Методическая разработка симуляционного тренинга на тему Оказание медицинских услуг в акушерстве и гинекологии


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебной практики
по ПМ 02. Лечебная деятельность
МДК 02.03. Оказание акушерско-гинекологической помощи
Тема: Оказание медицинских услуг в акушерстве и гинекологии
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
(углубленный уровень подготовки)
Купино
2016
Рассмотрено на заседании
Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей
Протокол № « » 2016
Председатель
______________________ Скитович Н.В.
Автор-составитель: преподаватель МДК 02.03. Оказание акушерско-гинекологической помощи Зимина А.А, преподаватель высшей квалификационной категории А.В. Степанова
Пояснительная записка
к методической разработке по ПМ 02. Лечебная деятельность МДК 02.03. Оказание акушерско-гинекологической помощи на тему «Оказание медицинских услуг в акушерстве и гинекологии»
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования практических профессиональных умений и первоначального практического опыта по данной теме.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям и умениям по ФГОС СПО III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 31.02.01 Лечебное дело углубленный уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС СПО, после изучения данной темы студент должен:
уметь:
проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
определять тактику ведения пациента;
определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
проводить лечебно-диагностические манипуляции;
проводить контроль эффективности лечения;
осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.
иметь практический опыт:
назначения лечения и определения тактики ведения пациента;
выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;
организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;
оказания медицинских услуг в акушерстве.
Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 2.1- 2.7
Методы и формы обучения, используемые на занятии: применяются симуляционный тренинг, который состоит из следующих этапов: брифинг, выработка навыка в симулированных условиях, дебрифинг, рефлексивно-оценочный, интерактивный. Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Входной контроль» (приложение№1), «Практический этап» (приложение №2), «Анкета качества проведенного симуляционного тренинга» (приложение №3), «Критерии оценивания» (приложение №4).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Оказание медицинских услуг в акушерстве и гинекологии
Место проведения: кабинет оказания акушерско-гинекологической помощи
Продолжительность проведения занятия: 270 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для формирования ПК по виду профессиональной деятельности.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен:
уметь:
проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
определять тактику ведения пациента;
определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
проводить лечебно-диагностические манипуляции;
проводить контроль эффективности лечения;
осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.
иметь практический опыт:
назначения лечения и определения тактики ведения пациента;
выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;
организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;
оказания медицинских услуг в акушерстве.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен:
уметь:
проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
определять тактику ведения пациента;
определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
проводить лечебно-диагностические манипуляции;
проводить контроль эффективности лечения;
осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.
иметь практический опыт:
назначения лечения и определения тактики ведения пациента;
выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;
организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;
оказания медицинских услуг в акушерстве.
сформировать:
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
Междисциплинарная интеграция:
ПМ 02
Фармакология
ПМ 03
Анатомия и физиология человека
ПМ.07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больнымимедицинская сестра
ПМ 01
ПМ 02
Фармакология
ПМ 03
Анатомия и физиология человека
ПМ.07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больнымимедицинская сестра
ПМ 01

3387090-1891665Осуществление сестринского ухода за пациентками при гестозах беременных
00Осуществление сестринского ухода за пациентками при гестозах беременных
3063240-156845000-3810-1901190Осуществление подготовки пациентки к лечебно-диагностическим вмешательствам в акушерстве и гинекологии
00Осуществление подготовки пациентки к лечебно-диагностическим вмешательствам в акушерстве и гинекологии
359918019558000Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для входного контроля, оценочные листы манипуляций, анкета с перечнем вопросов касающихся качества проведенного симуляционного тренинга.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Модель для имитации родов и оказания неотложной помощи матери и новорожденному; нестерильные перчатки; маска; ножницы; этиловый спирт (70%); ватные шарики; стерильные перчатки; лотки; манипуляционный столик; емкости с дезинфицирующими растворами; емкости для сбора мочи; пузырь для льда, кружка Эсмарха с индивидуальным стерильным наконечником; вазелин; шпатель; судно; клеёнка; штатив; мешок для мусора; мешок для белья; ёмкость с раствором перманганата калия (1:6000); 5% йодная настойка; стерильные корнцанги; секундомер; три зажима Кохера; анатомический пинцет; палочка с ватой; медицинские ножницы; одна пипетка; рубашка; медицинская шапочка; подкладная пелёнка; бахилы; резиновый баллон или наконечник для отсасывания слизи у новорожденного; 1% раствор йодоната (или 5 % йодная настойка); 96% этиловый спирт; 30% раствор сульфасалицила натрия; груз; весы; сантиметровая лента; мерная колба; медицинский инструментарий (конрцанги, пинцеты, широкие плоские зеркала).
Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, учебником Акушерство и гинекология И.К Славянова – Ростов н/Д: Феникс,2014 стр 98-129
Перечень литературы: Акушерство и гинекология И.К Славянова – Ростов н/Д: Феникс,2014
Основная: учебник акушерство и гинекология И.К. Славянова «Феникс» 2007.
Технологическая карта простого симуляционного тренинга на учебной практике
Этапы тренинга Деятельность преподавателя Деятельность участников Время
1. Мотивационно-целевой этап
Актуализация имеющихся у слушателей знаний и опыта работы. Преподаватель (инструктор) сообщает тему, цель тренинга, акцентирует внимание слушателей на важность освоения навыка. Знакомит слушателей с порядком и способом проведения тренинга, формой оценивания результата освоения навыка, информирует о видео-регистрации занятия. Знакомит с устройством и правилами эксплуатации симуляторов и тренажеров. Определяет базовый уровень знаний с помощью проведения входного тестового контроля. Соглашаются с формой проведения тренинга, дают согласие на видео-регистрацию, оценивание результата освоения навыка.
 Выявляют дефицит знаний, формулируют собственные цели обучения  
20 минут
2. Практический этап
в симулированных условиях:
 - Брифинг
 - Освоение навыка (один человек или в команде согласно сценарию): в 3 этапа Знакомит с  последовательностью проведения 3-х этапного способа комбинированного тренинга, отвечает на уточняющие вопросы.
Выдает и проводит инструктаж выполнения задания: решение клинического сценария, демонстрация практического навыка:
1 этап – наблюдение и оценка результата выполненного задания;
2 этап – проведение дебрифинга (работы над ошибками)
3 этап – оценивание повторного выполнения задания Знакомятся с информацией, задают уточняющие вопросы.
 Знакомятся с содержанием задания
  1 этап – демонстрирует (ют) навык (в команде)
2 этап – участвуют в работе над ошибками;
 3 этап – повторно демонстрируют выполнение задания  
225минут
 
 
 
 
 
 
3. Рефлексивно-оценочный этап
  Анализ результата освоения навыка слушателями и актуализация дальнейшего его совершенствования. Самоанализ результата освоения навыка и самоактуализация его совершенствования  15 минут
4. Интерактивный
опрос участников тренинга Выдает анкету с перечнем вопросов касающихся качества проведенного симуляционного тренинга Отвечают на вопросы анкеты. Вносят предложения по улучшению качества 10 минут
Приложение №1
Входной контроль
Инструкция: Вам представлено 10 тестовых заданий. Выберите один правильный ответ. Время на выполнения заданий 10 мин. Пользоваться литературой и иными источниками при ответе на тестовые задания запрещается.
Тестовые задания
1. Допустимая потеря крови в родах составляет от массы тела
а) 1%
б) 10%
в) 0,5%
г) 5%
2. Послеродовые выделения
а) плазма
б) лохиив) сыворотка крови
г) форменные элементы крови
3. В течение послеродового периода нужно уделять особое внимание
а) профилактике мастита
б) профилактике кариеса
в) уходу за кожей рук
г) психическому состоянию роженицы
4. Обратное развитие матки — это
а) имплантация
б) эпителизацияв) инволюция
г) субинволюция5. Продолжительность послеродового периода
а) 1 неделя
б) 1 месяц
в) 2 недели
г) 6-8 недель
6.После родов матка уменьшается в размере за счет
а) снижения внутриматочного давления
б) мышц брюшного пресса
в) сокращения и атрофии мышечных волокон матки
г) эпителизации эндометрия
7. Для профилактики гонобленореи применяется
а) 30% раствор сульфацила натрия
б) 19% раствор альбуцида
в) 1% раствор альбуцида
г) 0,9% физиологический раствор
8. Период изгнания плода начинается с момента
а) отхождения околоплодных вод
б) полного открытия шейки матки
в) потуг
г) при опущении головки на тазовое дно
9. Вакцинация БЦЖ новорожденному проводится наа) 8 день
б) 3 день
в) 15 день
г) 10 день
10. Преждевременные роды — это роды на сроке (в неделях)
а) 22-38
б) 28-35
в) 22-32
г) 30-35
Приложение №2
Практический этап
Клинический сценарий тренинга
Исходные данные:
Роженица 32 лет, срок беременности 33 недели доставлена скорой помощью в акушерский стационар.
Жалобы на схваткообразные боли внизу живота и пояснице.
Анамнез: менструальная функция без особенности. Брак первый. Данная беременность третья. Первая беременность закончилась пять лет назад срочными родами, вторая беременность - два года назад искусственным абортом. Состоит на учете по поводу беременности с 12 недель. Беременность протекала без осложнений. Боли появились после физического напряжения (подъем тяжести).
Объективно: состояние удовлетворительное, кожа и слизистые чистые, АД 120/80 и 115/75 мм рт. ст., пульс 85уд. в мин., окружность живота 80 см., высота стояния дна матки 30см., положение плода продольное, предлежит головка, которая располагается над входом в малый таз, подвижная. При аускультации выслушивается ясное сердцебиение плода, с частотой 130 ударов в мин. При пальпации матка в тонусе, продолжительность схваток по 25 сек. через 10мин. Во время объективного исследования из половых путей начали подтекать светлые околоплодные воды в умеренном количестве.
Задание:
1.Продемонстрируйте прием роженицы в стационар и ведение родов с осуществлением специализированного ухода за женщиной в данном состоянии.
Эталон ответа:
1. Прием роженицы в стационар и ведение родов с осуществлением специализированного ухода за женщиной в данном состоянии
Приём и санитарная обработка роженицы
При поступлении роженицы в фильтр приёмного отделения решается вопрос о приёме её в физиологическое отделение (не обследована, не дообследована, длительный безводный период, температура выше 37,5, острые респираторные заболевания, хронические инфекции и т.д.).
Роженица полностью раздевается, осматривается на педикулёз, сыпь на коже, гнойничковые высыпания.
Проводится сбривание волосяного покрова с подмышечных впадин и с наружных половых органов, ставится очистительная клизма, роженица принимает душ, соски и околососковые кружки обрабатываются 1 % раствором бриллиантового зелённого, а ногтевые ложа на руках и ногах - раствором йодоната. Роженица одевается в стерильную рубашку, ей выдаётся стерильная подкладная.
В приёмном отделении на роженицу заводится история родов. Проводится сбор анамнеза, объективное обследование по системам и органам, наружное акушерское исследование, наблюдаются за родовой деятельностью, выделениями. Там же берут кровь на группу, резус-фактор, СПИД, свёртываемость крови, мочу на белок. Проводят пробу с сульфациловой кислотой.
Из приёмного отделения роженица переводится в предродовую палату родильного отделения, где ведётся сестринский процесс средним медицинским работником (сбор информации, выявление проблем, постановка целей, способ их решения, желаемый результат). Выясняют жалобы, оценивают состояние роженицы, следят за пульсом и АД, продвижением головки, выслушивают сердцебиение плода, проводят туалет наружных половых органов, готовят роженицу к влагалищному исследованию.
Постановка очистительной клизмы
Цель: для того, чтобы опорожнить нижний отдел кишечника, ставится очистительная клизма.
Показания: опорожнение кишечника, подготовка к родам
Противопоказания: воспалительные явления в толстой кишке; кровоточащий геморрой;
выпадения прямой кишки; желудочные и кишечные кровотечения.
Оснащение:
кружка Эсмарха с индивидуальным стерильным наконечником;
вазелин;
шпатель;
судно;
туалетная бумага;
резиновые перчатки;
клеёнка;
штатив;
мешок для мусора;
мешок для белья.

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 объяснить женщине цель, значение и ход выполнения процедуры; 2 налить в кружку Эсмарха 1 л воды комнатной температуры, укрепить её на штативе на высоте 30 см над кушеткой, заполнить шланг и закрыть вентиль (после вытеснения воздуха); 3 смазать наконечник вазелином с помощью шпателя; 4 уложить женщину на кушетке, подстелив клеёнку, на левый бок и по возможности попросить её правую ногу согнуть в колене. Если это невозможно, можно уложить пациентку на спину; 5 раздвинуть ягодицы первым и вторым пальцами левой руки или приподнять верхнюю ягодицу так, чтобы было видно анальное отверстие; 6 правой рукой осторожно ввести наконечник в анальное отверстие, продвигая его в прямую кишку вначале по направлению к пупку (3-4 см), а затем параллельно позвоночнику, всего на глубину 5-10 см; 7 открыть вентиль, чтобы вода медленно вытекала в кишечник; 8 если женщина отмечает боль спастического характера, прекратить процедуру, пока боль не утихнет, и попросить глубоко подышать; 9 после введения воды закрыть вентиль и осторожно его извлечь из кишечника; 10 попросить женщину по возможности удержать воду в кишечнике подольше (5-10 минут); 11 после этого поменять перчатки и, если женщина не может самостоятельно пойти в туалет, подать ей судно; 12 помочь женщине вытереть анальное отверстие, обмыть её; 13 убрать судно после опорожнения кишечника, убрать клеёнку и пелёнку, сбросив их в мешок; 14 снять перчатки; 15 вымыть руки и просушить полотенцем. Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.
Обработка наружных половых органов перед влагалищным исследованием
Цель: научить студента подготовить наружные половые органы роженицы к внутреннему исследованию, проводимому врачом.
Показания: санация наружных половых органов
Противопоказания: нет
Оснащение:
кушетка или кровать;
резиновые перчатки;
ёмкость с раствором перманганата калия (1:6000);
5% йодная настойка;
стерильные корнцанги (2);
стерильные ватные и марлевые шарики;
судно;
клеёнка.

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 объяснить женщине необходимость и ход процедуры; 2 надеть резиновые перчатки; 3 уложить женщину на судно, подстелив под неё клеёнку, в положение с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах и разведёнными ногами; 4 поливая из кувшина с раствором перманганата каля правой рукой шариком на корнцанге обмыть последовательно: 5 малые половые губы, 6 большие половые губы, 7 внутреннюю поверхность бёдер, 8 ягодицы, анальное отверстие; 9 высушить сухим шариком; 10 сбросить корнцанг с шариком в лоток; 11 убрать судно; 12 вторым корнцангом с шариком смазать внутреннюю поверхность бёдер и промежность 5% йодной настойкой (при непереносимости йода эта же процедура проделывается с помощью 96% этилового спирта); 13 снять перчатки и вымыть руки. Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.
ВЕДЕНИЕ I ПЕРИОДА РОДОВ И УХОД ЗА РОЖЕНИЦЕЙ
Подсчёт и оценка схваток
Цель: научить студента определять начало и конец схватки, интервал между ними, оценить их силу.
Показания: диагностика родовой деятельности
Противопоказания: нет
Оснащение:
кровать;
секундомер;
листок бумаги;
ручка.

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 объяснить женщине значение и сущность схваток и цель процедуры; 2 сесть рядом с кроватью; 3 уложить женщину в положение «на спине» с вытянутыми ногами; 4 положить правую руку на дно матки; 5 в левую руку взять секундомер; 6 заметить по секундомеру начало напряжения матки и время её расслабления; 7 оценить силу схватки (сильные, умеренные, слабые); 8 отметить интервал между схватками, просчитав три-четыре схватки подряд; 9 занести полученные данные на листок бумаги и передать врачу. Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.

Эта процедура повторяется каждые 30 минут.
Оценка целостности околоплодных вод ведётся по наблюдению за стерильной подкладной.
Если подкладная смочена, об этом нужно сообщить врачу, предварительно постараться измерить количество околоплодных вод с помощью мерного лотка, который тоже необходимо показать врачу.
На протяжении всего I периода родов каждые 5-10 минут выслушивается и оценивается сердцебиение плода, по которому судят о его внутриутробном состоянии.
Нарушение ритма, чёткости и количества ударов может свидетельствовать об угрожающей внутриутробной асфиксии плода. Об этом нужно немедленно сообщить врачу.
Подготовка к приёму родов
Цель: научить студента принять физиологические роды, защите промежности.
Показания: диагностика родовой деятельности
Противопоказания: нет
Оснащение:
столик;
индивидуальный комплект для роженицы;
обеззараженный лоток;
комплект для новорожденного;
резиновый баллон или наконечник для отсасывания слизи у новорожденного;
1% раствор йодоната (или 5 % йодная настойка);
96% этиловый спирт;
30% раствор сульфасалицила натрия;
стерильный халат;
шапочка или косынка;
маска;
резиновые перчатки (две пары);
стерильный вазелин.
Содержимое пакета для первичной обработки новорожденного:
три зажима Кохера;
анатомический пинцет;
палочка с ватой;
медицинские ножницы;
одна пипетка;
три-четыре ватных шарика;
три-четыре марлевых шарика.
Содержимое индивидуального пакета для роженицы:
рубашка;
косынка;
подкладная пелёнка;
чулки или бахилы.
Все это завернуто в простыню и уложено в бикс.

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 объяснить женщине ход процедуры; 2 переложить роженицу с каталки на специальный стол (кровать Рахманова), подстелив под ягодицы клеёнку и подкладную и надев на роженицу стерильную рубашку; 3 роженица лежит на кровати в положении «на спине», ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах и упираются в подставки. Изголовье кровати приподнять. Этим достигается полусидящее положение, что способствует более лёгкому продвижению плода через родовой канал. Для усиления потуг рекомендуют роженице держаться за край кровати или «вожжи»; 4 на ноги роженицы надеть бахилы; 5 обмыть наружные половые органы из кувшина тёплой водой; 6 внутреннюю поверхность бёдер и промежность смазать раствором йодоната или йодной настойкой; 7 отгородить заднепроходное отверстие, бёдра и голени стерильной простынёй, положенной под крестец роженицы; 8 обмыть руки и надеть стерильные перчатки; 9 в момент врезывания головки налить в область задней спайки большой половой губы стерильные вазелин; 10 вторым и третьим пальцами правой руки очень бережно постараться расширить выход из влагалища, стоя справа от роженицы; 11 в момент прорезывания головки оказывается ручное пособие, носящее название «защита промежности», направленное на то, чтобы не допустить травмирование плода и мягких родовых путей матери; 12 стоя справа левую руку располагают на лобке ладонью к головке, препятствуя тем самым прорезыванию её в согнутом состоянии (не допуская преждевременного разгибания головки); 13 правую руку располагают на промежности так, чтобы четыре пальца плотно прилегали к области левой большой половой губы, а первый палец – к правой губе (складка между первым и вторым пальцами расположена под ямкой преддверия влагалища); 14 правой рукой сдвигают ткани сверху вниз (как бы «зажимая» их сверху); 15 после рождения теменных бугров, регулируя потуги, предлагают роженице глубоко подышать; 16 накладывают обе руки бипариетально (обхватывая головку с двух сторон и выводя головку из промежности); при этом осторожно сводят ткани вульварного кольца; над промежностью показывается лоб, лицо, подбородок; 17 сразу же после рождения головки ребёнка с помощью электроотсоса или резинового баллона производят отсасывания слизи из верхних дыхательных путей новорожденного; 18 затем приступают к выведению туловища, начиная с плечиков; 19 отводя головку вниз, освобождают переднее плечико, а затем, поднимая головку кверху, освобождают заднее плечико; 20 после этого самостоятельно рождается туловище плода; 21 если есть угроза разрыва промежности, производят перинеотомию или эпизиотомию (одно или двустороннюю). Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.
Первый туалет новорожденного
Цель: научить студента произвести обработку новорожденного.
Показания: обработка новорожденного
Противопоказания: нет
Оснащение:
стерильный эмалированный тазик;
набор для новорожденного;
30 % раствор сульфасалицила натрия;
96% этиловый спирт;
1% раствор йодоната;
резиновые перчатки;
зажимы Кохера (3);
ножницы.

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 акушерка меняет перчатки; 2 из комплекта для новорожденного достаёт тазик и ставит его между ног матери; 3 тазик покрывает стерильной пелёнкой; 4 до отделения ребёнка от матери медсестра стерильной пипеткой из детского пакета закапывает глазки 2-3 каплями сульфасалицила натрия; 5 девочкам этот же раствор закапывают с помощью другой пипетки на наружные половые органы, разведя с помощью шариков большие половые губы; 6 после прекращения пульсации пуповины на неё на расстоянии 10 и 8 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера; 7 третий зажим накладывают на пуповину как можно ближе к наружным половым органам женщины; 8 участок пуповины между первым и вторым зажимами Кохера обрабатывают шариком с этиловым спиртом и рассекают ножницами; 9 срез культи пуповины смазывают 1% раствором йодоната; 10 показывают ребёнка матери, переносят на детский столик. 11 акушерка меняет перчатки; 12 из комплекта для новорожденного достаёт тазик и ставит его между ног матери; 13 тазик покрывает стерильной пелёнкой; 14 до отделения ребёнка от матери медсестра стерильной пипеткой из детского пакета закапывает глазки 2-3 каплями сульфасалицила натрия; 15 девочкам этот же раствор закапывают с помощью другой пипетки на наружные половые органы, разведя с помощью шариков большие половые губы; 16 после прекращения пульсации пуповины на неё на расстоянии 10 и 8 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера; 17 третий зажим накладывают на пуповину как можно ближе к наружным половым органам женщины; 18 участок пуповины между первым и вторым зажимами Кохера обрабатывают шариком с этиловым спиртом и рассекают ножницами; 19 срез культи пуповины смазывают 1% раствором йодоната; 20 показывают ребёнка матери, переносят на детский столик. 21 акушерка меняет перчатки; 22 из комплекта для новорожденного достаёт тазик и ставит его между ног матери; 23 тазик покрывает стерильной пелёнкой; 24 до отделения ребёнка от матери медсестра стерильной пипеткой из детского пакета закапывает глазки 2-3 каплями сульфасалицила натрия; 25 девочкам этот же раствор закапывают с помощью другой пипетки на наружные половые органы, разведя с помощью шариков большие половые губы; 26 после прекращения пульсации пуповины на неё на расстоянии 10 и 8 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера; 27 третий зажим накладывают на пуповину как можно ближе к наружным половым органам женщины; 28 участок пуповины между первым и вторым зажимами Кохера обрабатывают шариком с этиловым спиртом и рассекают ножницами; 29 срез культи пуповины смазывают 1% раствором йодоната; 30 показывают ребёнка матери, переносят на детский столик. 31 акушерка меняет перчатки; 32 из комплекта для новорожденного достаёт тазик и ставит его между ног матери; 33 тазик покрывает стерильной пелёнкой; 34 до отделения ребёнка от матери медсестра стерильной пипеткой из детского пакета закапывает глазки 2-3 каплями сульфасалицила натрия; 35 девочкам этот же раствор закапывают с помощью другой пипетки на наружные половые органы, разведя с помощью шариков большие половые губы; 36 после прекращения пульсации пуповины на неё на расстоянии 10 и 8 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера; 37 третий зажим накладывают на пуповину как можно ближе к наружным половым органам женщины; 38 участок пуповины между первым и вторым зажимами Кохера обрабатывают шариком с этиловым спиртом и рассекают ножницами; 39 срез культи пуповины смазывают 1% раствором йодоната; 40 показывают ребёнка матери, переносят на детский столик. Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.
ВЕДЕНИЕ III ПЕРИОДА РОДОВ
Цель: научить студента правильно провести последовый период при физиологических родах.
Показания: осуществление третьего периода родов
Противопоказания: нет
Оснащение:
катетер резиновый;
лоток;
аппарат для измерения АД;
секундомер;
груз;
пузырь со льдом;
весы;
сантиметровая лента;
мерная колба.

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 отрезок пуповины опустить в лоток; 2 спустить мочу катетером в другой лоток; 3 положить на живот роженице пузырь со льдом и груз; 4
следить за признаками отделения последа: а) появление лёгких схваток, б) матка из срединного положения на уровне пупка несколько поднимается над этим уровнем и отклоняется вправо или влево, иногда приобретает вид песочных часов, в) при надавливании ребром ладони над лоном отрезок пуповины не втягивается внутрь; 5 при самостоятельном рождении последа попросить женщину приподняться на пятках и послед рождается; 6 родившийся послед осматривают с обеих сторон на его целостность; 7 послед измеряется с помощью сантиметровой ленты вдоль и поперёк; 8 послед взвешивается; 9 послед в лотке направляется для дальнейшей обработки; 10 с помощью мерной колбы измеряется величина кровопотери; 11 женщину необходимо подмыть, промокнуть и уложить на стерильную сухую подкладную; 12 снять перчатки и вымыть руки; 13 измерить родильницы АД на обеих руках и посчитать пульс. 14 Если послед самостоятельно не родился в течение 30 минут, применяются меры ручного отделения последа. Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.
Катетеризация мочевого пузыря
Цель: научить студента правильно провести катетеризацию мочевого пузыря
Показания: опорожнения мочевого пузыря
Противопоказания: нет
Оснащение:
резиновый катетер,
стерильный глицерин или вазелиновое масло,
стерильных пинцета,
стерильные марлевые салфетки,
тампоны,
раствор фурацилина (1: 5000),
раствора перманганата калия (1: 10 000),
шприц емкостью 10 мл,
корнцанг,
почковидный лоток,
судно,
мочеприемник,
клеенку,
70 %-ный раствор этилового спирта,
стерильные резиновые перчатки

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 вымыть руки надеть перчатки 2 положить больного на кровать на спину с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах и разведенными ногами 3 постелить под таз клеенку 4 подставить судно 5 произвести туалет наружных половых органов женщины 6 Пинцетом захватить ватный тампон, смоченный в растворе фурацилина (1: 5000) и продезинфицировать наружное отверстие уретры 7 надеть стерильные перчатки 8 стерильным пинцетом взять стерильный катетер, предварительно смазанный стерильным глицерином, на расстоянии 4–5 см от слепого конца, наружный конец катетера зафиксировать между IV и V пальцами правой руки 9 I и II пальцами левой руки развести большие и малые половые губы 10 осторожно, без усилий ввести катетер в уретру на 5–7 см, наружный конец катетера опустить в судно или мочеприемник, появление мочи свидетельствует о том, что катетер находится в мочевом пузыре 11 после остановки самостоятельного выделения мочи из катетера слегка нажать над лобком, удалить из мочевого пузыря остатки мочи и вытянуть катетер 12 Снять перчатки и сбросить в емкость для использованного материала Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.
Мероприятия при кровотечении в послеродовом периоде
Цель: научить студента наблюдать за роженицей, своевременно заметить осложнение и принять неотложные меры.
Показания: профилактика послеродовых осложнений
Противопоказания: нет
Оснащение:
аппарат для измерения АД;
секундомер;
капельница, заполненная раствором 0,9% натрия хлорида;
набор стандартных сывороток;
тарелка для определения группы крови;
стерильные шарики;
пинцет;
предметные стёкла;
шприцы;
лекарственные препараты.

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 Если фельдшер при наблюдении за роженицей в III периоде родов замечает ухудшение общего состояния (побледнение, головная боль, головокружение), необходимо немедленно вызвать врача, а до его прихода: 2 измерить АД, 3 посчитать пульс, 4 посчитать дыхание, 5 сменить холод, определить группу крови, 6 войти в вену с помощью капельницы. Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.

Первичная обработка новорожденного
Цель: научить студента провести первичную обработку новорожденного.
Показания: обработка новорожденного
Противопоказания: нет
Оснащение:
96% этиловый спирт;
5% раствор перманганата калия;
стерильный вазелин;
весы для новорожденного;
сантиметровая лента;
стерильные шарики;
стерильные клеёночки размером 5 на 3 см (3);
стерильная ручка;
скоба Роговина;
марлевые салфетки;
пелёнки (тонкая и теплая);
распашонки (тонкая и теплая);
косыночка;
одеяло;
стерильный халат, шапочка и маска для акушерки;
стерильные резиновые перчатки.

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 акушерка меняет халат, надевая стерильный, стерильную шапку и маску; 2 надеть резиновые перчатки; 3 обмыть ребёнка под краном теплой водой так, чтобы вода не попадала в пуповину; 4 обтереть кожу шариком со стерильным вазелином или постным маслом, снимая родовую смазку (особенно в области естественных складок); 5 на пуповину новорожденного на расстоянии 0,3-0,5 см от пупочного кольца (предварительно протерев шариком со спиртом) наложить зажим Кохера; 6 через 1-2 минуты зажим снять и на культю наложить металлическую скобку Роговина (можно туго перевязать стерильной марлевой салфеткой); 7 культю пуповины обработать раствором 5% калия перманганата; 8 на культю наложить марлевую повязку; 9 в пелёнке взвесить ребёнка на весах; 10 с помощью стерильной сантиметровой ленты измерить длину новорожденного от макушки до пяток; 11 с помощью сантиметровой ленты измерить окружность головы и окружность плечевого пояса; 12 написать на 3 клеёнках с помощью ручки следующие данные: а) ФИО матери, б) дата и час родов, в) пол ребёнка, г) масса тела, д) длина новорожденного, е) номер истории родов матери, ж) номер новорожденного; 13 привязать 2 клеёночки (браслетики) на запястьях обеих рук новорожденного; 14 запеленать новорожденного в стерильные пелёнки (лёгкую и фланелевую); 15 завернуть при необходимости в одеяло; 16 надеть поверх одеяла на шею 3-ю клеёнку с надписью; 17 положить новорожденного на столик с подогревом на 2 часа; 18 снять перчатки и вымыть руки. Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.
Через 2 часа ребёнок переводится в отделение новорожденных.
Сразу же после родов через 5 минут проводится оценка новорожденного по шкале Апгар.
Параметры Оценка в баллах
0 1 2
Частота сердцебиений
(уд/ мин.) отсутствует Менее 100 Более 100
Дыхание отсутствует Замедленное, неритмичное Громкий крик
Окраска кожи Бледная или цианоз Розовая, но цианоз на конечностях Розовая
Мышечный тонус отсутствует Конечности слегка сгибаются Движения активные
Рефлекторная возбудимость (реакция на отсасывание слизи из дых. путей, подошвенные рефлекс) отсутствует Невыраженные изменения на лице (гримаса) Реагирует активно (дёргает ножкой, активно морщится, кричит)
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар Оценка 0-3 балла свидетельствует о крайне тяжёлом состоянии новорожденного (белая асфиксия), 4-6 баллов – состояние средней тяжести (синяя асфиксия), 7-10 баллов – состояние удовлетворительное.
В течение этих же двух часов родильница находится под наблюдением в родильном зале.
Фельдшер следит:
за пульсом;
за АД;
за окраской кожных покровов и слизистых оболочек;
за подкладной (кровотечение);
за общим состоянием родильницы.
Через 2 часа родильницу готовят к осмотру родовых путей.
Подготовка к осмотру родовых путей
Цель: научить студента подготовить родильницу к осмотру родовых путей и ассистировать врачу при необходимости оперативного вмешательства.
Показания: третий период родов
Противопоказания: нет
Оснащение:
столик стерильный;
5% йодная настойка;
96% этиловый спирт;
шарики стерильные (марлевые и ватные);
1% раствор йодоната;
резиновые перчатки (2 пары);
зеркала Симпса;
стерильный анатомический пинцет;
иглы различной кривизны;
пулевые щипцы (2 пары);
шовный материал (кетгут, шёлк).

п/п Последовательность действий фельдшера с обеспечением безопасности окружающей среды 0 1 2
1 следует объяснить женщине необходимость и ход выполнения процедуры; 2 родильная кровать укорачивается и ей придаётся статус гинекологического кресла; 3 родильницу укладывают в положение «на спине», ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, подколенные ямки на подставках; 4 промежность и внутренняя поверхность бёдер обрабатывается 1% йодонатом с помощью корнцанга и шарика; 5 надевают перчатки; 6 отгораживают бёдра и анальное отверстие стерильной простынёй; 7 врачу подают перчатки; 8 во время осмотра и при необходимости ушивания врачом шейки матки, влагалища и промежности врачу подают инструменты и шовный материал по требованию. 9 следует объяснить женщине необходимость и ход выполнения процедуры; 10 родильная кровать укорачивается и ей придаётся статус гинекологического кресла; 11 родильницу укладывают в положение «на спине», ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, подколенные ямки на подставках; 12 После ревизии родовых путей у родильницы измеряют температуру, АД, считают пульс, меняют подкладную, надевают стерильную рубашку и на каталке, предварительно постелив на неё простыню, обеззараженную пелёнку и стерильную пелёнку, родильницу перевозят в послеродовую палату.
Критерии оценки
2 балла — полный ответ.
1 балл — неполный ответ.
баллов — не ответил (а), неправильный ответ.
91-100% — отлично.
80-90% — хорошо.
70-79% — удовлетворительно.
Приложение №3
Анкета качества проведенного симуляционного тренинга
Анкета обратной связи
Фамилия, имя __________________________________________________________Уважаемые студенты
Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:
1. Мое настроение до тренинга
0 10
2. Мое настроение после тренинга
0 10
3. Насколько мне все было ясно и понятно
0 10
4. Насколько мне было интересно
0 10
5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал
0 10
6. Насколько комфортным для меня был темп занятий
0 10
7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу
0 10
8. Как много я получил от группы
0 10
Дата_____________________________________________
Анкета оценки эффективности тренинга
Фамилия, имя __________________________________________________________Должность __________________________ Подразделение _____________________Название тренинга ______________________________________________________
Уважаемые коллеги!
Просим ответить на вопросы анкеты: Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Все Ваши предложения и пожелания будут учтены при составлении программы дальнейшего обучения.
1. Насколько важной для Вас была тема тренинга?
Важной Трудно сказать Не важной
2. Узнали ли Вы что-нибудь новое для себя?
Да нет
Если да то что именно? ________________________________________________________________
3. Сможете ли Вы применить полученные знания на практике?
Да Возможно Нет
4. Оцените насыщенность программы новой информацией:
Высокая Средняя Низкая
5. Насколько последовательно и логично был изложен материал? Отметьте на шкале от 0 до 10
0 10
6. Оцените объем изложенного материала:
Недостаточно Достаточно Перенасыщено
7. Насколько комфортно вы себя чувствовали во время проведения тренинга? Отметьте на шкале от 0 до 10
0 10
Комментарии: _________________________________________________________________________
8. Насколько сложно Вам было воспринимать материал?
Легко Нормально Трудно
9. Оцените темп изложения материал
Быстрый Нормальный Медленный
10. Насколько Вы удовлетворены работой преподавателя? Отметьте на шкале от 0 до 10
0 10
Комментарии: ______________________________________________________________________________

11. Что бы вы посоветовали изменить в тренинге? ___________________________________________________
12. Что вам особенно понравилось в тренинге? ______________________________________________________
Дата_____________________________________ 
Приложение №4
Критерии оценивания тренинга
Критерий Количество баллов
5 4 3 2
Входной контроль Студент набирает от 10 до 9 баллов Студент набирает от 8 баллов Студент набирает 7 баллов Студент набирает от 6 и ниже
Решение проблемно-ситуационных задач По результатам проведения практического этапа суммируются баллы набранные за выполнение всех манипуляций согласно оценочным листам.
50-45 баллов По результатам проведения практического этапа суммируются баллы набранные за выполнение всех манипуляций согласно оценочным листам.
44-40 баллов По результатам проведения практического этапа суммируются баллы набранные за выполнение всех манипуляций согласно оценочным листам.
39-35 балла По результатам проведения практического этапа суммируются баллы набранные за выполнение всех манипуляций согласно оценочным листам. 34 балла и менее
Общая оценка за занятие Выставляется суммарная оценка за все этапы занятия
от 60 до 54 баллов Выставляется суммарная оценка за все этапы занятия
от 53 до 48 баллов Выставляется суммарная оценка за все этапы занятия
от 47 до 42 баллов Выставляется суммарная оценка за все этапы занятия
от 41балла и менее