Урок-игра Баня для Снежной Королевы.Урок-судебное разбирательство.


Ролевая игра
"Баня для Снежной Королевы".
(5-6 класс)
Учитель МБОУ СОШ № 89
г. Краснодар
Гаркуша Н.М.
Ролевая игра.
Подготовка к уроку:
1.Дать учащимся задание прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
2. Познакомить учащихся с темой урока .3. Определить, кто из учащихся будет играть какую роль в ролевой игре и раздать заранее слова.
4.Познакомить учащихся с презентацией к уроку «Баня для Снежной Королевы».
Оборудование: 1. Портрет Г. Х. Андерсона
Презентация к сказке "Снежная королева "
Книжная выставка
Интерьер дома прошлого века
Действующие лица;Снежная Королева-подсудимая
2. Кай - пострадавший
3. Герда, бабушка, северный олень - свидетели
4. Адвокат Снежной Королевы
5. Прокурор
6. Судья
7. Присяжные заседатели.
Вступительные слова учителя литературы.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Это урок - ролевая игра, которую мы назвали «Баня для Снежной Королевы». Речь в ней пойдет о преступлении и наказании Снежной Королевы за похищение мальчика Кая.
Литератор.
Ребята, вам всем, конечно, известно сказка Г.Х. Андерсона "Снежная королева", в которой маленькая девочка Герда отправляется для спасения названного брата Кая в опасное путешествие.
Расскажите, с кем встречается в пути Герда, и кто помогает ей отыскать Кая?
(Ученики отвечают на вопросы, и в форме беседы выясняют, в чем смысл сказки "Снежная королева").
Судья.
Сегодня мы рассмотрим дело о похищении малолетнего ребенка. Слово бабушке пострадавшего.
Бабушка.
Мой родной, мой милый мальчик Кай был счастливым и веселым пока он жил в родном доме. Мы все любили его. А он любил свой дом, садик и маленький кустарник роз, меня и Герду как родную сестру. Все это он ни за что добровольно не променял бы на все сказочные дворцы и дивные сады мира. Его увезли насильно из родного дома. А как горько плакали мы все, пока Кая не было с нами, Сколько слез пролила я, сколько молитв прочитала, стоя на коленях с вечера до утра! Как же могла так поступить Снежная Королева? Она очень жестока. Заметьте, там, где только она побывает, поселяются горе и страдание.
Герда.
Кай ни за что бы не ушел из дома по доброй воле. Злая Королева обманула его. Она сначала убила в нем доброту, любовь к родному дому и своим близким. А затем сделала его сердце ледяным и бесчувственным

Северный олень.
Я привык служить людям. Знаю их язык и умею различать, когда они счастливы, а когда нет. Как только я увидел Герду и Кая вдвоем, я понял, что они могут быть счастливы только в своем доме, среди людей, где росли и где их очень любили.
Снежная Королева.
Я могущественная и сильная. Я повелительница судеб людских. Если они заслуживают, я могу напустить на них снежную бурю, лютый мороз. Могу за несколько минут превратить человека в ледяной столб. Но я очень, очень одинока. У меня нет совсем никого из близких, кто бы меня любил, кто бы искренне восхищался мной. Мои подданные - снежные богатыри- холодные льстецы и лицемеры. Вот почему мне захотелось, чтобы рядом со мной был честный и чистый душой замечательный мальчик Кай. Я хотела бы сделать его принцем и своим наследником.
Адвокат Снежной Королевы.
Ее величество Снежная Королева только внешне кажется холодной и бездушной. На самом деле - это очень добрая женщина. Она мечтала заменить Каю родную мать, которой он был лишен с раннего детства. Снежная Королева хотела сделать его принцем, наследником своей снежной короны. Разве бедный мальчик, у которого не было никаких радостей, кроме жалкого куста роз и дружбы с этой дерзкой девчонкой, не был согласен поменять свою жалкую жизнь в тесной мансарде на жизнь в прекрасном ледяном дворце? Да такого и быть не может.
Да эти дни, проведенные Каем у несравненной Владычицы царства льда и снега, были самыми прекрасными в его жизни. Я в этом уверен. Я был в то время в гостях у Снежной Королевы и видел, что Кай в один миг забыл свою прекрасную жизнь. Он мог стать повелителем снежных бурь и караванов айсбергов, северного сияния и холодных течений. А вы, уважаемые судья и присяжные заседатели, лишаете Снежную Королеву возможности доброе дело для этого мальчика. Он теперь снова нищий. Он снова никто.
Прокурор:
Мне странно слышать здесь, в суде, те доводы, которые привела защита. Как можно оправдывать поступки Снежной Королевы? Мы столкнулись с тяжким преступлением - киднеппингом, похищением детей

Правда, не с целью получения выкупа, но тем хуже: зло сделанного налицо. При этом Королева заранее хладнокровно обдумала преступление и затем исполнила его. Маленького мальчика насильно увезли из дома, отняли его у любимой бабушки и Герды. Притом навсегда - так и случилось бы, если бы Герда при помощи друзей не разыскала Кая.
Итак, это киднеппинг - похищение ребенка и насильственное вывезение его за пределы страны. Это первое преступление против закона.
Второе. Снежная Королева хотела нанести тяжелый вред здоровью мальчика, превратив его в черствого, жесткого, холодного эгоиста. Это преступление против личности. Если бы не отважная Герда с ее горячим сердцем, воздействие Снежной королевы на Кая имело бы печальные последствие
Если бы не столь счастливый конец, когда к мальчику вернулись его душевное здоровье и его родной дом, я бы потребовал от суда самого сурового наказания для Снежной Королевы, несмотря на ее царственное происхождение. В нашем демократическом государстве все люди равны. Главное для нас - это права человека, а тем более права ребенка. Никому не позволено их нарушать.
Поэтому я требую для Снежной Королевы наказания умеренного, безусловного две недели заключения. Из уважения к ее королевскому сану можно предложить отбывать наказание на Крайнем Севере - в Лапландии, а вместо тюремной камеры запереть ее на этот срок в финскую баню. Прошу суд указать в своем решении, чтобы дров не жалели.
А всем детям я советую еще раз изучить историю Кая и Герды по сказке Г.Х. Андерсена и сделать для себя выводы. Учтите, что не всегда незнакомые вам взрослые имеют добрые намерения. Помните об этом и будьте осторожны!
Учитель литературы.
Ребята! Вы сейчас прикоснулись к сказке Андерсена совсем с необычной точки зрения, с точки зрения законов. Но как бы ни было страшно преступление Снежной Королевы, вы всегда должны помнить, что сказка всегда "добрым молодцам урок", что она всегда учит добру и уму-разуму. Разве только Снежная Королева совершала преступления в этой сказке. Вспомните, кто еще и какие совершил преступления?
(Учащиеся вспоминают Волшебницу из сада цветов, разбойников, Маленькую Разбойницу и других).
Но против них выстояла маленькая и хрупкая девочка, потому что у нее было большое доброе сердце. И сердца других людей тоже открылись доброте.
И вы, ребята, должны помнить, что Добро всегда победит, а Зло отступит, если только очень этого захотеть.
А теперь вспомните, пожалуйста, кто из великих людей подтверждая эту непреложную истину, или, может быть, народная мудрость в пословицах и поговорках определила эту мысль.
(Учащиеся могут вспомнить пословицы, поговорки или высказывания известных личностей о Добре и Зле).
Вот некоторые из них:
"Что посеешь, то и пожнешь " (народная пословица).
"Доброе дело само себя хвалит" (пословица).
"Добро сильнее зла" (пословица).
"Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость». (В. А. Сухомлинский).
"Жизнь злых людей полна тревог". (Дидро).
"Если не хочешь знать страха, не чини зла." (Кабус).
"Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла". ( В.О.Ключевский).
Рождает зверя зверь,
Рождает птицу птица, От доброго Добро,
От злого Зло родится. (Низами).
Этими строками и хочется завершить наш необычный урок и подвести главный итог:
Зло рождает Зло, а Добро рождает Добро.
Будьте и вы всегда добры, с кем бы вы ни встретились и где бы ни оказались.
(Подводится итог урока и выставляются оценки).