СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН Интерактивной презентации, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова


Федеральное государственное УТВЕРЖДАЮ
казенное общеобразовательное заместитель начальника
учреждение по воспитательной работе
«Тюменское президентское ____________В.А.Сваловкадетское училище» «__»____________2014 г.
Министерства Обороны
Российской Федерации
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
Интерактивной презентации, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.ЛермонтоваДата: 12.10.2014 г.
Время: 10:30-11:30 (5,6 курс)
11:45-12:45 (7, 8 курс)
Место: универсальный зал ТПКУ
Ответственные: культорганизаторы ОВР
Оборудование: презентация с видеорядом
Время Действие Примечание
10:30 Приветствие ведущей кадет, краткий экскурс о прохождении мероприятия:
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня у нас особый день, мы с вами поговорим о знаменитом русском поэте, герое нашего времени Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Мероприятие будет состоять из двух этапов пути: жизненного и творческого, и подкрепляться видео материалами. И я начинаю рассказ о русском поэте М.Ю.Лермонтове.
Внимание на экран.
Слайд 1 (заставка, начало презентации)
Слайд 2 (видео)
10:40 Экскурс в историю:
М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
В 1817 г. Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив своего единственного сына сиротой. «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал…Её певала мне покойная мать»,- записал позднее Лермонтов в своём дневнике. Слайд 3, слайд 4
10:45 Начало пути Лермонтова: Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана. Она увезла внука в своё имение Тарханы в Пензенской губернии. Слайд 5
10:50 Детство: детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Лермонтова умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовила для поступления
в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет. Слайд 6

Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
10:55 По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.
С этого момента начинается его творческая насыщеннная жизнь. Самым лучшим его другом был А.С.Пушкин.
Хоть времени и не хватало, но Михаил Юрьевич всегда уделял время творчеству.
В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образованной России благодаря стихотворению «Смерть поэта», написанному по поводу кончины А.С.Пушкина. Это стихотворение вызвало неудовольствие царского двора. Лермонтов вскоре был арестован, а потом переведён в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся на Кавказе.
Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк. Но после окончания,
поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Он участвовал в боевых действиях, проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером, был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость». Через несколько лет, ему предложили отпуск и он уехал в Петербург. Слайд 10
Слайд 11
11:00 Ссылка на Кавказ, знакомство с поэтами: Начинается расцвет творчества Михаила Юрьевича.
В Петербурге он сразу вошёл в свет, его видели во многих аристократических домах. Он входит в пушкинский круг писателей и знакомится с Жуковским, Вяземским, Плетнёвым, Баратынским.
1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14, 15
11:10 Последний день: 13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили.
Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу.
Мартынову это не понравилось и завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.
Поэт был убит.
1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор. Слайд 15, 16
Слайд 17
Слайд 18
11:15 Этапы творчества:
•1828 – 1836 - ранний период
•1837 – 1841 – зрелый период
Ранняя лирика: уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения. ("Жалобы турка", "Желание").
Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния.
Зрелая лирика: в этом периоде характерны идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви.
Поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.
Слайд 19
11:20 Завершение: И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.
Слайд 20
11:25 Внимание на экран Слайд 21 (видео)
11:30 Завершение презентации: Наше мероприятие подошло к концу, до новых встреч.
Звучит фоновая музыка, кадеты выходят из зала. Слайд 22 (заставка)
Зав. ОВР В.Н.КонышевКульторганизатор С.В.ТелегинаКульторганизатор Р.А.Гаглоев