Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников Я-гражданин своей республики, своей страны



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«МАОУ СОШ №1»
Учителя, которым дети обязаны воспитанием,
почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением:
одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.                  
  Аристотель
Программа
духовно-нравственного воспитания
младших школьников:
«Я – Гражданин
своей Республики, своей страны»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Программу разработала
       учитель начальных классов
Онищенко Т.Е.
 
 
2015 год
 
Содержание программы:
 
1.     Пояснительная записка………………………………………………… ……………...... 3
2.     Концептуальные основы программы…………………………….………. …………… ..4
3.     Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников……………………………….……………………………………………….. ...12
4.     Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания……………………………………………………………….…… ……………..13
5.     Основные направления, ценностные основы и содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования………………………...…………………………………………………………14
6.     Мероприятия по реализации направлений……………..………………………….........16
7.     Реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности младших школьников на уроке в общеобразовательной системе «Школа 21век»……………………………………………..…………………………………………..33
8.     Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников………………………………………………………….……………………......35
9. Планируемые результаты…………………………………………………………..........40
11.     Оценка качества воспитания школьников, управление воспитательным процессом по результатам……………………….…………………………………………………………...46
12.     Литература………………………………...……………………………………………..92
13.     Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка
 
Наименование программы:  Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы «Я – Гражданин своей Республики, своей страны».
Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Конкретизируя общую цель духовно-нравственного развития и воспитания к уровню начального общего образования необходимо  перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности.
Получится примерно следующее:
-добрый, не причиняющий зла живому,
-честный и справедливый,
-любящий и заботливый,
-трудолюбивый и настойчивый,
-творящий и оберегающий красоту мира,
-стремящийся к знаниям и критично мыслящий,
-смелый и решительный,
-свободолюбивый и ответственный,
-самостоятельный и законопослушный,
-чувствующий связь со своим народом, страной, культурой,
-бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам,
-патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, поселка, России)
-толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Достижению поставленной цели духовно-нравственного развития и воспитания будет способствовать решение следующих основных задач:
-создание и поддержка воспитательного уклада школьной жизни;
-реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности младшего школьника на уроке;
-реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников;
-начало формирования коллектива в классах младших школьников;
-налаживание социального партнерства школы с семьями учащихся;
-налаживание методической работы, направленной на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания;
-координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.
Участники программы:
-учащиеся 1-4 классов
-педагоги
-родители
-социальный педагог
-библиотекарь
-медицинский работник
Сроки реализации: 2015 – 2019 годы
 Концептуальные основы программы
  Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены).
Да  и от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.
Школа может повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.
Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В  реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе
базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
–воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
–воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:
в области формирования личностной культуры:
-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
-укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
-формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-принятие учащимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
-осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
-формирование нравственного смысла учения.
 В области формирования социальной культуры:
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
-формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-укрепление доверия к другим людям;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
-формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
 В области формирования семейной культуры:
-формирование отношения к семье как к основе российского общества;
-формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на  школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Нормативно-правовые документы:
-Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009 – 2012 г.г.
-Национальная образовательная инициатива « Наша Новая школа».
-Федеральная целевая программа развития образования.
-Декларация прав и свобод человека.
-Конвенция о правах ребёнка.
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-Концепция долгосрочного социально – экономического развития до 2020 года (раздел III  Образование)
-Устав школы.
Ценностные установки
духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Программа духовно-нравственного воспитания «Я – Гражданин своего поселка, своей страны» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
-патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
-природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
1 принцип – детско-взрослая общность, без которой эффективного воспитания, взаимопонимания построить невозможно. Общность возникает через непосредственное взаимодействие и взаимозависимость людей и проявляется как нечто подобное групповому единству, основанном на эмпатии. Детско-взрослая общность возникает  между людьми через пребывание их в одной эмоциональной ситуации, через переживание ими одного состояния (радости или отрицательных эмоций).
2 принцип – совместная деятельность педагога и школьника. Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых, при условии реализации педагогического воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъект  деятельности.
3 принцип – системность организации воспитания, духовно-нравственное развитие и воспитание не допускает фрагментарности, оторванности дел друг от друга, все направления связаны друг с другом, мероприятия вытекают одно из другого.
4 принцип – опора на педагогический авторитет. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от него осторожности в словах и делах.
 Основные направления, ценностные основы и содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Направление «Ученик – патриот и гражданин»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Содержание и формы деятельности:
-получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Коми(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
-ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
-ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
-знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
-знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
-участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
-получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
-участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
 
Мероприятия по реализации направления
«Ученик -  патриот и гражданин»
(приоритетное направление деятельности)
 
Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные
Тематические встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, воинами запаса в течение года Встречи, беседы, выставки и т.д. классный руководитель
Встречи с почётными гражданами района
  в течение года Встречи, беседы, презентации, выставки и т.д. классный руководитель
Экскурсии в историко-краевед-ческие музеи  Заводоуковского района и Тюменской области
  в течение года Экскурсии классный руководитель
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот»:
«Овеянные славой Флаг наш и герб»,
«Символы Родины»,
«Москва – столица великой страны» и т.д.;
Символы  г.Заводоуковска
Школьная и классная символика. в течение года Кл. часы,
Викторины,
«Круглый стол»,
Диалог на основе презентации и др. классный руководитель
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» в течение года Кл.час классный руководитель
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» в течение года Кл.час классный руководитель
День учителя
«Золотое сердце учителя»
«Мой учитель лучше всех»
«Моя любимая учительница»
октябрь Комплекс мероприятий:
праздничная программа
конкурс рисунков классный руководитель
учитель музыки(по согласованию)
«Край, в котором я живу»
«Заводоуковские мотивы»
«Мой любимый уголок» (3-4
классы) октябрь Фотовыставка классный руководитель
«Заводоуковск в рисунках»
(1-2 классы)   Конкурс рисунков Учитель ИЗО,
классный руководитель
День школы
Посвящение в первоклассники.
«День Рожденья только раз в году»
Акция «Подарок школе своими руками»
КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» в течение года Комплекс мероприятий:
ритуал посвящения
 Концертная программа
трудовая акция
 
КТД классный руководитель
День народного единства
  ноябрь Комплекс мероприятий:
игры, беседы, встречи классный руководитель социальный педагог (по согласованию)
учитель истории и права (по согласованию)
«История школы в лицах и фактах» ноябрь,
февраль Тематические выставки в школьном музее Руководитель музея школы (по согласованию)
День защитника Отечества:
 «Они сражались за Родину»,
«Мой папа дома» (1-4 классы).
«Поклон тебе, солдат России»
«Чтоб Защитником стать»
«Герои живут рядом»
«О чём рассказала награда?» (3-4 классы) февраль Комплекс
мероприятий:
 Выставка рисунков
 Фестиваль патриотической песни
 Встреча с военнослужащими
 Беседа
 Творческий проект учителя физкультуры и ОБЖ, истории (по согласованию),
 классный руководитель
«Аты–баты, шли солдаты»
(1-4 классы) февраль Смотр строя и песни Учителя физкультуры и ОБЖ (по согласованию),
классный руководитель
Фестиваль «Звездочки Заводоуковска»
 «Я люблю тебя, Россия»
(1-4 классы)
«Знай и люби свой край»
(1-2 классы),
«Имена на карте Республики»
(3-4 классы)
«Край родной – Заводоуковский» (1-4 классы)
«Пою моё Отечество»
(3-4 классы)
«История города в истории моей семьи» (4-е классы) март  
 
Конкурс чтецов
 
Викторины
 Игра-путешествие
 Конкурс стихов собственного сочинения
 Исследовательская работа Классный руководитель                     

День космонавтики
«Россия в освоении космоса»
 «Человек поднялся в небо» (1-4 классы)
«Через тернии к звёздам» (1-4 классы) 12 апреля Комплекс
мероприятий:
 Кл.час
 
Выставка рисунков классный руководитель
День Победы «День Победы – праздник всей страны»
 «Цвети мой край» (1-2 классы)
 «Память, которой не будет конца» (3-4 классы)
 
«Мои родные защитники Родины» (3-4 классы)
 «Страницы великой Победы»
 «Вспомним поименно» май Комплекс
мероприятий:
 Конкурс детского рисунка на асфальте
Конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)
Фотовыставка
 
Книжная выставка
 Творческий проект Библиотекарь (по согласованию),
классный руководитель 
 
 
 
 
Направление «Ученик и его нравственность»
 Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Содержание и формы деятельности:
-получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой
деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
-получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», а также дисциплин, изучаемых по выбору;
   -ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
-участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
-ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
-усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и  школы- овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
-посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, в заботе о животных, живых существах, природе;
-получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
-расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Мероприятия по реализации направления
«Ученик и его нравственность»
Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные
Благотворительная акция «Доброе сердце»
  октябрь Сбор вещей, школьных принадлежностей и т.д. Социальный педагог (по согласованию)
классный руководитель
«Устав школы»,
«Законы коллектива» сентябрь Классный час классный руководитель
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:
«Российская Конституция – основной закон твоей жизни»,
«Ваши права, дети»,
«Имею право» и т.д.
  в течение года Классный час классный руководитель
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»:
«Волшебные слова»,
«О поступках плохих и хороших»,
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д. в течение года Кл.час классный руководитель
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):
«Уроки доброты»,
«Без друзей меня чуть-чуть»,
«Чем сердиться, лучше помириться»,
«Почему чашка воды больше моря?»,
«Чужой беды не бывает» и т.д. в течение года Кл.час классный руководитель
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам
«Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»,
«Толерантность» в течение года Кл.час классный руководитель
«Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1-е классы) сентябрь Экскурсия по школе классный руководитель
День пожилого человека (1-4 классы)
«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.
Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи  
октябрь
 
в течение года Концертная
программа
 
Трудовые акции учитель музыки, классные руководители
День матери (1-4 классы)
 «Мама – нет роднее слова!»,
«Человек, на котором держится дом»
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы)
«Славим руки матери» (3-4 классы) ноябрь Комплекс мероприятий:
концертная
программа
 выставка рисунков
 конкурс стихов и сочинений учителя ИЗО и музыки(по согласованию),
классный руководитель
День Конституции и День права:
 Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.
Встречи с работниками УВД и прокуратуры декабрь Комплекс
мероприятий:
игры, беседы, встречи социальный педагог (по согласованию),
учителя истории и права (по согласованию),
классный руководитель
Заводоуковск межконфессиональный (3-4 классы)   Беседа, экскурсия классный руководитель
«Рождество Христово» январь Конкур детского рисунка Учитель ИЗО
Татьянин день 25 января Концертная программа классный руководитель, учитель музыки
Праздник «Масленица – широкая» февраль-март Концертно-развлекательная программа классный руководитель, учитель музыки
Святая Пасха (1-4 классы):
конкурс «Пасхального яйца»
выставка рисунков
беседы апрель Комплекс мероприятий учитель ИЗО
 
День семьи (1-4 классы)
 «Ценности трех поколений»
 «Я и мои родственники» (3-4 классы)
«Фотографии из семейного альбома»,
«Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи) май Цикл мероприятий:
 классный час с родителями
конкурс проектов
 беседы классный руководитель
Акции «Открытие птичьей столовой» и «Птичий домострой» ноябрь – март Линейки классный руководитель, родители
«Последний звонок» (1-е классы)
  май Участие в торжественной линейке учитель музыки, классный руководитель
 
Направление «Ученик и его отношение к труду» .
 Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.
Содержание и формы деятельности:
-экскурсии  по поселку, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
-знакомство с профессиями своих родителей, бабушек и дедушек, участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
-получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
-приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления  школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
-творческое  применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
-приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
-приобретение умения и навыков самообслуживания в школе и дома;
-участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.
 Мероприятия по реализации направления
«Ученик и его отношение к труду»
 
Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные
«Мир профессий» в течение года Экскурсии на производственные предприятия  города классный руководитель
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» в течение года Беседы классный руководитель
Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии» (2-4 классы)
  ноябрь Творческие проекты классный руководитель
«Чудо природы» (1-4 классы)
  октябрь Конкурс-выставка творческих работ Учитель ИЗО, классный руководитель
«Мастерская Деда Мороза» (1-4 классы) декабрь Трудовая акция классный руководитель
Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы) в течение года Трудовая акция Библиотекарь (по согласованию), классный руководитель
Оформление кабинета и школы к праздни-
кам и мероприятиям в течение
года Трудовая акция классный руководитель
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы)
  в течение года Трудовая акция классный руководитель
«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-4 классы)
  февраль - март Выставка работ классный руководитель
«Волшебный мир руками детей» (1-4 классы) май Выставка детского творчества классный руководитель
«Мир моих увлечений», «Кто во что горазд» (1-4 классы) в течение года Презентация увлечений и хобби классный руководитель
«Чистый класс, чистая школа» в течение года Генеральная уборка класса классный руководитель
«Птичья столовая» ноябрь Изготовление кормушек для птиц классный руководитель,
родители
«Птичий домострой» март Изготовление скворечников классный руководитель
 
Направление «Ученик и его здоровье»
 Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Содержание и формы деятельности:
-приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
-участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
-практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях  школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
-составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
-получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
-получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального - психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом школы , медицинскими работниками, родителями;
-получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).
Мероприятия по реализации  направления
«Ученик и его здоровье»
Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)
  в течение года Беседы, викторины, встречи классный руководитель, социальный педагог (по согласованию), медицинский работник (по согласованию)
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):
«Уроки Мойдодыра»,
«Откуда берутся грязнули?»,
«Ослепительная улыбка на всю жизнь»,
«Я расту, я развиваюсь» и т.д. в течение года Беседы, викторины, встречи классный руководитель, медицинский работник (по согласованию)
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности и самосохранительному поведению использование материала из сборника «Твоя школа безопасности» в течение года Беседы, викторины, игры классный руководитель
Цикл классных часов по ПДД:
-«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.
 использование материала из сборника «Твоя школа безопасности»
- «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!» в течение года Акции,
викторины,
игры классный руководитель, преподаватель ОБЖ, сотрудники ГИБДД
(по согласованию)
Выступление победителей районного конкурса «Безопасное колесо» апрель Встреча классный руководитель, преподаватель ОБЖ, сотрудники ГИБДД (по согласованию)
Анкетирование учащихся:
«Вредные привычки и мы»,
«Мой режим дня»,
«ЗОЖ»(1-4 классы) в течение года Анкетирование Социальный педагог (по согласованию), классный руководитель
Работа по профилактике вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних в течение года Акции, ток-шоу, викторины, просветительская работа и т.д. Социальный педагог (по согласованию)
Встреча со знаменитыми спортсменами района (1-11 классы) сентябрь-октябрь встреча-презентация учитель физкультуры, (по согласованию)
классный руководитель
Осенний  Кросс наций ежегодно в сентябре
  Кросс
  учитель физкультуры (по согласованию),
классный руководитель
«Папа, мама, я – спортивная семья»  в течение года  соревнования учитель физкультуры,
классный руководитель
Проведение тематических декад «Здоровый я - здоровая страна»:
 - «Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы)
 - Встречи с медработниками (1-4 классы)
 -Выпуск тематического «Школьного вестника» и оформление информационного тематического стенда  
ноябрь Комплекс мероприятий:
 конкурс рисунков и плакатов
 беседы
 газета, стенд
   
классный руководитель,
учитель ИЗО,
 мед.работник (по согласованию)
«Весне – физкульт-ура!» март Спортивная эстафета учитель физкультуры, (по согласованию)
классный руководитель
Направление «Ученик и его отношение к природе»
 
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Содержание и формы деятельности:
-усвоение элементарных представлений о ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, народа коми, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
-получение первоначального опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
-получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в  школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
-усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой,  (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Мероприятия по реализации направления
«Ученик и его отношение к природе»
Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные
Цикл классных часов по экологическому воспитанию:
«О братьях наших меньших»,
«Русские берёзки»,
«Цветы в былинах и мифах»,
«Мой домашний любимец»,
«Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д. в течение года Викторины, беседы, игры и т.д.
  классный руководитель
Акция «Каждому участку земли экологическую заботу» в течение года Трудовая акция классный руководитель
«Посади деревце» 1 класс Сентябрь, май Трудовая акция классный руководитель
родители
«Чудесный огород»:
 Выставка «Осенние зарисовки» (1-2 классы)
Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы)
Викторина «Витамины с грядки» (3-4 классы)
   
октябрь Комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс
чтецов, викторины Учителя ИЗО и музыки,
классный руководитель
День Земли:
 Акция «Чистый дом – чистый двор – чистый поселок» (1-4 классы)
 Акция «Сделай уголок чище» (2-4 классы)
 «Судьба  поселка в твоих руках» (3-4 классы)
 Акция «Цветик – семицветик» (1-4 классы)
 «Знай и люби родную природу» (1-4 классы)
 Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» (1-2 классы)
 «Береги природу – наш дом» (3-4 классы) апрель-май Комплекс
мероприятий:
 субботник
 листовки
 экологическая фото-выставка, выращивание рассады цветов, благоустройство территории, викторина,игра, конкурс экологических проектов классный руководитель
Направление «Ученик и Мир прекрасного»
 Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Содержание и формы деятельности:
-получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, Республики, культур народов России, народа коми;
-(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
-ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы , посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
-обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы  и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего  мира через художественные образы;
-обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
-получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
-участие вместе с родителями в проведении выставок семейного, художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
-получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;
-участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
Мероприятия по реализации направления
«Ученик и мир прекрасного»
Название мероприятия Сроки Форма    проведения Ответственные
«З-Уковский район, в котором ты живёшь»
  сентябрь Экскурсии по району классный руководитель
«Прикоснуться к вечности» (3-4 классы)
  в течение года Экскурсии в церковь  района классный руководитель
«Фильм, фильм, фильм…» (1-4 классы)
  в течение года Просмотр к/ф и мультфильмов классный руководитель
Экскурсии на художественные выставки
  в течение года Экскурсии в музей классный руководитель
Организация экскурсий по культурным центрам района и области в течение года Экскурсии классный руководитель
Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники)
  в течение года   классный руководитель
«Чудесный огород» (1-4 классы):
Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» (1-2 классы)
Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье» (3-4 классы) октябрь Комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий) учителя технологии, ИЗО и музыки (по согласованию),
классный руководитель
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы) октябрь Выставка рисунков классный руководитель
«Шедевры русской живописи» (3-4 классы) декабрь Беседа классный руководитель
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию» (1-2 и 3-4 классы)
  январь Музыкальная игра классный руководитель
«Мои любимые книжки» (1-4 классы)
  март Выставка-презентация Библиотекарь (по согласованию),
классный руководитель
Реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности младших школьников на уроке в образовательной системе «Школа 21века»
Воспитательный потенциал следующих учебных  дисциплин и существующих в их рамках тем:
«Обучение грамоте»:
Календарь и календарные праздники. Первое сентября – День Знаний. Первичное знакомство с государственной символикой.
Природа вокруг нас. Животные и растения РФ.
Москва – столица России. Тюмень–областной центр.
Русские народные сказки, считалки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, коми фольклор.
Братья наши меньшие.
Города России. Города Республики Коми.
Реки России. Реки края.
Земля – наш общий дом. Россия – многонациональное государство.
Времена года. Родные картины природы.
Что такое Родина. Моя малая родина.
Наши спортсмены. Спортсмены нашего края.
Земля – планета, на которой мы живем.
Кремль-сердце России (царь-колокол, царь-пушка)
Имена московских улиц. Улицы Заводоуковска.
Друзья познаются в беде.
Береза – символ России.
«Мир вокруг»
Речь - основной способ общения людей. Россия – многонациональное государство.
Добро  и зло.
Времена года.
Жизненный опыт.
Родители, учителя, книги.
Ты и твоя семья. Родители и дети.
Ты и твои друзья.
Взаимопомощь в семье.
Учимся общаться.
Мой дом. Моя улица.
Учимся быть пешеходами.
Едем за город. Овощи и фрукты на даче.
Богатства природы.
Растения, животные, грибы.
Домашние животные и растения – наши друзья.
Культурные растения.
Человек – существо разумное.
Природа и мы. Экология.
Земля-шар. Земля в космосе.
Древние занятия человека.
Природные зоны.
Экосистема.
Моя родословная. Кем были наши предки.
Что такое общество.
Кого можно назвать человеком.
Права человека.
Короли, президенты и граждане.
Расы и народы.
Что человечество ценит больше всего.
Письмо.
Заглавная буква в правописании географических названий, имен, отчеств, фамилий, кличек животных.
Времена года.
Русский язык.
Слово. Предложение. Текст (составление  предложений о Родине, Заводоуковском крае, использование текстов писателей области)
Литературное чтение.
Уроки вежливости.
Наш дом.
Ребятам о зверятах.
Русские народные сказки.
Русские народные скороговорки.
Былина – фольклорный жанр.
Богатыри в коми сказках.
От сказки народной до сказки авторской.
Русские народные песни.
Повесть временных лет. Славяне и их просветители. Кирилл и Мефодий.
Поучение Владимира Мономаха.
Чудов монастырь.
Москва начала 19 века.
Мир природы на страницах книги.
Ушинский «Наше Отечество».
 
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей), налаживание социального партнерства с родительской общественностью.
Задачи:
-создать условия для активного и полезного взаимодействия  школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
-позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
-преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
-способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
-создавать условия для духовного общения детей и родителей;
-создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Содержание работы с родителями:
-создание банка данных о семьях учащихся;
-изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
-сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
-создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
-удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
-разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

-организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
-создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
-привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
-демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
-поощрение родителей, активно участвующих в жизни  школы.
Формы внеклассной работы:
- родительские собрания, посещение семей учащихся;
-анкетирование;
-консультирование;
-интервьюирование
-тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
- семейные праздники;
- спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
-календарные праздники – 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
-тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
-походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
-дни творчества, дни открытых дверей.
 
Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные
Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):
«Откуда начинается мой род»,
«Военная летопись моей семьи»,
«История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,
«Памятные даты моей семьи»,
«О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода»,
«Традиции нашей семьи»,
«О моих близких с любовью» и т.д. в течение года Беседы викторины, игры, презентации проектов и т.д. классный руководитель
Семейные праздники (1-4 классы):
«Истории любви моего дома»,
«Мамины руки, нет их теплее…»,
«Дорогое слово – отец»,
«Долгая и близкая дорога к дому» и т.д. в течение года Совместные праздники с родителями классный руководитель
«Семейный забег» в рамках осеннего  Кросса наций Ежегодно (сентябрь) Соревнования классный руководитель
«Папа, мама, я - спортивная семья»            (1-4 классы) в течение года Соревнования Учитель физкуль-туры (по согласованию),
классный руководитель
Прощание с азбукой(1-е классы)
Выпускной вечер в начальной школе (4-е классы) февраль
май - июнь Праздничная программа классный руководитель
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы) в течение года Собрание, круглый стол, практикум и т.д. классный руководитель
Публичный доклад 1  раз в год Собрание Администрация
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы)
  В течение года Праздники
Проекты
Походы
Классные дела классный руководитель
Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей через библиотеку  школы в течение года Буклеты, листовки, методические сборники классный руководитель, библиотекарь (по согласованию),
Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей в течение года Статьи библиотекарь
Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотичес-кому и нравственному воспитанию в течение года Методические сборники библиотекарь
Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК учете в течение года   Социальный педагог(по согласованию),
классный руководитель
Работа с социально-неблагополучными семьями в течение года   Социальный педагог (по согласованию),
классный руководитель
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних, самосохранительному поведению. в течение года   Социальный педагог(по согласованию), классный руководитель 
 
Планируемые результаты
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
на уровне начального общего образования
 Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления гражданина России. В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования должно обеспечиваться достижение учащимися:
• воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся распределяются по трём уровням.
Результаты первого уровня— приобретение учащимися социально - значимых знаний - узнавание мира:
по направлению «Ученик – патриот и гражданин»:
– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе); 
– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;
– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
  - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,   семьянина, товарища;
  -о нормах и традициях человека как гражданина и патриота;
по направлению «Ученик и его нравственность»:
- знание главных нравственных правил, норм;
– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;
– умение отделять оценку поступка от оценки человека;
– различение хороших и плохих поступков;
– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);
по направлению «Ученик и его отношение к труду»:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
 -элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
по направлению «Ученик и его  здоровье»:
- знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
–  знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
по направлению «Ученик и его отношение к природе»:
– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);
– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;
– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
по направлению «Ученик и Мир прекрасного»:
– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);
– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
Результаты второго уровня— развитие отношения к базовым ценностям общества, к социальной реальности в целом - отношение к миру.
по направлению «Ученик – патриот и гражданин»:
– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности;  
–отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами;
–проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам  истории и культуры, религии разных народов России и мира;
по направлению «Ученик и его нравственность»:
– уважительное отношение к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);
– отрицательная оценка  плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).
– избегание плохих поступков, капризов;
– признание собственных плохих поступков;
по направлению «Ученик и его отношение к труду»:
– понимание особой роли творчества в жизни людей;
– отрицательная оценка лени и небрежности;
–  уважение в действии к результатам труда других людей;
– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
– стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;
– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
по направлению «Ученик и его здоровье»:
– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
по направлению «Ученик и его отношение к природе»:
– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий,  разрушающих природу;
– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе
по направлению «Ученик и Мир прекрасного»:
– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;
– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;
– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.
Результаты третьего уровня— получение учащимся опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия - социальное закаливание, опыт жизни вне школы.
по направлению «Ученик – патриот и гражданин»:
– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);
– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;
– избегание насилия, препятствование его проявлениям;
– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
– умение вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);
– самостоятельное  и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
по направлению «Ученик и его нравственность»:
– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.
по направлению «Ученик и его отношение к труду»:
-проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);
-соблюдение порядка на рабочем месте;
- опыт организации совместной деятельности с другими;
- желание сделать полезное для других (социальное проектирование).
по направлению «Ученик и его здоровье»:
– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.);
- организация мероприятий по здоровому образу жизни для  учащихся .
по направлению «Ученик и его отношение к природе»:
– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;
– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
–добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, уборка территории школы, памятников культуры, экономия воды и электричества и т.д.);
–добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).
по направлению «Ученик и Мир прекрасного»:
-самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
-соблюдение правил этикета,  поддержание опрятного внешнего вида.
-украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;
-реализация себя в художественном творчестве, организуя творческие проекты;
В результате реализации Программы в учреждении, как в образовательной системе ожидается:
-создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
-обогащение содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
-вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Оценка качества воспитания школьников,
управление воспитательным процессом по результатам

Основанием для оценки качества воспитания школьников являются результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников.
В начальной школе в качестве главной методики рекомендуется использовать педагогическое наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в их повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений; в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам. В качестве вспомогательной методики могут быть использованы проективные рисуночные тесты.
Диагностика развития духовно-нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Предлагаются следующие методики:
- метод «Беседа» для учащихся 6-7 лет (Приложение 1),
- методика «Сюжетные картинки» предназначена для детей 1-2 классов (Приложение 2),
-методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Приложение 3)
- диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) (приложение 4).
Приложение 1
Метод «Беседа»
(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
  Вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
-Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
-Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
 
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
 
 
 Приложение 2
Диагностика эмоционального компонента духовно- нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
 
 
 Приложение 3
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
 
 
 
 Приложение 4
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (1 – 2-е классы)
(методика Н.П. Капустиной)
  Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться
я люблю мечтать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
мне нравится выполнять домашние задания
я стремлюсь получать хорошие отметки      
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
я старателен в  учебе
я внимателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
мне нравится дежурство в школе      
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
к земле
к растениям
к животным
к природе      
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
я выполняю правила для учащихся
я добр в отношениях с людьми
я участвую в делах класса и школы      
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен в делах
я опрятен в одежде
мне нравится красивое вокруг меня
я вежлив в отношениях с людьми      
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
я управляю собой
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
у меня нет вредных привычек      
 Оценка результатов:
3 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень                           3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень                          2,8 – 2 – низкий уровень
 
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (3–4-е классы)
(методика Н.П. Капустиной)
  Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться
я всегда выполняю домашние задания
я люблю читать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
я стремлюсь получать хорошие отметки      
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
я старателен в  учебе
я внимателен
я старателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится самообслуживание в школе и дома      
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
я берегу землю
я берегу растения
я берегу животных
я берегу природу      
4. Я И ШКОЛА:
я выполняю правила для учащихся
я выполняю правила внутришкольной жизни
я участвую в делах класса и школы
я добр в отношениях с людьми
я справедлив в отношениях с людьми      
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен и опрятен
я соблюдаю культуру поведения
я забочусь о здоровье
я умею правильно распределять время учебы и отдыха
у меня нет вредных привычек      
 
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень                           3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень                          2,8 – 2 – низкий уровень
(Гуткина  Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118)
 
 
 
 
 
 
 
Литература
Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
Андрианов М.А. «Философия для детей» Минск, 2003.
Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2011.
Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
Дубенский Ю.П., Тихоненко И.Г. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Омск 2008
Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике. Омск: ОмГУ, 2004
Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2012.
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.       
Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007 Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
От гражданского образования – к демократической школе: материалы проекта «Роль администраторов школ в гражданском образовании». – Ярославль, 2001
Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002