную веточку насекомые; 2 - "блуждающий лист" имеет форму тела в виде листа и листообразные конечности, что позволяет ему двигаться; 3 - бабочка-шелкопряд напоминает сморщенный сухой лист, сливается с сухими листьями; 4,5 - бабочка дневная каллима, верхняя сторона крыльев которой яркая - синяя с оранжевой или светло-голубой полоской, а нижняя сторона - сероватая, жёлтоватая, красно-бурая и иногда зеленоватая с ярко выраженным рисунком, напоминающим лист с его жилками и даже черешком; 6 - гусеница напоминает палочку; 7 - конёк-тряпичник, обладает придатками, напоминающими красные водоросли; 8 - игла-рыба при своей удленённой форме малозаметна среди зарослей морской травы.



































Карточка № 2.



Защитная окраска у Распределение защитной Мимикрия у насеко
дневной бабочки. окраски у ночной бабочки. мых.



Мадагаскарский жук- Бразильская цикада. Мимикрия у змей.
лишайник.

Примерные ответы.

Ночница напоминает кусочек гнилого дерева, жуки напоминающие лишайники, цикады сходные с шипами тех кустарников на которых они держаться.Окраска в состоянии покоя похожа на лист.
Мимикрия или ложнопредостерегающая окраска, рисунок и форма.
Мимикрия у насекомых: 1- несъедобные геликониды издают неприятный запах ; 2 - съедобные белянки, которые летают в стайках с первыми.
3 - оса; 4 - подражающая ей бабочка-стеклянница.
Мимикрия у змей: 1 - неядовитая змея, 2 - ядовитая.

Карточка № 3.

Расскажите, что такое разбитая окраска, и осветите её смысл.

Значение разбитой окраски.



Сплошная окраска. Разбитая окраска. Животное на
адекватном фоне.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Примерный ответ.

Разбивка на части т. е. дезинтеграция зрительного впечатления, достигается существованием резких линий, или границ, между различно окрашенными частями, проходивших через всё тело (взятое в положении покоя). Резкие линии как будто ограничивают какие-то иные тела, не похожие на животных, а напоминающие отдельные объекты окружающей неорганической или растительной природы. Но даже в этом случае рисунок может служить эффективной защитой лишь при наличии адекватного фона в окружающей обстановке.

Карточка № 2.

Дано 6 изображений. Укажите как называются данные "обьекты", как называется их приспособление и его применение. Например. Нектонные рыбы (живущие в толще воды) имеют защитную окраску а именно серебристое брюхо и буровато-зеленовотую спину. Рыба малозаметна сверху, на фоне морской воды, а так же и снизу, на фоне серебрящейся (вследствие полного внутреннего отражения лучей света) поверхности воды.


Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3.

Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6.



6. Упражнение "Сравни деятельность природы и человека".
(20 мин.).

Цель: актуализировать предположение участников тренинга о том, что
может быть общего между творением природы и человека.

Ход игры.
Так как наше упражнение называется "сравни деятельность природы и человека" то мы рассмотрим искусственный отбор.
Основы теории искусственного отбора заложены Ч. Дарвином в 1859 году. Исследование механизма и результатов этого отбора явилось для Дарвина важным этапом на пути обоснования действия естественного отбора.
1. Дайте определение искусственному отбору и объясните чем отличается бессознательный искусственный отбор от методического (селекции).
2. Перечислите условия, необходимые для успешного проведения искусственного отбора.
3. Как осуществляется искусственый отбор, что является его побочным эффектом и каков его результат.

7. Упражнение "Творение природы - источник человеческой фантазии".
(15 мин.).

Цель: воспитание эстетических и этических норм.
Ход игры.
Биологи могут мусор не только утилизировать и перерабатывать, но и использовать как источник своей фантазии. Природа создала массу природных материалов и сегодня, в связи с рассматриваемой темой я вам предлагаю сделать такую работу. А именно создать организм и среду его обитания, чтобы они отражали приспособление к среде обит.
Вывод: Наши работы подтверждают, что творения природы - источник фантазии, а выполненая сегодня поделка не только украсит ваш интерьер, но и напомнит о вашем детстве.

8. Упражнение "Ожидание".
(10 мин.).

Цель: прийти к логическому самостоятельному выводу.
Ход игры.
В конце участники переклеивают стикеры- олени ближе к берегу "Реализованных надежд".
Вывод: результат работы на лицо, мы плодотворно провели время. Берег которого мы достигли сегодня, завтра будет берегом из которого мы отправимся в новое путешествие к новым знаниям и опыту.

9. Подведение итогов.
(5 мин.).
Сегодня мы подитожили тему: "Естественный отбор". Проведя его в качестве тренинга мы научились логически мыслить и правильно излагать свои мысли. Всех благодарю за хорошую и плодотворную работу. Досвидание, до следующего занятия.



















15