Конспект урока «Доли. Сравнение долей»


Урок математики (3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет Математика
Класс 3
Тип урока Урок введения нового знания.
Тема «Доли. Сравнение долей»
Цель познакомить с понятием «доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.
Формы работы фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа, практическая работа.
Планируемый результат
Предметные умения
- уметь определять долю числа, читать и записывать доли.
-уметь сравнивать доли одного и того же предмета.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование урока:
компьютер
мультимедийный проектор
карточки для работы в парах
карточки для фронтальной работы
м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
презентация к уроку
полоски для практической работы
2 макета с изображением торта
учебник по математике для 3 класса. Т.Е. Демидова «Математика» ,1 часть М.: Баласс, 2013
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.), познавательных процессов (внимание, память).Постановка учебной проблемы. Формулирование проблемы, планирование деятельности Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Физкультминутка Обеспечение кратковременного активного отдыха для учеников в течение урока, повышение и удержание умственной работоспособности детей.
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания (закрепление нового материала)
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Подготовка рабочих мест.
Позитивный настрой на работу.
Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
Формулирование темы и целей урока.
Изучение новых знаний и способов действий.
Постановка проблемы, введение нового понятия.
Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
Первичная проверка понимания изученного.
Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
Поиск долей в пословицах.
Применение знаний и способов действий.
Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия деятельности.
Зафиксировать новое знание.
Организовать рефлексивный анализ деятельности.
Самооценка деятельности.
Этап урока Содержание и деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения
1.Организационный момент Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
личностные УУД:
(действие смыслообразования ,установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные УУД:
(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
2.Подготовка
уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока
. Физкультминутка.
1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.
- Прочитайте числа, которые записаны на доске:
16 28 1/6 78 1/9 65 34 1/3 15
- Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел?
- Почему вы не смогли прочитать данные числа?
- Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются?
- Давайте узнаем, что нам поможет. Решите примеры.
Примеры записаны на карточках. Дети выходят, решают пример и переворачивают карточку. На обратной стороне написан ответ и буква.
8 х 4 = 15 : 5 = 9 х 7 = 46 + 54 =
82 – 35 = 39 +28 = 42 : 6 = 3 х 7 =
- Каждому ответу соответствует буква:
7 21 3 47 32 67 63 100
пе а ьл и с н
- Поставьте эти числа в порядке возрастания.
- Какое слово составили из данных букв? (апельсин)
.2) Формулирование темы и целей урока.
-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
- Посмотрите м/ф!
-Почему рассердился волк?
-В чем его ошибка?
-Что получил каждый из животных мультфильма?
- Где в жизни вы встречали это слово?
- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)
-Так какая тема нашего урока?
- Какую цель перед собой поставим?
(одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать»)
- Учиться образовывать и называть …?
- Учиться сравнивать …
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Да, мы не можем прочитать некоторые числа).Мы не знаем, как они читаются
Да
1 - А
17 - П6 - Е
13 - Л
28 - Ь
19 – С
10 - И
15 - Н
Апельсин
Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»
-Ему не досталось апельсина.
-Он не умеет дружить.
-Дольку апельсина
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
Доли.
-Узнать что такое доля.
познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
общеучебные поиск и выделение необходимой информации;
логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)регулятивные УУД: высказывать свое предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность
действий на уроке.
коммуникативные УУД::- точно и полно выражать свои мысли.
личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)
личностные УУД:
-повысить и удержать умственную работоспособность детей на уроках;
-обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока
3.Изучение новых знаний и способов действий 1) Постановка проблемы, введение нового понятия.
-А как это разделить на доли? Что такое доля?
На доске:

Беру яблоко и говорю:
-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.
-Правильно я поступила?
-Получились доли?
-Почему?
-А как правильно разрезать?
-Какой вывод можно сделать?
На доске:
-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?
Держу в руках две половинки и спрашиваю:
-На сколько равных долей разрезано яблоко?
-А если я возьму одну из двух долей?
- Как назовем долю?
- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?
Какая доля получилась
- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.
На доске дети видят следующую запись: ¼
- Что эта запись обозначает?
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?
- А число над чертой?
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли
На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»
- Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.
- А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.
На доске: «Одна какая»
Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.
- Как сделаем?
- Сколько таких долей во всей полоске?
- Какие они между собой?
- Заштрихуйте часть.
- Как назовем долю?
- Кто сможет написать название второй части?
- Что обозначает эта запись?

- Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.
- Как это сделать?
- Какие доли между собой?
- Заштрихуйте одну четвертую долю.
- Напишите на этой части её обозначение.
- Что обозначает эта запись?
- Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?
- Какие доли между собой?
- Как назвать одну долю?
- Как записать её название математически?
- Что обозначает эта запись?
- Заштрихуйте долю и запишите её название. Нет
Перегнем полоску пополам.
Две
Равные
Одна вторая
½
Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Сложить пополам, а затем еще раз пополам.
Равные
¼
Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Ответы детей.
Проверка практическим способом
.
Равные.
Одна восьмая

Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)личностные УУД: (действие смыслообразования, установление учащимися связей между целью учебной деятельностью и ее мотивом) ;регулятивные УУД: (целеполагание, планирование);
логические (анализ ,обобщение);
познавательные
(постановка и формулирвание проблемы);
4. Первичная проверка понимания изученного Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам.
Слайды
- На сколько долей разделена фигура?
- Какие они между собой?
- Сколько долей?
- Как назвать одну долю?
- Запишите.
- Как по другому назвать ½, 1/3, ¼.
Поиск названия долей в пословицах
- Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.
* Один блин и тот пополам.
* Один улей – улей, а пять – пасека.
* Семеро одного не ждут.
Равные
Запись в тетрадях и самопроверка по слайду.
½
1/5
1/8 регулятивные УУД:
контроль, коррекция
познавательные УУД: общеучебные извлечение необходимой информации из пословиц;коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 5.
Применение знаний и способов действий Создание проблемной ситуации для сравнения долей.
- Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой.
Выставить две модели тортов.
- На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам?
- Как назвать эту долю?
- Что обозначает число под чертой?
- Что обозначает число над чертой?
- На сколько равных долей разрезали торт мальчикам?
- Как назвать эту долю?
- Что обозначает число под чертой?
- Что обозначает число над чертой?
- Чьи куски будут больше?
- А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты?
Практическая работа в сравнении долей полосок.
- Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.
- Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.
Положите доли рядом для сравнения.
- Расположите доли в порядке возрастания.
- Какая доля самая маленькая?
Самая большая?
- Почему?
Вывод о сравнении долей.
Первичное закрепление умения сравнивать доли.
Работа по слайдам и запись неравенств в тетрадях.
- Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?
- А если мышек будет 4?
- А на восемь мышек?
- Сравните получившиеся доли.
- Объясните, почему вы так решили.
- Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой?
- А если подружек будет 6?
- Сравните доли.
- Объясните, почему вы так решили.
Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правило сравнения долей.
- Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше?
- Почему? Докажите!
Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения.
- Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем?
Работа в парах.
- Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания.
Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась?
-Какое правило применяли для выполнения задания?
- На 12.
1/12
Записать на доске.
На сколько равных частей разделили.
Сколько долей взяли.
На 16.
1/16
Записать на доске.
На сколько равных частей разделили.
Сколько. долей взяли.
Варианты ответов детей.
Запись на доске и в тетрадях
½ ¼ ⅛
⅛ < ¼ < ½
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
Запись дробей и неравенств в тетрадях
1/2
1/4
1/8
1/2 > 1/4 > 1/8
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
1/3
1/6
1/3 > 1/6
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
Девочек.
1/12 > 1/16
Повторение правила
Лучше меньше, но с друзьями.
Звезда.
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
:контроль, коррекция
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи .6. Подведение итогов.
7. Рефлексия 1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7
2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?
- Что такое доля?
- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

- Что обозначают числа в записи дробей?
- Как сравнить доли?
Урок целей достиг.
- Где вы можете использовать полученные новые знания?
Вернемся к м/ф «Апельсин».
- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?
- Какие это будут части?
Самооценка успешности Равные части.
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
При угощении, делении поровну.
Равные
личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли