Конспект интегрированного урока по математике и обществознанию «Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних»

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
Степаненко Елена Викторовна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Хромова Анжела Александровна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории

Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. «Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам». Интеграция - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Интегрированный урок это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока: специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью; цель урока может быть поставлена, например, для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, для повышения интереса учащихся к предметам, для целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов и экономии учебного времени и т. п., а также к признакам можно отнести и широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей - проявление творческой активности преподавателя.
Результатами интеграции могут стать:
знания становятся системными;
умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;
усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;
более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести:
сложность отбора учебного материала;
подробное структурирование занятия;
проблема личной совместимости педагогов;
общий подход к оценке знаний и умений учащихся ;
согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Учителем математики Степаненко Еленой Викторовной и учителем истории и обществознания Хромовой Анжелой Александровной было подготовлено и проведено интегрированное занятие по теме: «Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Конспект интегрированного урока по математике и обществознанию
«Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Оборудование урока

1. Литература к уроку:
Конституция Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
2. Технические средства обучения:
Компьютер.
Мультимедиа-проектор.
3. Наглядность:
Мультимедийная презентация.
Таблицы с данными о правонарушениях.

Цели урока
Образовательные:
Познакомить с понятием уголовное право
Дать представление об уголовной ответственности несовершеннолетних
Развивающие:
Учить работе с документами
Упражнять работе с таблицами, диаграммами
Прививать навыки оперативной работы
Воспитательные:
Способствовать воспитанию правосознанию у учащихся
Развивать стремление контролировать и анализировать свои поступки с точки зрения законности
Совершенствовать умение работать в парах и группах
Прививать желание и умение делиться приобретёнными знаниями с товарищами

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вводное слово учителя (первый слайд)

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Бывают жизненные ситуации, что не успев ещё почувствовать радости жизни, человек уже в кабинете следователя с криками: «Я не хотел, я не знал». И с трудом начинает осознавать, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не папина, не мамина, а его ответственность.
Поэтому одна из наших задач – предупредить об опасностях в играх с законом.
Вторая задача – познакомить с очень интересной отраслью права – уголовного. Эти знания могут быть полезны тем, кто, возможно, подумывает о профессии юриста.
Третья задача – помочь лучше понять общество, в котором Вы живёте и которое Вам придётся улучшать.
3.Знакомство с новой темой.
А) Предлагаю поиграть в игру:
Представьте себе уголовное право в виде большой корзины. Чтобы вы в неё положили? (Игра проводится на доске.) Попытайтесь дать определение уголовного права, используя предложенный набор слов. Сверить получившееся определение с данными на слайде(2).

Б) Переход к проблеме уголовной ответственности несовершеннолетних.
Вопрос: является ли незнание законов смягчающим обстоятельством?
(Ожидаемый ответ «Не является»).
Следовательно, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, надо, хотя бы в общих чертах, знать законы. (слайд 3,4).

К сожалению, законы нарушают не только взрослые, но и дети. В наше время подростковая преступность перестала быть чем-то необычным.
В) Перед вами ст.20 УК РФ. Что в этой статье? Анализируют самостоятельно и отвечают на вопрос.(в статье 20 УК сказано: уголовная ответственность наступает с шестнадцати. Но это за все преступления, без исключения. Дело в том, что в этой статье приводиться перечень преступлений за которые ответственность наступает с 14 лет. (Слайд5,6)
Г) Работая с таблицами, определите виды преступлений Попробуем классифицировать их. (Таблица 1 раздаточный материал.) (слайд 7)


Рассмотрим самые распространённые преступления (слайд 8)

Преступления против собственности (слайд 9)

Преступления против чести и достоинства (слайд 10)

Преступления против здоровья и жизни (слайд 11)

Во всём цивилизованном мире торжествует очень простая истина- любая собственность священна и неприкосновенна. (слайд 12)

А) Кражей считается тайное хищение чужого имущества.
Б) Грабёж- завладение чужим имуществом в присутствии потерпевшего или сделал это на глазах других людей.
В) Мошенничество-завладение чужим имуществом путём обмана или злоупотребления доверием.
Задание. Какие виды корыстных преступлений были совершены в следующих случаях?
Дайте их юридическое определение:
- схватил шапку с головы прохожего и скрылся;
- залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку;
- угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения;
- залез в карман пассажира в автобусе;
- вовлекли в азартную уличную игру и «обыграли»
4. Для изучения различных общественных и социально- экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используется различные способы их изображения.
Одним из хорошо известных вам способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатых диаграмм. (слайд 13)

Таблица 2 и к ней диаграмма. выполнить задание: подсчитать какой процент несовершеннолетних в РФ совершил преступления в 2007 году? (слайд 14, 15)

Таблица 3 и к ней диаграмма (слайд 16,17,18,19)

Любое преступление не остается безнаказанным

Слайды 20, 21
Таблица 4 (слайд 22,23).
5. Выводы
Какие вопросы разбирались на занятии?
Что нового и полезного узнали для себя?

Причины, побуждающие несовершеннолетних к совершению преступлений:
возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).
влияние семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.
культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры, выпивки, хулиганства.
низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности.
6. Оценки за урок
7. Домашнее задание
Найти статистическую информацию в СМИ о правонарушениях несовершеннолетних.
Предложите меры по профилактике правонарушений у несовершеннолетних
Новый рисунокНовый рисунок (2)Новый рисунок (8)Новый рисунок (10)Новый рисунок (14) Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315