Консультация для родителей из опыта работы: Адаптация детей к детскому саду.


Адаптация детей к детскому саду.
(консультация для родителей)
Адаптация – процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Часто процесс адаптации сопровождается болезненным привыканием к новым условиям.
К чему нужно привыкнуть ребенку в детском саду:
помещению (группе) в котором он будет находиться;
к участку;
к режиму детского сада;
находиться без родителей от 9 – 12 часов;
к стилю общения;
к воспитателям;
к требованиям, которые выдвигают воспитатели;
к детям, с которыми нужно находиться и делиться игрушками;
к еде и особенностям приема пищи, если такие есть.
Все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. У ребенка появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние, они попадают под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации – неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции).
Период привыкания к новым условиям делиться на три этапа:
Период дезадаптации или острый период, - выражается рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, игре, в речевой активности, и деятельности нервной системы.
Адаптация или подострый период, - ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности различных систем – это происходит не синхронно. В первую очередь нормализуется аппетит (в течении 10 – 15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
Период компенсации или адаптированности, - нормализуются все регистрируемые показатели (эмоции, контакты, еда, сон, игра).
Выделяют три степени адаптации:
Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного
Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду. Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т.п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду. При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всём последующем развитии ребёнка.
Что важно сделать родителям до начала посещения детского сада и в период адаптации к детскому саду:
Проконсультироваться с врачом, на сколько, тяжелой ожидается адаптация. Проводить назначенные врачом оздоровительные мероприятия.
Устранить факторы риска, увеличивающие вероятность тяжелого периода адаптации, встретиться с педагогом-психологом и воспитателями детского сада получить консультацию: скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, расширить круг общения ребенка, формировать элементарные навыки самообслуживания и гигиенические навыки.
Познакомить ребенка с воспитателями и группой которую он будет посещать.
Рассказать воспитателю и медицинскому работнику о особенностях ребенка.
Учить ребенка есть разнообразную пищу.
Говорить ребенку, что его любят и дорожат им. Очень важно, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. Решение проблем лучше отложить на потом.
По возможности в адаптационный период исключить приемы гостей, развлекательные мероприятия, (очень высокая нагрузка на нервную систему ребенка в адаптационный период).
Формировать у ребенка положительные эмоции. Рассказать ребенку, что детский сад – это место, куда дети приходят играть, там много игрушек, много детей, с которыми он будет играть и которые уже ходят в детский сад.
Не пугать детским садом и не наказывать детским садом.
Исключить отрицательные высказывания о детском саде, воспитателях и детях присутствии ребенка.
Выбирать детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребенка и чтобы он мог там встретить знакомых по детским площадкам детей.
Не нервничать перед посещением детского сада. Тревога родителей легко передается ребенку.
Начинать посещение детского сада с середины недели.
Можно делать один выходной в середине недели, (согласовать с воспитателями).
Спрашивать у ребенка, что он делал в детском саду, во что играл, чему учила воспитатель?
Не наказывать за капризы.
Предлагать ребенку брать в детский сад игрушку, которая будет с ним весь день, по желанию ребенка ее можно оставлять в детском саду в шкафу у ребенка или в его кровати.