«Проектная деятельность обучающихся как средство формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы».


Здравствуйте! Меня зовут (Слайд 1) Судовский Михаил Сергеевич. Я учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хорошовская средняя школа».
Тема моей инновационной работы называется (Слайд 2) «Проектная деятельность обучающихся как средство формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы».
Главное изменение в обществе, которое влияет на ситуацию в сфере образования, - это ускорение темпов жизни человека и общества. Школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать мобильность, динамизм и конструктивность. Главная задачи современной школы (Слайд 3) – это раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Таким образом, модернизация современного образования ставит перед учителем задачу (Слайд 4): содействовать расширению ключевых компетенций обучающихся и, как следствие этой деятельности, создание условий для формирования базовых компетентностей. Особо следует выделить (Слайд 5) учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
Формирование компетенций и компетентности обучающихся в сельской школе имеет свои особенности и, в первую очередь, направлено на преодоление основных проблем (Слайд 6): 1.) отсутствие состязательности на уроках; 2.) ограниченный круг общения детей, препятствующий развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации; 3.)однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
Таким образом, возникает противоречие между главной задачей образования и условиями преподавания в сельской школе (Слайд 7).
Бернард Шоу как-то сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Слайд8).
Поэтому особая роль в достижении целей образования и преодолении обозначенных проблем, на мой взгляд, принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
Основные цели проектной технологии: 1.) развивать собственные исследовательские навыки и умения: собирать необходимую информацию, уметь ее анализировать, делать выводы и заключения; 2.)развивать навыки публичного выступления (в том числе с использованием медиапродукта); 3.) развивать творческий потенциал, коммуникативные компетенции при создании коллективных творческих проектов; 4.) формировать метапредметные компетентности при создании интегрированных проектов, выходить за рамки предметного содержания и участвовать в проектах социально - значимого содержания.
Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы начинается с 5 класса (Слайд 9).Следует заметить, что с элементами проектной деятельности обучающиеся знакомятся в начальной школе, поэтому они активно включаются в работу. Создание и оформление проекта ведется в урочное и внеурочное время.
Ученик получает план работы, состоящий из нескольких этапов: 1.Поисковый - определение темы, поиск проблемы, постановка цели проекта. 2.Аналитический - сбор и изучение информации, составление плана проекта. 3.Практический - выполнение запланированного, внесение изменений.
4.Презентационный - подготовка к презентации.
5.Контрольный - анализ результатов, оценка качества.
Результатом проектной работы учащихся по теме являются творческие проекты - лингвистические исследования: «Пословица недаром молвится», «Язык и речь», «Описание животного», «Где же хранятся слова?», «Этимология» и др. В процессе работы обучающиеся обращаются к разным видам словарей, а также подбирают пословицы, поговорки и загадки, иллюстрирующие заданное для лингвистического анализа слово. В оформление работы ребята вкладывают частичку своей души, свое видение мира, проявляют большую фантазию, развивают творческие способности

Проектная деятельность осуществляется и на уроках литературы (Слайд10).
В моей практике результатом такой работы стали, например, сборники загадок, пословиц и поговорок, преданий и легенд, частушек Смоленского края, творческие сборники, посвященные семейным традициям и реликвиям рода и др. В проектной деятельности принимают участие родители детей, бабушки и дедушки. Они проявляют живой интерес к проблеме, стараются оказать всестороннюю помощь, делятся воспоминаниями. Результатом такой работы стали коллективные творческие работы «Солдат в твоей семье», «Книги моего детства», «Моя мама», «Добрые руки бабушки», «Памяти огни» (Сб. воспоминаний об учителях). Как правило, такие работы связаны с изучением программного материала и являются ярким, наглядным примером живой связи истории Отечества и отдельно взятой семьи. Например, после изучения рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» учащиеся работают над проектом «Моя бабушка», а после прочтения рассказа В.Распутина «Уроки французского», просмотра фильма и обсуждения книги и экранизации я даю задание по созданию сборника, посвященного учителям школы. Мы тщательно готовимся к такой работе: составляем вопросы для опросника, беседуем с людьми, записываем воспоминания, собираем фотодокументы и т.д. Итогом такой работы становятся печатные сборники исследовательских работ. Самое главное - мы получаем удовлетворение от проделанной работы, ведь живое общение с родителями, бабушками и дедушками, родственниками не дает прерваться трепетной нити сопричастности ребенка к судьбе семьи и Родины. Произведение автора становится ближе, а судьба литературного героя не оторванной от контекста реальной жизни.
Проектная деятельность вызывает интерес, потому что обучающиеся знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Гуманистический смысл проектного обучения (Слайд 11) состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому обучающемуся увидеть себя как человека способного и компетентного.
Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности дает возможность сказать, что задачи формирования познавательной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся мною решаются. Результаты (Слайд 12) свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Учащиеся показывают стабильные знания, подтвержденные государственной итоговой аттестацией.
Я считаю, что для формирования ключевых компетенций урока недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке (Слайд 13). Такую возможность для обучающихся предоставляет разработанная мной система внеклассных мероприятий, участие в традиционных и новых конкурсах, олимпиадах различного уровня (Слайд 14-15). Применение метода проектной технологии имеет практический выход в создании учениками конкурсных работ, которые получили высокую оценку на муниципальном и областном уровне.
Внеклассные мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Для большинства учителей и родителей хороший ученик – это ученик, правильно отвечающий, но не ученик спрашивающий, находящийся в постоянном поиске. А ведь обучение и должно вести именно к этому росту возможностей, постановки вопросов. С собственных вопросов начинаются поиск и открытие знаний . Интеллектуальный диалог между обучающимся и учителем начинается именно с этого и идет по пути совместного поиска ответа. В этом, по моему мнению, и заключается одна из специфических черт проектной деятельности, которая в совокупности с другими технологиями помогает раскрыть ребенка как личность, сформировать ключевые компетенции.
Итак, (Слайд 16) реализация инновационных проектов и направлений, использование современных образовательных технологий, в частности проектной методики, позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса в школе, формирования у обучающихся различных «надучебных» личностных компетентностей.