План работы кружка Цветные палочки для детей средней группе


План работы кружка «Цветные палочки»
для детей средней группы
Октябрь.
1.Тема: Знакомство с палочками Кюизенера.
Цель: Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выяснить начальные знания группы детей, уровня развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера.
Краткий ход: Обратить внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя пришла с подарком, который находится в красивой коробке. Предложить рассмотреть подарок.
Дать детям возможность рассмотреть цветные палочки, предоставить свободу. Наблюдение как дети играют с палочками, что именно они делают.
Совместно с детьми рассмотреть палочки, беседа.
Какие палочки? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные). Сколько палочек? (много). Одинакового цвета или разного? Какие цвета вы знаете?
2.Тема: “ Разноцветные палочки”
Цель: Познакомить детей с эталоном цвета, закрепить название основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.
Развивающая среда: Наборы палочек Кюизенера, кукла, коробки разных цветов.
Ход: Привлечь внимание детей, сообщить, что кукла Катя хочет с ними поиграть с палочками. Обратить внимание детей на цвет палочек
Какие палочки по цвету?
Покажите красную палочку (синюю, оранжевую, желтую)
Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и назовите цвет палочек.
Проговорить вместе с детьми название цветов. Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлагает детям разложить палочки в коробки соответствующего цвета. Дети с куклой Катей проверяют задание.
Ноябрь.
1.Тема: «Строим дорожки».
Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки. Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая - же», «тоже красивая» и т.д.
Развивающая среда: Наборы палочек Кюизенера, иллюстрации из альбомома «Волшебные дорожки» № 1, № 2.
Ход: Дать детям возможность рассмотреть цветные иллюстрации:
- Что изображено на иллюстрации №1?
- По какого цвета дорожке спешит сороконожка? Покажите мне палочку синего цвета. Давайте проверим, можно ли из них выложить такую – же дорожку.
- Что мы видим на картинке №2?
- Друзья идут к Антошке по какого цвета дорожке? Покажите мне палочку красного цвета. Давайте проверим, можно ли из них выложить такую – же дорожку.
Учимся различать, называть и показывать цвет палочки. Учим детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием.
2.Тема: «Строим дорожки».
Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки. Развивать речь детей. Обогатить словарь детей словом «разноцветные».
Развивающая среда: Наборы палочек Кюизенера, иллюстрации из альбомома «Волшебные дорожки» № 3, № 4.
Ход: Дать детям возможность рассмотреть цветные иллюстрации:
- Что изображено на иллюстрации №3?
- Угадай на какого цвета дорожке эти ножки? Из каких цветов палочек выложен забор. Повторить изображение методом выкладывания.
- Что мы видим на картинке №4?
- Кошки меняют сапожки на какой дорожке? (разноцветной)
Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием. Важно рассмотреть на иллюстрациях как можно больше деталей.
Декабрь.
1.Тема: «Величина (длинный – короткий)».
Цель: Учить понимать слова длинный – короткий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам.
Ход: Игра «Строим дорожки». Сначала сравниваем отдельно палочки по длине, проверяем путём наложения одна на другую. Делаем вывод: палочки разных цветов имеют разную длину.
Далее предлагаем детям построить из цветных палочек дорожки разных цветов. Например: из  розовой, голубой, красной и жёлтой.
Строим, сравниваем по длине, смотрим какая дорожка самая длинная, самая короткая, какие дорожки длиннее розовой, какие короче красной и т.д.
Играя, дети могут самостоятельно придти к выводу, что палочка одного цвета длиннее (короче) другой другого цвета, соответственно и дорожки одного цвета будут длиннее или короче другого цвета.
2.Тема: «Величина (высокий - низкий)».
Цель: Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятие “высокий”, “низкий”. Упражнять в различении цвета, размера.
Материал: наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки.
Игра «Построим заборчик».
Ход: Предложить игрушки на столе и рассказать историю: “Жила была бабушка. Её дом находился недалеко от леса. И были у бабушки друзья. Лошадка возила бабушку за покупками. Коровка, кормила её, давала молоко. Собачка охраняла дом. Кошечка ловила мышей. Жили они дружно, но боялись волка, который жил в лесу. Вокруг дома не было забора, и животные были не защищены. Они попросили помочь построить забор. Предложить детям построить забор для животных, воспитатель строит забор для бабушкиного дома из разноцветных палочек. А дети для животных из разноцветных палочек. Рассматривают.
Из каких палочек вы строили заборчик? Какие палочки использовали? Какой забор у лошадки? А у кошки? Высокий или низкий? Почему у вас получились такие разные заборчики? Какого они цвета, размера? Посмотрите, какой заборчик у меня. Похож он на ваши заборчики? Почему не похож? Чем отличается?
Подвести детей к тому, что палочки одинакового цвета имеют одинаковую высоту, а палочки разного цвета - разные по высоте.
Январь.
1.Тема: «Величина (широкий - узкий)».
Цель: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием. Развивать навыки сравнения величин по ширине. Учить понимать слова «широкий», «узкий». Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищейМатериалы: Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера.Игра «Построим мостик».
Ход: Предложить детям изображение реки. Создать ситуацию необходимости перейти через реку животным.
Мышка, зайчик и мишка перебираются через реку. Мышкин мост уже моста зайчика, а мост мишки шире моста зайчика. Сложить из палочек мосты. Что можно сказать о мостах мышки и мишки? Какой уже, шире?Примечание: мишку, зайчика, мышку можно вырезать из бумаги и приклеить на картон; можно взять игрушки.
Февраль.
1.Тема: «Лесенки и пирамидки».
Цель: Строим лесенку от самой маленькой палочки до самой большой и в обратном порядке. Строим пирамидку (палочки выкладываются вертикально) от самой маленькой палочки до самой большой и в обратном порядке. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины (высоты) и цвета. Развивать внимание и память.
Материал: Наборы палочек Кюизенера.
Игра “Лесенки”
Ход: Предложить детям построить лесенки от самой маленькой палочки до самой большой и в обратном порядке. Учить соотносить размер палочки с её цветом.
Можно предложить выложить лесенку из палочек через одну. Например, розовая палочка, красная, фиолетовая или сделать лесенку из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка внизу, вверху, посередине?
Игра “Пирамидки”
Ход: Взять по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составить еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделать один (совместив их друг с другом). Перечислить цвета палочек слева направо и справа налево.
2.Тема: «Строим последовательности. Выкладываем по образцу»
Цель: Учить детей выкладывать палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется). Предложить детям образцы выкладывания цветными палочками. Тренируем память, внимание, терпение.
Задания: Выложить несколько счетных палочек Кюизенера, предложить ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрятать одну из палочек. Дети должны догадаться, какая палочка исчезла.
 Выложить несколько палочек, предложите  запомнить их взаиморасположение, затем поменять их местами. Детям надо вернуть всё на место.

Март.
1.Тема: «Моделируем квадрат и прямоугольник».
Цель: Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, прямоугольник.
Игра «Конструирование геометрических фигур».
Ход: Построить два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? Прийти к выводу, что чем длиннее палочки, тем больше будет квадрат.
Отметить, что дети самые большие волшебники, чтобы они взяли в руки – сразу же начинаются превращения. А могут ли дети превратить одни геометрические фигуры другие геометрические фигуры?
1. Составить прямоугольник, а затем достроить из прямоугольника квадрат.
2. Составить квадрат из прямоугольников, а затем из квадратов прямоугольник.
2.Тема: “Сложи фигуру”
Цель: Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить собирать рисунок по образцу, путем наложения на сам образец. Развивать мышление, зрительную память, воображение, речь.
Материал: наборы палочек Кюизенера, карточки – схемы с геометрическими фигурками, образцы геометрических фигур.
Ход: Предложить детям поиграть. Сообщить, что в группе спрятались разные фигуры, но прежде, чем их отыскать, детям нужно отгадать загадки, что это за фигуры.
Предложить выложить фигуры с помощью палочек Кюизенера. Можно предложить детям картинки – схемы в натуральную величину палочек и методом наложения изобразить геометрические фигуры.
Апрель.
1.Тема: «Строим домики».
Цель: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.Материалы: три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизнера.Игра «Чей домик»Ход: Построить из палочек домики для каждой матрешки. Домик синей матрешки выше, чем домик красной, а домик желтой матрешки выше домика синей матрешки. Что можно сказать о домиках красной и желтой матрешек, какой выше, какой ниже?2.Тема: «Строим по образцу»
Цель: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с образцом. Развивать навыки конструирования. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.
Материалы: Палочки Кюизенера, схемы – образцы, картинки зверей.Ход:  Сложить из палочек домики для зверей, солнышко, ёлочку, цветочки.Обсудить постройки.

Май.
1.Тема: «Соотношение числа и цвета».
Цель:     Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 – белая палочка, 2 – розовая, 3 – голубая, 4 – красная, 5- желтая. Развивать умение соотносить количество предметов с цифрой и цветом палочки.
Материал: Наборы палочек Кюизенера,
Ход: Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один". Возьми ещё одну белую палочку, придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны одной голубой. Голубая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 5).

После выполнения задания с палочками детей просят назвать числа, которые выражают имеющиеся у них цветные палочки.
Таким образом: в процессе игры с цветными палочками дети усваивают, какое число выражает каждая палочка.
 Упражнение в игровой форме "Назови число — найди палочку".
Педагог называет число, дети находят соответствующую палочку. Затем педагог показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает. Например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее. Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
 Май.
2.Тема: «Развитие количественных представлений».
Цель: Учить сравнивать рядом стоящие числа. Формировать умение строить числовой ряд. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. Упражнять в счете от 1 до 5.Упражнять детей в прямом и обратном счете.
Игра “Лесенка для котенка”.
 Материал: Наборы палочек Кюизенера, игрушка котенок.
Ход: предложить детям построить лесенку для котенка. Для этого нужно взять самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка – это единица, число 1. Справа от белого кубика поставим розовую палочку – это число 2 и т.д. до пяти. Дети вместе с воспитателем и котенком считают ступеньки, при этом называют цвет ступенек.
Составим все палочки четко по росту
От низкой – к высокой, это очень просто.
Можно построить двустороннюю лесенку и, поднимаясь и спускаясь по ступенькам, считать (прямой и обратный счет).
А рядом составим в обратном порядке –
От длинной – к кроткой, как на зарядке.
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!
Упражнение в игровой форме "Найди пару".
Варианты:
1. К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).
2. К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
3. К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).