Урок истории России Дворцовые перевороты


Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов»
Универсальные учебные действия:
Предметные: знать причины и последовательность дворцовых переворотов; давать характеристику правителям 18 века.
Метапредметные:анализировать и заполнять таблицу «Дворцовые перевороты» (Познавательные), оценивать эпоху дворцовых переворотов (Регулятивные), уметь работать в группах и излагать своё мнение (Коммуникативные).
Личностные: осваивать новые социально-исторические роли.
Методическая цель урока: использование современных образовательных технологий на уроке истории (компьютерной технологии, личностно-ориентированного обучения, проектной технологии, театрализованной технологии).
Проблема урока: Почему после смерти Петра Первого в России проходили дворцовые перевороты?
Ресурсы урока:
- презентация «Эпоха дворцовых переворотов»,
- Л.Н. Павленко «История России» учебник для 10 класса М. «Просвещение». 2012г
- Н.И. Костомаров «История России в жизнеописаниях»
- В.О. Ключевский «Исторические портреты»
Основные понятия: дворцовый переворот, кондиции, гвардия, Верховный тайный совет, бироновщина, фавориты.
Даты и события:
1725 - 1727 - царствование Екатерины I
1726 - учреждение Верховного Тайного Совета
1727 - 1730 - царствование Петра II
1730 - 1740 - царствование Анны Иоанновны
1740 - 1741 - царствование Ивана Антоновича (Анны Леопольдовны)
1741 - 1761 - царствование Елизаветы Петровны
1761 - 1762 - царствование Петра III
1762 - начало царствования Екатерины 2
Тип урока: урок-представление.
Ход урока.
Организационный момент.
Погружение в историю:
Представление синквейна «Пётр Первый»
«Эпоха славных дел Петра Великого»
Изучение новой темы .Представление Петром Первым Указа о престолонаследии.
Стадия вызова: что необходимо узнать по данной теме? (Начало работы с таблицей).
Екатерина 1. Верховный тайный совет
Пётр 2. Донесения иностранных послов.
Анна Иоанновна. Кондиции. Бироновщина.
Иван Антонович. Анна Леопольдовна.
Елизавета Петровна.
Пётр 3 – 186 дней царствования.
Екатерина 2.
Стадия осмысления:
Причины дворцовых переворотов.
Анализ сюжетной таблицы «Дворцовые перевороты»
«О ком идёт речь?»
Домашнее задание – по выбору:
-составить синквейн «Дворцовые перевороты»;
- выполнить тесты «Эпоха дворцовых переворотов» (задание в электронном дневнике).
6.Рефлексия: чему научились на уроке?
Погружение в историю.
(Эпоха славных дел Петра).
Что такое «Великое посольство»? Какая задача стояла перед ним? (Делегация с Петром 1 за границу с целью накопления опыта).
Назовите город, где был построен первый корабль флота Петра 1? (Город Воронеж).
О чём идёт речь: «Кунсткамера стала любимым местом отдыха Петра 1»? (О музее, в С.-Петербурге).
Назовите, где выходила газета «Ведомости»? (1703 год, С.-Петербург).
Кто из приближённых Петра 1 стал накануне Полтавской битвы предателем? (Мазепа).
«Матерь Полтавской битвы» - о какой битве идёт речь? (у деревни Лесной, 1708 год).
«И долго помнил Пётр 1 три пули неприятеля в Полтавской битве». О чём речь? (1 пуля – в треуголку, 2 – в седло, 3- в золотой крест).
Как историки назвали сражение у Гангута 27 июня 1720 года? («Морская Полтава»)
Как объяснить, что Петра 1 называли и «царь», и «император»? (до 1721 года – царь, после 1721 – император).
К какой науке, кроме кораблестроения, с трепетом относился Пётр 1? (К медицине).
Указ Петра Первого «О престолонаследии» 5 февраля 1722 года

Я, император Всероссийский, Пётр I,  издаю указ о престолонаследии, согласно которому глава государства может сам по своему усмотрению назначать себе преемника:
«…дабы сие было всегда в воле Правительствующего Государя, кому оной хочет, тому и определить наследство, и определённому, видя какое непотребство, паки отменить, дабы дети и потомки не впали в … злость, …имея сию узду на себе. … дабы все Наши верные поданные, духовные и мирские без изъятия, сей Наш устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что вся, кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за изменника почтён, смертной казне и церковной клятве подлежать будет».
Историк В.О. Ключевский писал, что законом 5 февраля 1722 года Петр Первый погасил свою династию как учреждение: теперь остались отдельные лица царской крови без определенного династического положения. Престол был отдан на волю случая и стал его игрушкой.
Екатерина 1.
Я, императрица и самодержица Государства Российского, стала оною ещё при жизни Петра великого.
Несмотря на то, что старая знать после смерти моего мужа, Петра Великого, вынашивала план заключить меня и моих дочерей в монастырь, ГВАРДЕЙЦЫ провозгласили меня правительницей Российской империи.
Да, мне было тяжело. Но для поддержки был образован Верховный тайный совет.
Верховный тайный совет.
В феврале 1726 года в Российской империи был создан новый орган управления - Верховный тайный совет.
В совет вошли:
А.Д. Меншиков
Генерал-адмирал Ф. Апраксин
Канцлер Головкин
Петр Толстой
Князь Д. Голицын
Остерман
Задача Верховного тайного совета – предотвратить окончательное разорение страны.

Пётр 2
Я, Пётр Алексеевич, император Всероссийский и самодержец, внук Петра Великого, наследник императорского двора, провозглашён на трон Екатериной 1, императрицей Государства Российского.
Да, меня считают мальчиком-императором. Но светлейший князь Александр Данилович Меншиков – мой самый лучший покровитель.
Кондиции для Анны Иоанновны

Без согласия Верховного тайного совета:
Ни с кем в войну не вступать.
Мир не заключать.
Верных подданных никакими податями не отягощать.
В знатные чины, как в статские, так и в военные, сухопутные и морские, выше ранга полковника не жаловать.
У иноземцев жизни и имения без суда не отымать.
Деревни и вотчины не жаловать.
В придворные чины как русских, так и иноземцев, не производить.
Государственные доходы в расход не употреблять.
Историк Ключевский В.О. так оценил царствование Анны Иоанновны: «Управление велось без всякого достоинства… Тайная канцелярия работала без устали, пытками и доносами поддерживала власть и охраняла её безопасность.
Опасных и неудобных ссылали массами, и ссылка получила утончённо-жестокую разработку. Всех сосланных при Анне в Сибирь считалось свыше 20 тысяч человек. Зачастую ссылали без всякой записи, не сообщая даже Тайной канцелярии – так человек пропадал без вести.
Наряду с голодом, неурожаями, болезнями была устроена облава на народ:
Снаряжались карательные экспедиции;
Неисправных ковали в цепи;
Помещиков в тюрьмах морили голодом до смерти;
Крестьян били и продавали у них всё, что попадалось под руку;
Гвардейские офицеры становились во главе вымогательных отрядов.
Поистине, повторилось татарское нашествие, только из отечественной столицы/
Анна Леопольдовна
Я, Анна Леопольдовна, племянница Анны Иоанновны. Но не меня, а моего сына-младенца Ивана Антоновича она объявила императором. Регентом же при нём Анна Иоанновна назначила Бирона!! При живой –то матери!!
Спасибо фельдмаршалу Миниху, он через две недели арестовал вскоре Бирона. Новым регентом Ивана Антоновича стала я, законная мать. Так я стала императрицей. Однако управлять страной я не умела и не хотела. Всю власть я передала Миниху. Мне больше по нраву были балы и развлечения. Но хитрый барон Остерман убирал с политической арены всех своих противников – так я осталась без поддержки.
Елизавета Петровна.
Пришёл и мой час! Я – дочь Петра Великого. Сердце моё изболелось о российском престоле. И если бы не ГВАРДИЯ, которая меня поддержала, не носить бы мне императорской короны!
Я буду продолжать дела Петра Великого, на благо России.
Да, я лично 25 ноября 1741 года прошла в спальню Анны Леопольдовны и велела арестовать её с младенцем. Арестованы были и Миних, и Остерман. Наступило моё время царствовать! Но я их никого не казнила. При мне смертная казнь была отменена.
Зато сколько полезного я сделала для Отечества:
Великие победы в Семилетней войне (против Пруссии).
В 1755 году при мне был открыт Московский университет (25 января – в Татьянин День).
Это при мне работала активно Академия наук.
Появился и драматический театр.
А как я заботилась о своих нарядах ( 15 тысяч платьев было в моих сундуках)!
Одно было плохо – у меня не было наследников.
Пётр |||
Я, наследник российского престола, Пётр 3-й, внук и Петра 1, и Карла 12.
Моя тётушка, Елизавета Петровна, привезла меня в Россию после смерти моей матушки. Здесь, во дворце Елизаветы Петровны, в роскоши и богатстве, я устраивал для себя военные забавы. Больше мне ничего не надо было. Но тётушка надумала меня женить. Невестой стала немецкая принцесса Фике.
После смерти Елизаветы Петровны я сам объявил себя императором. Правил всего-то 186 дней.
Скажу одно: в моё правление отсутствует и заговор, и смерть.
Екатерина Великая.
Бывшая немецкая принцесса Фике, я вошла в историю Российской империи как Екатерина Великая. До меня только Пётр 1 назывался Великим.
Я приехала в Россию и сразу всем сердцем полюбила эту страну. До престола было ещё далеко, а Пётр 3 так себя повёл во внешней политике, что я решила: ИЛИ УМРУ, ИЛИ БУДУ ЦАРСТВОВАТЬ!!!
Я стала продолжательницей дел Петра 1. Приняла православие. Окружила себя нужными и полезными для Отечества людьми.
Я сразу стала уделять внимание медицине. В то время тысячи людей умирали от страшной болезни – оспы. Одним спасением от неё была вакцинация. Но в России делать прививки боялись. И тогда я приказала привить оспу СЕБЕ. Всё прошло благополучно. И уже многие придворные последовали примеру моему – своей самодержицы.
Выводы по теме «Эпоха дворцовых переворотов»
(Выводы делают «российские историки»).
Период дворцовых переворотов – 37 лет 18 века - проходил без чёткой передачи власти от одного императора к другому.
Приход к власти императоров и императриц сопровождался поддержкой Верховного тайного совета, гвардейской армии, фаворитов.
На протяжении 37 лет было бурное засилье иностранцев в царском дворе.
Исследования показали, что к власти приходили потомки Петра Великого и его брата Ивана.
Тесты по теме «Дворцовые перевороты»
.1. С каким из названных событий связано понятие «кондиции»?
1) реформами Петра I3) восшествием на престол Екатерины I
2) реформами Павла I4) восшествием на престол Анны Иоанновны.
.2.Что из названного относится к политике Елизаветы Петровны в области образования?
1) начало книгопечатания3) открытие Московского университета
2) создание циферных школ4) открытие Царскосельского лицея
.3.Эпоха «дворцовых переворотов» характеризуется
1) ослаблением крепостного гнета
2) ослаблением аппарата центральной власти
3) поражениями в войнах с иностранными государствами
4) усилением роли гвардии
.4.Отметьте одного из сподвижников императрицы Анны Иоанновны.
1) А. Разумовский3) Ф. Лефорт
2) Э. Бирон4) А. Курбский
.5.Где в царствование Елизаветы Петровны был открыт первый в России университет?
в Санкт-Петербурге3) в Москве
в Кенигсберге4) в Киеве
.6.Законосовещательный орган, созданный при Екатерине I, назывался
1) Сенатом3) Верховным тайным советом
2) Советом министров4) Государственной думой
.7. Указ о престолонаследии 1722 года:
1) Заменял титул «Царь» на новый титул «Император»;
2) Устанавливал порядок передачи престола старшему сыну;
3) Давал право императору назначит наследника по своему желанию;
4) Разрешал передавать престол не только сыну, но и дочери.
.8. Пётр 3 был свергнут в результате дворцового переворота:
Анной Иоанновной
2) Екатериной 1
Екатериной 2
Петром 2
.9. Кто из них в результате дворцовых переворотов правил всего 186 дней?
Екатерина 1
Екатерина 2
Пётр 2
Пётр 3
.10. В чьё правление проходила Семилетняя война?
1) Анны Леопольдовны
2) Анны Иоанновны
3) Петра 3
4) Елизаветы Петровны