Программа элективного курса по русскому языку на тему Трудные случаи синтаксиса (11 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Городня
Конаковского района Тверской области







Программа элективного курса
«Трудные случаи синтаксиса».
11 класс




Составила:
Еремина Лариса Викторовна
учитель первой категории
МБОУ СОШ с.Городня



2013г

Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Трудные случаи синтаксиса» модель современного курса для учащихся 11 класса . Программа рассчитана на 35 часов. Она построена на углубленном изучении главных членов предложения и направлена на получение дополнительных теоретических знаний, что позволит учащимся качественно подготовиться к выполнению заданий теста и написанию мини-сочинения в части 3 «С» при сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Программа включает в себя :
-теоретический материал;
-вопросы и задания практического характере;
Цель курса- способствовать углубленному изучению синтаксиса , а также совершенствование практических навыков письма.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволит не только расширить , но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Задачи курса:
- систематизировать и углублять знания по теории пунктуации;
- закреплять умения работы с пунктограммами;
- развивать навыки самоконтроля и потребность обращаться к справочной литературе;
- учить осознанно применять в практике письма синтаксические нормы современного русского литературного языка.
В результате освоения курса учащиеся должны
Знать:
-специфику принципов синтаксиса;
-основные положения трудных случаев синтаксических норм;
-отдельные примечания к правилам и исключения из них.
Уметь:
-опознавать трудные случаи написания пунктограмм;
-работать со справочной литературой, с тестами ЕГЭ;
-анализировать сложные языковые явления синтаксиса с учетом основных норм;
-самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи ;
-владеть навыками стилистической правки текста;
-использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Кол-во часов.
Наименование разделов и тем.

Формы учебной деятельности.

Виды контроля.

1
1
Введение
Современный русский синтаксис как исторически сложившаяся система.
Лекция с элементами беседы
Выполнение упражнений


3
Раздел1. Слова и словосочетания.



2
1

Интонация. Логическое ударение. Порядок слов в словосочетании и предложении
Практическая работа
Выполнение упражнений

3-4
2
Слова и словосочетания
Конспектирование опорных материалов
Тест. Выполнение упражнений



5
Раздел 2.Виды подчинительной связи



5
1
Согласование
Лекционно-практическое
Задание по карточкам

6
1
Управление
Практическая работа
Конструирование словосочетаний

7
1
Примыкание
Практическая работа


8-9
2
Основные виды подчинения
Работа в группах. Разноуровневые задания
Взаимоконтроль



Раздел 3.Простое предложение (19)



10
1
Общие сведения о простом предложении

Исследовательская работа с текстами
Проверка письменных работ

11-12
2
Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.
Практическая работа

Работа по карточкам

13
1
Тире между подлежащим и сказуемым.
Составление опорных таблиц
Выборочный диктант

14
1
Тире в неполных и эллиптических предложениях. Тире для обозначения пространственных, временных и качественных предметов.
Работа с текстом
Проверка выполненного задания

15
1
Распространенные и нераспространенные предложения.
Конструирование предложений
Подготовка сообщений.

16-17-18
3
Второстепенные члены предложений
Составление опорных таблиц
Взаимоконтроль

19-20-21
3
Односоставные предложения.(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные)
Практические занятия
Тест

22
1
Полные и неполные предложения.

Работа с текстом художественным текстом.
Работа с текстом.

23
1
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Практическая работа
Тест.

24
1
Обособление определений и приложений.
Составление графических схем
Объяснительный диктант

25
·°
1
Обособление дополнений
Лекционно-практическое
Взаимопроверка

26
1
Обособление обстоятельств.
Наблюдение над знаками препинания в тексте
Комментированное объяснение

27
1
Знаки препинания при уточняющих членах.
Практикум
Взаимоконтроль

28
1
Знаки препинания при вводных словах, предложениях. Слова, которые не являются вводными и не выделяются на письме
Практикум
Работа с текстами



Раздел 4 Знаки препинания в сложном предложении.( 6 часов)



29
1
Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.
Исследовательская работа с текстами
Проверка письменных работ

30
1
Знаки препинания в СПП. Виды придаточных предложений.
Практическая работа.
Взаимоконтроль

31-32
2
Знаки препинания в БСП.
Практикум
Тест

33-34
2
Предложения с сочинительной и подчинительной, с сочинительной и бессоюзной связью.
Графическое изображение связи
Комментированный диктант

35
1
Обобщение знаний.

Тест

Содержание программы.
Введение (1ч)
Современный русский синтаксис как исторически сложившаяся система
Раздел 1. Слова с словосочетания ( 3ч.)
Интонация. Логическое ударение. Влияние логического ударения на порядок
Слов. Смысловые значения паузы. Порядок слов в словосочетании и предло-
жении. Слова и словосочетания. Различие слова и словосочетания на слух.
Условия превращения словосочетания в слова Порядок слов в словосочетании.
Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний
Объединение слов в словосочетание.
Раздел 2. Виды подчинительной связи ( 5часов)
Согласование.
Прямой порядок слов при согласовании.
Управление.
Двойное управление. Средства связи при управлении. Объектные , субъектные
и обстоятельственные отношения.
Примыкание
Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения.
Сближения примыкания и управления.
Раздел 3.Простое предложение (19)
Общие сведения о простом предложении. Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Роль подлежащих и сказуемых Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполных и эллиптических предложениях. Тире для обозначения пространственных, временных и качественных предметов. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложений. Значение второстепенных членов предложения. Односоставные предложения.(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные). Разновидности назывных предложений. Полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособление. Отличие обособленных предложений от необособленных. Обособление определений и приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Значение обособленных обстоятельств. Знаки препинания при уточняющих членах Назначение уточняющих членов предложения. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Знаки препинания при вводных словах, предложениях. Слова, которые не являются вводными и не выделяются на письме
Раздел 4 Знаки препинания в сложном предложении.( 6 часов)
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры, функций. Синонимия предложений разных видов. Знаки препинания в ССП.
Знаки препинания в СПП. Виды придаточных предложений
Знаки препинания в БСП. Предложения с сочинительной и подчинительной, с сочинительной и бессоюзной связью.
Повторение изученного-( 1ч).
Литература.
1.Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.- М. Дрофа.2000
2.Розенталь Д.Е. Практическая стилистика русского языка. М. АСТ-ЛТД
3. Дейкина А.Д. , Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс.-М.Вербум, 2001.
4. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов : учебное пособие.- 2-е изд. испр.- М. Высшая школа,1982
5. 1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.
М.Просвещение.1989г.

15