Урок по материаловедению по теме «Чёрные и цветные металлы»

предмет «Материаловедение»
Урок КЭН (Конкурс Эрудированных и находчивых)

Тема: Черные и цветные металлы

Цели урока:
Ознакомить учащихся с чёрными и цветными металлами, их сплавами, свойствами, применением;
Развить познавательный интерес, память, речь, сообразительность, находчивость; расширить кругозор;
Воспитать дух соревнования, эстетичность, чувство коллективизма, умение экономить время.

Ход урока:
Орг. момент (тема, цель, план урока, баллы, выбор, названия команд, девиз, инструктаж по игре)
Вступление.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок КЭН, и вы должны показать всю свою эрудицию и находчивость. Сегодняшний урок будет оцениваться с помощью жетонов. В итоге выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов. А теперь, капитаны, подойдите и выберите себе название команды. Названия команд будут соответствовать чёрным и цветным металлам:
«Хром», «Медь», «Железо», «Алюминий», «Магний».
Разминка.
Из таблицы Менделеева учащимся нужно выписать в 2 столбика чёрные и цветные металлы (газы, радиоактивные элементы не включать).
Побеждает команда, у которой наибольшее количество правильных ответов.
Всё о металлах (дом. задание) Домашнее задание было таким: подготовить информацию о пяти различных металлах: хром, медь, железо, алюминий, магний.
Критерии к информации были следующие:
1. Характеристика металлов (значение, свойства).
2. Взаимодействие металлов с др. металлами, сплавы.
3. Применение металлов. Побеждает команда, которая лучше и полнее раскроет предъявленные критерии.
Задание «Калейдоскоп». В этом задании командам нужно придумать и записать пословицы, поговорки, названия кинофильмов, книг, крылатые выражения, в которых присутствовали бы названия любого металла (на казахском и русском языках).
Например: «Слово - серебро, молчание - золото» (посл.), «Как закалялась сталь» (к/ф), «Стойкий оловянный солдатик» и т. д.
Побеждает команда, придумавшая наибольшее количество названий.
Зарядка (оценивается)
Выполняется по образцу детской игры «Фигура, замри!»
Делаем медленно при помощи рук:
1. Опускаемся в шахту.
Достаём руду.
Выдаём её на гора.
Везём в сталеплавильный цех.
Кидаем в печь.
Она плавится.
Течёт в формы.
Теперь заливается по формам.
И наконец-то получилась деталь...
В конце учащиеся должны замереть и фигурально изобразить какую-нибудь деталь.
Побеждает тот, у кого изображение будет более схожим с изображаемой им деталью.
Задание «Экскурс по стране».
По карте полезных ископаемых Казахстана необходимо ответить на вопросы предоставленные в раздаточном материале .
«Экскурс по стране»
Вопросы:
1. Какие металлы добывают у нас в Казахстане? (Нефть, газ, каменный уголь не включать)
2. Какие чёрные металлы добывают в стране в большом количестве?
Какие цветные металлы добывают в стране?
Что такое полиметаллы? В какой части нашей страны они добываются?
5. Назовите населённые пункты с «металлическим названием».
Победителем считается команда, максимально ответившая на вопросы.
Задание «Мозаика».
Преподаватель раздаёт командам конверты, в которых находятся разрозненные части мозаик разных химических элементов.
Побеждает та команда, кто раньше всех соберёт мозаику.

Блиц турнир «Кто быстрее?» (вопросы-ответы)
За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
Что называют сталью?
Что называют чугуном?
Из какого сплава их получают?
Какой металл, кроме железа, входит в состав чугуна?
5. Сплав меди с цинком называется ... Победитель - команда, которая даст больше правильных ответов.
Итоги урока.
Команды подсчитывают количество своих жетонов.
Определяются места. Награждение победителей.
15