Методические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по по профессии «Продавец, контролер-кассир»


Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики
АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Методические рекомендации
для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП.02 «Информатика и ИКТ»
по профессии 100701.01 «Продавец, контролер-кассир»
Чебоксары, 2014 г.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии педагогов естественно научного цикла.
Протокол № ____________, от« _____» __________________2014 г.
Председатель ________________/Григорьева О.В./
Рассмотрено и утверждено на заседании методического совета
АУ СПО «ЧТТПиК»
Протокол № ________________, от« _____» __________________2014 г.
Председатель __________________/Бородина Т.Л./
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе программы учебной дисциплины ОДП. 02 Информатика и ИКТ для специальностей среднего профессионального образования 100701.01 «Продавец, контролер-кассир».
Методические рекомендации содержат задания для внеаудиторной самостоятельной работы, указания по их выполнению, рекомендации по распределению времени и критерии оценки самостоятельной работы, список источников.
Организация-разработчик:
АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Минобразования Чувашии
Автор-составитель:
Моисеева Татьяна Владиславовна, преподаватель информатики.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………... 4
Используемые сокращения……………………………………………………………. 8
Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов 8
Структура и содержание дисциплины………………………………………………... 8
Структура и содержание внеаудиторной самостоятельной работы………………... 9
Методические рекомендации по выполнению различных видов внеурочной самостоятельной работы………………………………………………………………. 14
5.1. Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению доклада…………… 14
5.2. Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению реферата………….. 18
Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению проектов………..... 22
Информационное обеспечение методических рекомендаций………………………. 30

ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельную работу студентов можно рассматривать как этап подготовки и перехода к целенаправленной научно-исследовательской работе. Широкое привлечение студентов к хорошо организованной, методически продуманной научно-исследовательской работе, тесно связанной с учебным процессом и профилем будущей специальности, становится весьма эффективным средством улучшения качества и повышения уровня их подготовки.
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» разработана для приобретения знаний и умений в эффективном применении информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, организации индивидуального информационного пространства и автоматизации коммуникационной деятельности.
Основные цели и задачи информатики как науки – развитие у студентов понятия «информация», назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности и способы использования информационных технологий в профессиональной и повседневной жизнедеятельности.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Информатика и ИКТ»;
организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Основными содержательными разделами программы являются:
введение;
информационная деятельность человека;
информация и информационные процессы;
средства информационных и коммуникационных технологий;
технология создания и преобразования информационных объектов;
телекоммуникационные технологии.
Таким образом, программа учебной дисциплины предоставляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности, общих и профессиональных компетенций: умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере информационных технологий;
умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии.
Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной базовой программы:
Общеобразовательная дисциплина Информатика и ИКТ относится к циклу профильных дисциплин.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;
средствам моделирования;
информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию;
создавать программы на языке программирования по их описанию;
использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации элементов системного мышления;
воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств
построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
логическую символику;
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;
связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека;
информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети);
создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права;
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 151 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работ обучающегося 51 час.
 Роль самостоятельной работы возрастает, т.к. перед техникумом стоит задача по формированию у студента потребности к самообразованию и самостоятельной познавательной деятельности.  
Виды самостоятельной работы студентов:
Репродуктивная самостоятельная работа – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет – ресурсы, повторение учебного материала и др.Познавательно – поисковая самостоятельная работа – подготовка информационных листов, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.
Творческая самостоятельная работа - написание рефератов, научных статей, участие в научно – исследовательской работе, подготовка дипломной работы  (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.
В результате выполнения самостоятельной работы студенты должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины путем поиска, овладеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
СПО – среднее профессиональное образование;
ФГОС – федеральный государственный стандарт;
ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОП – общепрофессиональный предмет;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
ВСР – внеаудиторная самостоятельная работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
При организации внеаудиторной самостоятельной работы важна рольпреподавателя при проведении инструктажа по выполнению заданий, в ходекоторого формулируются цели, содержание работы, её ориентировочныйобъём, основные требования к результатам работы, критерии оценки, срокивыполнения.
В процессе инструктажа педагог предупреждает студентов овозможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении заданийопределённого типа. Инструктаж проводится преподавателем за счёт объёмавремени, отведённого на изучение дисциплины.
Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации
Основными критериями оценки результатов самостоятельнойвнеаудиторной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности общих компетенций;
уровень сформированности профессиональных компетенций;
оформление материала в соответствии с предъявляемымитребованиями.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 151
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 100
в том числе: Лабораторные работы -
Практические занятия 58
Контрольные работы -
Курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 51
В том числе консультаций 12
Промежуточная аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета
Виды самостоятельных работ при изучении дисциплины
Выполнение рефератов.
Подготовка докладов.
Коллективная работа над проектами.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п Тема Вид
ВСР Содержание задания
Раздел 1. Информационная деятельность человека
1. 1.1.Информационное общество Выполнение реферата
Выполнение рефератов на темы:
«Информационные ресурсы общества»;
«Образовательные информационные ресурсы».
Дополнительные темы для рефератов:
«Электронные библиотеки»;
«Дистанционное обучение».
Раздел 2. Информация и информационные процессы
2. 2.1.Информация и измерение информации
Выполнение реферата Выполнение рефератов на темы:
«Запись информации на компакт-диски различных видов»;
«Определение объемов различных носителей информации»;
«Архив информации».
Дополнительные темы для рефератов:
«Дискретное представление текстовой информации»;
«Дискретное представление графической информации»;
«Дискретное представление звуковой информации»;
«Дискретное представление видеоинформации».
3. 2.2.Основные информационные процессы Выполнение рефератов Выполнение рефератов на тему:
«Запись информации на компакт-диски различных видов».
Дополнительные темы для рефератов:
«Принцип обработки информации компьютером»;
«Кодирование и декодирование информации»;
«Логическое устройство компьютера».
4. Выполнение рефератов Выполнение рефератов на темы:
«Определение объемов различных носителей информации».
Дополнительные темы для рефератов:
«Циклические алгоритмы»;
«Смешанные алгоритмы»;
«Поисковые системы в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах»;
«Архив информации: электронные каталоги, база данных».
5. 2.3. Управление процессами Подготовка докладов
Подготовка докладов на одну из тем:
«Проводная и беспроводная связь»;
«АСУ образовательного учреждения».
Дополнительные темы для докладов:
«Автоматические системы управления»;
«Автоматизированные системы управления»;
«Автоматизированные системы управления предприятием»;
«Информационные системы АСУ»;
«Управляющие системы АСУ».
6. Работа над проектами Коллективная и самостоятельная работа над проектами на темы:
«Профилактика ПК»;
«Лаборант ПК, работа с программным обеспечением»;
«Вернисаж работ на компьютере»;
«Ярмарка профессий»;
«Бухгалтерские программы».
Дополнительные темы для коллективной и самостоятельной работы над проектами:
«Классификация ПО»;
«Прикладные программы».
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
7. 3.1. Архитектура компьютеров Выполнение рефератов Выполнение рефератов на темы:
«Внешние устройства ПК»;
«Разновидности клавиатур и мышек»;
«Мультимедийные средства для компьютера».
Дополнительные темы для рефератов:
«Назначение и характеристики процессора»;
«Назначение и характеристики материнской платы».
8. 3.2. Компьютерные сети Выполнение рефератов Выполнение рефератов на тему:
«Многообразие компьютеров».
Дополнительные темы для рефератов:
«Объединение компьютеров в локальную сеть»;
«Сервер и клиент сети Интернет»;
«Виды локальной сети».
9. Подготовка докладов Подготовка докладов на тему:
«Объединение компьютеров в локальную сеть».
Дополнительные темы для докладов:
«Организация работы пользователя в локальных сетях»;
«Архитектура компьютерных сетей»;
«Многообразие компьютеров»;
«Сервер и клиент сети Интернет»;
«Виды локальной сети».
10. 3.3. Требования к рабочему месту. Безопасность. Работа над проектами Коллективная и самостоятельная работа над проектами на темы:
«АРМ специалиста»;
«Оргтехника и профессия»;
«Мой «рабочий стол» на компьютере».
Дополнительные темы для коллективной и самостоятельной работы над проектами:
«Антивирусные программы» (На примере Dr.Web, Kaspersky, AVG, AntiVir, Avira).
11. Подготовка докладов Подготовка докладов на темы:
«Антивирусные программы»;
«Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам».
Дополнительные темы для докладов:
«Основные характеристики антивирусных программ» (На примере: Dr.web, Антивирус Касреского, Avira, Аvast, nod32).
Раздел 4. Технологии создания и обработки текстовой информации
12. 4.1. Информационные системы и автоматизация информационных систем Работа над проектами Коллективная и самостоятельная работа над проектами на темы:
«Создание базы данных библиотеки»;
«Сортировка массива»;
«Рост и вес среднестатистического учащегося»;
«Статистика труда»;
«Графическое представление процесса».
Дополнительные темы для коллективной и самостоятельной работы над проектами:
«Электронный дневник»;
«Электронная тетрадь»; «Электронный журнал»;
«Журнальная статья»;
«Плакат-схема»;
«Статистический отчет»;
«Расчет заработной платы»;
«Резюме «Ищу работу».
13. Выполнение рефератов Выполнение рефератов на темы:
«Электронная тетрадь»;
«Журнальная статья»;
«Плакат-схема»;
«Статистический отчет»;
«Расчет заработной платы»;
«Резюме «Ищу работу»».
Дополнительные темы для рефератов:
«Геоинформационные системы»;
«Компьютерные публикации»;
«Программа переводчик»;
«Работа в MS Word».
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
14. 5.1.Телекоммуника
ционные технологии Выполнение рефератов Выполнение рефератов на темы:
«Интернет – СМИ»;
«Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж»;
«Дистанционное обучение».
Дополнительные темы для рефератов:
«Возможности электронных таблиц»;
«Система управлениями базы данных».
15. Подготовка докладов Подготовка докладов на тему:
«Методы и средства создания сайта»;
Дополнительные темы для докладов:
«Структура сайта»;
«Требования к оформлению сайта».
16. Работа над проектами Коллективная и самостоятельная работа над проектами на темы:
«Простейшая информационно-поисковая система»;
«Электронная библиотека»;
«Дистанционный тест, экзамен».
Дополнительные темы для коллективной и самостоятельной работы над проектами:
«Электронная почта»;
«Сервер».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
К исследовательским работам относятся выполнение рефератов, информационных листов, подготовка презентаций и т.д.
Внеаудиторная самостоятельная по выполнению доклада
Доклад — это расширенное письменное или устное сообщение, на основе совокупности ранее опубликованных исследовательских, научных и опытно-конструкторских работ или разработок, по соответствующей отрасли научных знаний, имеющих большое значение для теории науки и практического применения, представляет собой обобщённое изложение результатов проведённых исследований, экспериментов и разработок, известных широкому кругу специалистов в отрасли научных знаний.Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Содержание задания: подготовить доклад по заданной теме.
Цель задания: углубить и расширить знания по теме, развить умение работать с различными источниками
Форма отчётности: текст на листах формата А-4.
Темы доклада:
Тема программы Тема доклада Дополнительные темы
(под темы)
2.3. Управление процессами «Проводная и беспроводная связь»;
«АСУ образовательного учреждения». «Автоматические системы управления»;
«Автоматизированные системы управления»;
«Автоматизированные системы управления предприятием»;
«Информационные системы АСУ»;
«Управляющие системы АСУ».
3.2. Компьютерные сети «Объединение компьютеров в локальную сеть». «Организация работы пользователя в локальных сетях»;
«Архитектура компьютерных сетей»;
«Многообразие компьютеров»;
«Сервер и клиент сети Интернет»;
«Виды локальной сети».
3.3. Требования к рабочему месту. Безопасность. «Антивирусные программы»;
«Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам». «Основные характеристики антивирусных программ» (На примере: Dr.web, Антивирус Касреского, Avira, Аvast, nod32).
5.1.Телекоммуникационные технологии «Методы и средства создания сайта». «Структура сайта»;
«Требования к оформлению сайта».
Основные источники:
Михеева Е.В. Информатика [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / Е.В. Михеева, О.Т. Титова. М.: Изд. центр «Академия», 2011. -352 с .[Допущено Мин образованием России]
Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. И др. СПб: Издательство «Питер», 2000.-640 с.: ил.
Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.ВМакаровой. - Спб.: Питер, 2003. - 300с.: ил.
Информатика: Учеб. Для 10 -11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2004.- 255 с.: ил.
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.: ил.-( Проф. Образование).
Информационные технологии: Учебник для сред.проф. образования / Г.С.Гохберг, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208 с.
Информационные технологии: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. Голицына О.Л., Максимов Н.В., ПартыкаТ.Л., Попов И.И. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 608 с.: ил.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. АргуноваТ.Г.- М.: НПЦ «Профессионал — Ф» -2003, 30 стр.
Методические рекомендации по выполнению доклада
Структура доклада:
в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;
сущность темы, обоснованные научные предложения;
выводы и предложения.
Этапы работы над научным выполнением доклада:
Ознакомиться с предложенной темой доклада.
Изучить предложенную преподавателем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на уроке.
Форма предоставления самостоятельной работы:
Публичный доклад или сообщение;
Основные принципы, при подготовке доклада:
Принцип объективности;
Принцип сущностного анализа;
Принцип концептуального единства.
Требования к оформлению докладов:
Для подготовки текста доклада должен использоваться шрифт Times New Roman, размер шрифта 14рт. Максимальный объем статьи 8 полных страниц; минимальный – 6 полных страниц.
Название файла должно содержать только латинские буквы! В названии файла обязательно должна присутствовать фамилия автора!
Параметры страницы
размер бумаги – А4 (21 см х 29,7 см)
ориентация – книжная 
поля:
верхнее – 2,4 см
нижнее – 2 см
левое – 3 см
правое – 2 см
от края до колонтитула:
верхнего 1,2 см
нижнего 1,25 см
Материал доклада должен быть изложен в следующей последовательности:
Заголовок (название статьи) Заголовок должен быть набран прописными буквами полужирным шрифтом (размер шрифта – 13 пт) и выравнивается по центру. Обратите внимание, что в конце заголовка точка не ставится!
Фамилии и инициалы авторов Ф.И.О. авторов должны быть набраны строчными буквами. В том случае, когда у статьи более одного автора, то Ф.И.О. авторов записываются подряд через запятую. Шрифт – полужирный, размер шрифта – 13 пт, выравнивание по центру.
Название организацииНазвание организации должно быть набрано строчными буквами. Шрифт – обычный , размер шрифта – 13 пт, выравнивание по центру.
Название страныНазвание страны должно быть набрано прописными буквами. Шрифт –обычный , размер шрифта – 13 пт, выравнивание по центру.
Текст докладаРазмер шрифта – 12 пт, междустрочный интервал – одинарный, красная строка – 1 см. Форматирование выравниванием по ширине. Стилевое оформление – обычное. При наборе текста не следует делать жесткий перенос слов с проставлением знака переноса. Встречающиеся в тексте условные обозначения и сокращения должны быть раскрыты при первом появлении их в тексте. Разделы и подразделы статьи нумеруются арабскими цифрами, выделяются полужирным шрифтом и на отдельную строку не выносятся.
ТаблицыТаблицы в тексте должны быть выполнены в редакторе Microsoft Word (не отсканированные и не в виде рисунка). Таблицы должны располагаться в пределах рабочего поля. Форматирование номера таблицы и ее названия: шрифт обычный, размер 11 пт, выравнивание по центру. Обратите внимание, что в конце названия таблицы точка не ставится! Содержимое таблицы – шрифт обычный, размер 11 пт, интервал – одинарный. Если в статье содержатся таблицы
ИллюстрацииРисунки размещаются в рамках рабочего поля. Допускается использование рисунков в форматах JPEG и GIF. Рисунки должны допускать перемещение в тексте и возможность изменения размеров. Используемое в тексте сканированное изображение должно иметь разрешение не менее 300 точек на дюйм. Подпись под рисунком. Форматирование названия и номера рисунка – шрифт обычный, размер - 11 пт, выравнивание по центру, интервал – одинарный. Обратите внимание, что в конце названия рисунка точка не ставится!
Нумерация страниц и колонтитулы Не используйте колонтитулы. Нумерация страниц производится внизу справа, начиная с 1–ой страницы.
Ссылки В тексте ссылки на литературу и источники оформляются следующим образом: Текст доклада …текст доклада … [1, с. 256]. Текст статьи … [2, с. 5] и т.п.
Список литературыСписок литературы размещается в конце статьи. Размер шрифта 12 пт., форматирование выравниванием по ширине страницы.[1] Фамилия и инициалы автора/авторов (выделяется курсивом), название, выходные данные, включая название издательства. и т.д. Примеры оформления списка литературы:Для книг:[1] Зуб А.Т. Управление организационными кризисами. М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003.[2] Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М.: Дело, 2000. Для статей в журналах, сборниках трудов и других коллективных публикациях: [3] Маринко Г.И. Культура организации и управление знаниями // Философия науки и научно-технической цивилизации: Юбилейный сборник / Отв. ред. С.Л. Катречко. М.: Полиграф-Информ, 2005. С. 322–338. [5] Воронина Т.П., Молчанова О.П. Особенности управления инновационной организацией // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). № 2. 2004. С. 66–82. Для материалов из INTERNET: [8] Сурин А.В. 10 лет подготовки управленческих кадров в Московском университете: опыт и проблемы. – http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2003/surin.pdf (в скобках указывается дата просмотра материала в Интернет).
Критерии оценивания представления работы (доклада):
Четкость изложения материала, свобода использования данных.
Убедительность аргументов.
Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.
Убедительность аргументации при ответе на вопросы.
Качество презентации, использование ТСО.
Личностные качества докладчика:
Эрудиция при защите проекта;
Уровень развитости мышления;
Грамотная речь при защите проекта;
Умение вести диалог.
Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению реферата
Реферат (от лат. refero ‘сообщаю’) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.
Это самостоятельная научно–исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а так же собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно–тематический характер.
Содержание задания: подготовить реферат по заданной теме.
Цель задания: формирование интереса к дисциплине, к своей будущей профессии, углубление и расширение знаний, развитие умения работать с различными источниками.
Форма отчётности: реферат выполненный на листах формата А – 4.
Темы рефератов:
Тема программы Тема реферата Дополнительные темы
(под темы)
1.1.Информационное общество «Информационные ресурсы общества»;
«Образовательные информационные ресурсы». «Электронные библиотеки»;
«Дистанционное обучение».
2.1.Информация и измерение информации
«Запись информации на компакт-диски различных видов»;
«Определение объемов различных носителей информации»;
«Архив информации». «Дискретное представление текстовой информации»;
«Дискретное представление графической информации»;
«Дискретное представление звуковой информации»;
«Дискретное представление видеоинформации».
2.2.Основные информационные процессы «Запись информации на компакт-диски различных видов».
«Принцип обработки информации компьютером»;
«Кодирование и декодирование информации»;
«Логическое устройство компьютера».
2.2.Основные информационные процессы «Определение объемов различных носителей информации».
«Циклические алгоритмы»;
«Смешанные алгоритмы»;
«Поисковые системы в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах»;
«Архив информации: электронные каталоги, база данных».
3.1. Архитектура компьютеров «Внешние устройства ПК»;
«Разновидности клавиатур и мышек»;
«Мультимедийные средства для компьютера».
«Назначение и характеристики процессора»;
«Назначение и характеристики материнской платы».
3.2. Компьютерные сети «Многообразие компьютеров».
«Объединение компьютеров в локальную сеть»;
«Сервер и клиент сети Интернет»;
«Виды локальной сети».
4.1. Информационные системы и автоматизация информационных систем «Электронная тетрадь»;
«Журнальная статья»;
«Плакат-схема»;
«Статистический отчет»;
«Расчет заработной платы»;
«Резюме «Ищу работу». «Геоинформационные системы»;
«Компьютерные публикации»;
«Программа переводчик»;
«Работа в MS Word».
5.1.Телекоммуникационные технологии «Интернет – СМИ»;
«Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж»;
«Дистанционное обучение». «Возможности электронных таблиц»;
«Система управлениями базы данных».
Рекомендуемая литература:
Основные источники:
Михеева Е.В. Информатика [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / Е.В. Михеева, О.Т. Титова. М.: Изд. центр «Академия», 2011. -352 с .[Допущено Мин образованием России]
Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. И др. СПб: Издательство «Питер», 2000.-640 с.: ил.
Информатика: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 816 с.
Электронные ресурсы:
www.informat.ru – Журнал Информатика;
www.mega.km.ru – Энциклопедия персонального компьютера на сайте "Кирилл и Мефодий";
www.emanual.ru – Электронная документация;
www.sovety.net – Полезные советы по работе с компьютером
www.math.rsu.ru – Толковый словарь компьютерных и сетевых терминов.
Методические рекомендации по выполнению реферата
Структура реферата:
вводная часть;
основной текст;
заключительная часть;
список используемых источников;
указатели.
Этапы работы над научным исследованием:
Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
Изложение результатов изучения в виде связного текста;
Доклад по теме реферата.
Формы предоставления реферата:
реферат выполненный на листах формата А4.
Основные принципы исследовательских работ:
Принцип объективности;
Принцип сущностного анализа;
Принцип концептуального единства.
Основные требования к представляемым исследовательским работам:
Чёткость и доступность изложения материала;
Соответствие темы работы её содержанию;
Актуальность и практическая значимость работы;
Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
Оформление научной работы.
Требования к содержанию реферата:

п/п Структура Требования к содержанию
Титульный лист Содержит:
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
фамилию, имя и отчество автора;
тему научной работы;
фамилию, имя и отчество научного руководителя;
город и год.
Оглавление (Содержание) Включает:
наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
Введение (рекомендуемый объём одна страница) Содержит:
оценку современного состояния решаемой проблемы;
обоснование необходимости проведения работы.
Основная часть
(не более 10 страниц) Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.
Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.
Выводы (рекомендуемый объём одна страница) Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.
Список используемых источников Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).
Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет – черный;
междустрочный интервал – одинарный;
поля на странице – размер левого поля – 3 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см;
отформатировано по ширине листа;
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы;
нумерация страниц текста.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
Критерии оценки реферата:
Оценка «5» (отлично): обучающийся умеет работать с дополнительной литературой по дисциплине, умеет выделять главное, второстепенное; логично, грамотно, научно излагает материал в письменной форме. Качественное внешнее оформление. Работа выполнена в срок.
Оценка «4» (хорошо): обучающийся умеет работать с дополнительной литературой по дисциплине, умеет выделять главное, второстепенное; грамотно излагает материал, но содержание и форма изложения имеют неточности. Качественное внешнее оформление. Работа выполнена в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно): обучающийся умеет работать с дополнительной литературой по дисциплине, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности, удовлетворительное внешнее оформление. Работа выполнена не в срок или не указана литература.
Оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся не умеет работать с дополнительной литературой, излагает материала бессистемно или не выполнил задание.
Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborativeorcooperativelearning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Содержание задания: провести исследовательскую работу по теме.
Цель задания: углубить и расширить знания по теме, развить умение работать с различными источниками, формировать самостоятельную деятельность студентов.
Форма отчётности: отчет о проделанной работе на листах формата А-4.
Темы проектной работы:
Тема программы Тема доклада Дополнительные темы
(под темы)
2.3. Управление процессами «Профилактика ПК»;
«Лаборант ПК, работа с программным обеспечением»;
«Вернисаж работ на компьютере»;
«Ярмарка профессий»;
«Бухгалтерские программы». «Классификация ПО»;
«Прикладные программы».
3.3. Требования к рабочему месту. Безопасность. «АРМ специалиста»;
«Оргтехника и профессия»;
«Мой «рабочий стол» на компьютере». «Антивирусные программы»
(На примере Dr.Web, Kaspersky, AVG, AntiVir, Avira).
4.1. Информационные системы и автоматизация информационных систем «Создание базы данных библиотеки»;
«Сортировка массива»;
«Рост и вес среднестатистического учащегося»;
«Статистика труда»;
«Графическое представление процесса». «Электронный дневник»;
«Электронная тетрадь»; «Электронный журнал»;
«Журнальная статья»;
«Плакат-схема»;
«Статистический отчет»;
«Расчет заработной платы»;
«Резюме «Ищу работу».
5.1.Телекоммуникационные технологии «Простейшая информационно-поисковая система»;
«Электронная библиотека»;
«Дистанционный тест, экзамен».
«Электронная почта»;
«Сервер».
Рекомендуемая литература:
Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. И др. СПб: Издательство «Питер», 2000.-640 с.: ил.
Информатика: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 816 с.
Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.ВМакаровой. - Спб.: Питер, 2003. - 300с.: ил.
Информатика: Учеб. Для 10 -11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2004.- 255 с.: ил.
Информатика: учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования / Е.В.Михеева, О.И. Титова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.
Информатика: Учебник / А.А. Хлебников. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.- 571,[1] с. : ил.-(Среднее проф. обр.).
Информатика: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 416 с.
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.: ил.- ( Проф. Образование).
Информационные технологии: Учебник для сред.проф. образования / Г.С.Гохберг, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208 с.
Информационные технологии: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. Голицына О.Л., Максимов Н.В., ПартыкаТ.Л., Попов И.И. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 608 с.: ил.
Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Э.С. Ларина.-Волгоград: Учитель, 2009
КашинцеваЛ.Н.. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и образование/ 2008 - №10
Компьютернаяграфика: Photoshop CS2, CorelDRAW X3, Lllustrator CS2. Трюки и эффекты (+СD). Гурский Ю.А. Гурская И.В., ЖвалевскийА.В. - Спб.: Питер, 2006. - 992 с.: ил — (Серия « Трюки и эффекты»)
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. АргуноваТ.Г.- М.: НПЦ «Профессионал — Ф» -2003, 30 стр.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
Методические рекомендации по выполнению проектов
Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности учащихся:
информационные проекты;
исследовательские проекты;
практико-ориентированные проекты;
ролевой проект;
творческий проект.
На практике все пять перечисленных направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте.
Требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов); Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
Количество участников проекта;
Продолжительность проекта.
В соответствии с методом, доминирующем в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.Творческие. Следует оговориться, то проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельсноти все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обощение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение "мозговой атаки", обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация.такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятлеьности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Структура проекта:
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование:
коллективное обсуждение;
экспертиза;
результаты внешней оценки;
выводы.
Этапы проектной деятельности:
Этапы
Задачи
Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Погружение в проект Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества уачстников. Выбор рабочей группы Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию.выдвигают (с подачи учителя) проблемы ("мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию Мотивирует учащихся. Формулирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проета. Наблюдает
2. Организация деятельности Анализ проблемы.определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом.выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации результатов.предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает
3. Осуществление деятельности Выполнение проекта Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). "Добывают" недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе Консультирует учащихся по необходимости. Нненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает
4. Защита проекта Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, обяъснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы
Оценка проекта:
Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это педагогический эффект вовлечения учащихся в процесс самостоятельного "добывания знаний" и их применения (мотивация, рефлексия, умение делать выбор, планировать, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности). Однако этот результат часто остается вне сферы внимания учителя, он оценивает лишь сам проект. Очевидно, учителю целесообразно делать краткие резюме в ходе наблюдений за работой каждого из школьников, это позволит ему быть более объективным при защите проекта.
Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается среднеарифметическая величина.
Примерные параметры внешней оценки проекта:
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
реальность, практическая направленность и значимость работы;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
логичность и последовательность изложения;
четкость формулировок, обобщений, выводов;
аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);стилистическая и языковая культура изложения;
полнота библиографии;
наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
перспектива доработки (потенциал);
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
Критерии оценки защиты проекта:
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объем;
объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
культура речи;
чувство времени;
использование наглядных средств;
умение удерживать внимание аудитории;
умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;
готовность к дискуссии;
доброжелательность, контактность.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Основные источники:
Михеева Е.В. Информатика [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / Е.В. Михеева, О.Т. Титова. М.: Изд. центр «Академия», 2011. -352 с .[Допущено Мин образованием России]
Михеева Е.В. Практикум по информатике [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. -192 с .[Допущено Мин образованием России]
Дополнительные источники:
Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. И др. СПб: Издательство «Питер», 2000.-640 с.: ил.
Информатика: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 816 с.
Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.ВМакаровой. - Спб.: Питер, 2003. - 300с.: ил.
Информатика: Учеб. Для 10 -11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2004.- 255 с.: ил.
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.- 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 205 с.: ил.
Информатика. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.-сост.: О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина.- Ярославль: Академия развития, 2011. - 96 с. - (Государственная итоговая аттестация).
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.- 2-е изд.,испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 320 с.: ил.
Информатика: учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования / Е.В.Михеева, О.И. Титова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.
Информатика: Учебник / А.А. Хлебников. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.- 571,[1] с. : ил.-(Среднее проф. обр.).
Информатика: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 416 с.
Информатика. Тематические и тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 10 класс. / авт.-сост.: Н.В. Маслеников.- Ярославль: Академия развития, 2010. - 128 с. - ( Единый государственный экзамен ).
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.: ил.-( Проф. Образование).
Информационные технологии: Учебник для сред.проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208 с.
Информационные технологии: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. Голицына О. Л., Максимов Н.В., Партыка Т. Л., Попов И.И. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 608 с.: ил
Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Э. С. Ларина.-Волгоград: Учитель, 2009
Кашинцева Л. Н.. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и образование/ 2008 - №10
Компьютерная графика: Photoshop CS2, CorelDRAW X3, Lllustrator CS2. Трюки и эффекты (+СD). Гурский Ю.А. Гурская И.В., Жвалевский А.В. - Спб.: Питер, 2006. - 992 с.: ил — (Серия « Трюки и эффекты»)
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. Аргунова Т.Г.- М.: НПЦ «Профессионал — Ф» -2003, 30 стр.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Басова, Н.И. Михайлова.- 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 394 с.: ил.
Практикум по информатике : учеб.пособие для сред. проф. образования / Е.В. Ммихеева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 192 с.
Создание презентации в PowerPoint : учеб. Пособие для нач. проф. образования / М.Ю. Свиридова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-224 с.