КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Самоварова Т.В., преподаватель русского языка и литературы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
В современных условиях невозможно достичь нового качества образования без внедрения новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.
В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать веяниям времени, обращаюсь к инновационным методам и приемам преподавания русского языка и литературы.
На сегодняшний день существует масса самых разных методов и приемов преподавания.
В своей деятельности помимо традиционных технологий, я использую следующие современные образовательные технологии:
- метод проекта;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология сотрудничества.
Кроме того, совсем недавно я познакомилась с кейс-технологией, изучила теоретический материал об этой технологии, составила несколько кейсов и попробовала применить их на практике. Я хочу рассказать вам немного о кейс-методе и о том, как я применяю его на уроках литературы.
Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий и являются самым продуктивным методом для решения задач, поставленных в образовании.
Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение данного метода решает ряд важнейших задач:
повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).
Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии заключается в следующем:
обучение в малых группах (4 – 5 человек);
перед каждой группой ставится одна и та же задача;
задача не должна иметь однозначного решения;
обязательное наличие информационного материала;
при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;
обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.
Работа обучающихся с кейсом на уроках литературы строится из нескольких этапов:
- знакомство с кейсом;
- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;
- групповое обсуждение пути решения;
- демонстрация решения своей группы;
- дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).
Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.
Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.
Применение кейс-технологии на уроках литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса обучающихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них.
Компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
В процессе работы с кейсом происходит формирование перечисленных выше компетенций не только у обучающихся, но и преподаватель при подготовке и реализации кейса совершенствует свой багаж компетенций. Для моей педагогической деятельности, которая не так давно началась, это условие является важнейшим, так как я считаю, что только в процессе самосовершенствования и постоянного обновления багажа своих знаний и умений возможно достичь мастерства.
С применением кейс-технологий на уроках литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает, в первую очередь, коммуникативные и социальные компетенции учащихся.
Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес обучающихся к предмету. Применение этого метода помогает развить в студентах такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
При использовании такого рода деятельности, как решение кейсов, происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения, формируются ключевые образовательные компетенции и новый тип мышления, отвечающий запросам времени.
Далее я хочу привести примеры кейс-заданий по литературе.
При изучении творчества Ф.М. Достоевского (роман «Преступление и наказание»):
- Что заставило Раскольникова совершить преступление?
- В чем суть теории Раскольникова?
- Почему он терзается и страдает после преступления? 
При изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (после чтения отрывков о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, в одной из групп был показ отрывка из фильма Бондарчука «Война и мир»):
- Что понял князь Андрей на поле Аустерлица?
При изучении «маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказ «Человек в футляре»)
- Почему рассказ называется «Человек в футляре»?
- Какая проблема затрагивается в рассказе?
- Какое влияние оказывал Беликов на окружающих его людей?
- Изменилась ли жизнь в городе после смерти Беликова? Аргументируйте свой ответ.
Группа предварительно делится на подгруппы. Каждая подгруппа разыгрывает свой вариант развития событий. Таким образом определяется наиболее верная поведенческая модель.
При использовании такого рода деятельности, как решение кейсов, происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения, формируются ключевые образовательные компетенции и новый тип мышления, отвечающий запросам времени.
Список использованной литературы
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. – № 4.
2. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. – СПб., 2012.
3. Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. – 2000. - № 7.
4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 
5. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
6. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.educ.sfu.ca/case
http://www.pace.edu/CTRCaseStudies
http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html
http://www.e-xecutive.ru/workshopъhttp://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1