Методические рекомендации по разработке открытого занятия по учебной практики УП 3.01. «Работа на контрольно – кассовой техники и расчеты с покупателями»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики (Саха) Якутия
«Сангарский многопрофильный лицей»
Методические рекомендации
по разработке открытого занятия по учебной практикиУП 3.01. «Работа на контрольно – кассовой техники и расчеты с покупателями»

Разработали:
мастер производственного обучения
Плешанова В.Ю.
2016 год
Вид урока: Занятие по учебной практике
Тема: Торговые вычисления
Цель:
Развить умение формулировать цели
Отработка навыков торговых вычислений в расчетах с покупателями.
Активизировать внимание в выполнении торговых расчетов.
Формирование навыков оценки качества выполнения заданных работ.
Задачи:
Сформировать навыки быстрого и правильного торгового вычисления.
Развить умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Развить умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Развить умение работать в команде
Вид урока: контрольно – проверочные работы и самостоятельного выполнения работ.
В ходе учебной практики осуществляется развитие такой профессиональной компетенции как «Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями».
Выполненные работы оцениваются по следующим критериям:
100- 80 % правильных ответов – 5 «отлично»
80 – 65 % - 4 «хорошо»
65 – 55 % - 3 «удовлетворительно»
55% и ниже – 2»неудовлетворительно»
Инструменты и оборудования:
Мультимедиа
Презентационный материал
Комплект – карточек заданий
Дидактический материал (таблицы перевода мер измерения, карточки продукты питания)
Микрокалькуляторы
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ – 3 – 5 минут
1) Контроль посещаемости по списку
2) Проверка домашнего задания. К занятию по учебной практике студенты должны были в заранее подготовить тетради для ведения дневника
3) распределение по рабочим местам
4) назначение дежурных
5) Выдача МТС
2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ: - 30 минут
Тема занятия: «Торговые вычисления»
Изучение курса поможет будущим работникам торговли — продавцам, контролерам-кассирам, кассирам более быстро и правильно производить необходимые расчеты и вычисления с требуемой точностью, используя рациональные приемы и методы устных вычислений, с помощью ЭВМ, микрокалькуляторов и прочей вычислительной техники.
Изучение курса «Торговые вычисления» поможет учащимся овладеть профессией продавца в соответствии с современными требованиями к работникам сферы обслуживания. Любой вид обслуживания заканчивается расчетами и оформлением сопутствующих документов.
Если продавец, контролер кассир быстро, точно, правильно считает владеет приемами рационального счета. К каким результатам это приведет? Конечно это позволит сократить время обслуживания покупателей, а, следовательно, повышается культура торговли, качество выполняемых работ, сыкономить время покупателей и увеличить число обслуживаемых.
Навыки быстрого и правильного расчета с покупателями приходят не сразу. Мало просто усвоить правила торговых вычислений, необходимо оттачивать данное мастерство день от дня. «Новичок» в своем деле может допустить множество недопустимых ошибок, что может привести в трудовой деятельности к реальным проблемам. Поэтому цель нашего занятия заключается в очередной раз в отработке навыков торговых вычислений.
В течение занятия группам необходимо выполнить следующие задания:
Выполнить задания по раздроблению и превращению единицы измерения в именованные числа;
Выполнить упражнения по переводу составных чисел простым числом.
Выполнить упражнения по сложению и вычитанию именованных чисел
Решение задач
Согласно заданию на сегодня, давайте попробуем сформулировать и записать цель занятия, к чему мы должны прийти:
Цели занятия:
1. Отработка навыков торговых вычислений в расчетах с покупателями.
2. Активизировать внимание в выполнении торговых расчетов.
3. Формирование навыков оценки качества выполнения заданных работ.
Профессиональные компетенции
Студентам предлагается сформулировать какие навыки и умения, т.е. профессиональные компетенции будут развиваться по результат освоения сегодняшнего занятия.
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
Инструменты и оборудования:
Для выполнения данных заданий вам понадобится микрокалькулятор, памятки «Таблицы перевода единиц измерения» (Приложение 1) и памятка «Образование производных единиц» (Приложение 2).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 300 МИН
Повторение пройденного материала.
Повторить понятие именованные числа;
Повторить, что собой представляет раздробление и превращение именованного числа;
Повторить, как нужно переводить составные именованные числа в простые.
Повторить, что нужно сделать для того, чтобы сложить или вычесть составные именованные числа.
Повторить для чего применяется умножение и деление именованных чисел.
Что вы понимаете под понятием именованные числа. Назовите виды ИЧ. Какие действия можно производить с ИЧ.
Именованные числа – это числа к которым присвоены наименования. Они бывают простыми (23см, 3 м, 34км) и составными (3м25см; 8 км200м). Над именованными числами легко производить различные арифметические действия: сложение, вычитание, умножение, деление.
Раздробление и превращение
Что собой представляет раздробление превращение именованных чисел? Для чего это делается?
Раздробить именованное число – значит выразить его в более мелких единицах.
Например, 5,7 ц нужно выразить в килограммах. Глядя на «Таблицу перевода единиц измерения», видим: что в центнере 100 кг., значит раздробляем меру на эту величину отношения: 5,7 *100 = 570 кг.
Превращение именованных чисел — это выражение его и более крупных единицах. Например, 185 сантиметров выразить в метрах. В одном метре 100 сантиметров, значит 185 см необходимо уменьшить в 100 раз, или 185 : 100 = 1,85 (метров).
Превратить — это значит разделить данное именованное число на число, соответствующее количеству раз, сколько мера низшего разряда содержится в мере высшего разряда. В нашем случае в одном метре 100 сантиметров, значит, делим на 100.
Все действия, выполняемые над именованными числами, должны начинаться с выражения именованных чисел простыми, а потом выполнять действие.
Например, 3 т 12 ц 36 кг надо выразить в кг.
3 тонны — это 3000 кг (3 х 1000);
12 центнеров — 1200 кг (12 х 100).
Значит, 3 т 12 ц 36 кг = 3000 кг + 1200 кг + 36 кг = 4236 кг.
Умножение и деление
Повторить для чего применяется умножение и деление именованных чисел?
Для определения стоимости товаров и материалов, количество которых задано составным именованным числом, а цена в рублях и копейках, применяется арифметическое действие умножение. Например, нужно узнать, сколько будет стоить 726 кг 500 г яблок по цене 150, 5 рублей. Для этого нужно 726 кг 500 г перевести в килограммы, получится 726, 5 кг умножаем на 150, 5 и узнаем стоимость всей покупки.
Для определения стоимости одной единицы товара (штуки, килограмма, литра) применяется арифметическое действие деление. Например, за 25 м 60 см ткани получено 3452 рублей 60к. Нужно определить цену за 1 метр ткани. Для этого переводим в метры и получается 25, 6 м* 3452, 6 руб.
Для выполнения умножения или деления необходимо также выразить составные именованные числа простыми, а потом выполнять действие.
ЗАДАНИЕ №1. РАЗДРОБИТЬ ИЛИ ПРЕВРАТИТЬ
Время выполнения: 30 минут
Задание 1.1.Раздробить в указанные единицы следующие именованные числа:
2,2 дкл = ? л
680 км = ? м
3,6 км = ? м
392 дм = ? см
75 кл = ? л
85, 3 дкм = ? см
36, 7 кг = ? г
42, 5 ц = ? кг
Задание 1.2. Превратить в указанные единицы следующие именованные числа:
99 см = ? м
7517 г = ? кг
22,4 дм = ? м
928 л = ? гл2470 мм = ? м
1350 дм = ? м
13 825 г = ? ц
748 кг = ? т
ЗАДАНИЕ 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ИМЕНОВАННЫХ ЧИСЕЛ
Время выполнения: 60 минут
Задание 3.1. Сложить и результат выразить в килограммах:
160 кг + 12 ц 13 кг + 1 т 52 кг + 237 кг = ? кг
36 т 26 ц 24 кг = ? кг
7 т 23 ц 250 кг = ? кг
4234 г + 720 дг + 7,7 дкг = ? кг
11,6 т + 470 кг + 68 дкг + 3275 дкг = ? кг.
26, 8 т + 53 кг 150 г +23 ц +23,45 т = ? кг
17, 5 200 г + 8,2 ц +0, 52 т + 9кг 400г = ? кг
Задание 3.1. Сложить и результат выразить в метрах:
249, м + 17,6 дкм + 2720 дм = ? м
118 см + 67,3 м + 1650 дм = ? м
22 дкм + 180 м + 0,065 км + 2257 дм + 118 см = ? м
26 см + 2750 дм + 168,5 м = ? м
32,5 дкм + 740 дм + 1560 см + 49,7 м =? м
243 км + 856 дм + 1792 см + 180 м = ? м.
Задание 3.2. Сложить и результат выразить в литрах:
852 л + 6 кл + 12 дкл 20 л = ? л
627 л+ 5,7 кл +28,3 дкл + 160кл + 118,7 дкл = ? л
732 л + 18 кл + 11 дкл + 40 л =? л.
Задача 3.3. Вычислить остаток товаров на конец дня по следующим данным:
№ Наименование товара Остаток на начало дня Поступило за день Продано за день Остаток на конец дня
Конфеты:        
18 «Морские 26 кг 790 г - 12 кг 520 г X
19 «Весна» 16 кг 619 г 16 кг 500 г 18 кг 200 г X
20 «Пилот» 5 кг 720 г 24 кг 500 г 27 кг 600 г X
21 «Школьные» 3 кг 300 г 32 кг 600 г 15 кг 650 г X
ЗАДАНИЕ №3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ИМЕНОВАННЫХ ЧИСЕЛ
Время выполнения: 30 минут
Задание 4.1. Вычислите стоимости товаров за единицу продукции по следующим данным
№ Вид товара Количество Цена, руб.к. за 1 ед. Стоимость р.к.
1 Труба пластиковая 356 м 420 Х
2 Ткань льняная 123 м 342 р 60 к Х
3 Клеёнка настольная 65 м 220 Х
4 Тесьма 26 м 15 р 50 к Х
5 Провод медный 567 м 60 р, 40 к Х
6 Кабель силовой 224 м 540 Х
7 Яблоки медовые 657 кг 500 г 156 Х
8 Молоко коровье деревенское 587 л 180 р 50 к Х
9 Сахар 1 т 225 кг 65 р.50 к Х
10 Крупа гречневая 1 т 836 кг 500 г 89 р 30 к Х
11 Сухофрукты 345 кг 463 г 54 р 70 к Х
Задание 4.2. Заполнить пустые ячейки
№ Вид товара Количество, штЦена, за 1 единицу, руб.к. Общая стоимость р.к.
12 Полотенца льняные 356 125 Х
13 Вода минеральная «Аксу» 1,5 л 86 98 Х
14 Вода сильногазированная «Аква» 1,5 л 67 85 Х
15 Сливки сухие, 950 г 25 190 Х
16 Консерва рыбная 56 86 р.50 к Х
17 Печенье «Лимонное», 250 г пачка Х 375-00 7824
18 Печенье «Крекер», 400 г пачка Х 444-00 3672
19 Вафли «Артек», 250 г пачка Х 765-00 5674
20 Вафли «Птичье молоко», 330 г Х 620-00 4321
21 Леденцы, 100 г Х 480-00 3451
ЗАДАНИЕ№4 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Время выполнения: 120 минут
Задача 4.1. Для совместного разбора решения.
На склад магазина поступило:
1 ящик яблок, весом 36 кг 760 г., вес пустого ящика 2 кг 100г, цена яблок 146 руб за 1 кг.; 1 мешок гречневой крупы, весом 52 кг 640 г, вес пустого мешка 1 кг. 200 г., стоимость 1 кг крупы 89 руб 50 к. ;
1 емкость с деревенским молоком, объем емкость 150 литров, стоимость 1 литра молока 188 руб 50 коп.
За день продавец продал 12 кг 860 г яблок, 8 кг гречневой крупы и 26 л молока.
Задание: Вычислить сумму выручки и рассчитать массу оставшейся продукции в каждой группе товаров.
На склад магазина поступило:
1 ящик персика, весом 87 кг 734 г., вес пустого ящика 1 кг 820г, цена 1 кг персика 250 руб;
1 мешок ячневой крупы, весом 53 кг 500 г, вес пустого мешка 1 кг. 200 г., стоимость 1 кг крупы 65 руб 50 к.;
1 емкость с деревенским молоком, объем емкость 150 литров, стоимость 1 литра молока 188 руб 50 коп.
За день продавец продал 23 кг 690 г персика, 10 кг ячневой крупы и 46 л молока.
Задание: Вычислить общую сумму выручки и рассчитать массу оставшейся продукции в каждой группе товаров.
На склад магазина поступило:
1 ящик бананов, весом 123 кг 720 г., вес пустого ящика 1 кг 780 г, цена 1 кг бананов 220 руб;
1 мешок овсяной крупы, весом 55 кг 500 г, вес пустого мешка 1 кг. 550 г., стоимость 1 кг крупы 73 руб 50 к.;
1 емкость с деревенским молоком, объем емкость 150 литров, стоимость 1 литра молока 188 руб 50 коп.
За день продавец продал 17 кг 670 г бананов, 4 кг 500 г гречневой крупы и 6 л молока.
Задание: Вычислить сумму выручки и рассчитать массу оставшейся продукции в каждой группе товаров.
4)На склад магазина поступило:
1 ящик апельсин, весом 89 кг 500 г., вес пустого ящика 1 кг 670 г, цена 1 кг бананов 190 руб;
1 мешок ячневой крупы, весом 56 кг 650 г, вес пустого мешка 1 кг. 550 г., стоимость 1 кг крупы 56 руб 50 к.;
1 емкость с деревенским молоком, объем емкость 150 литров, стоимость 1 литра молока 188 руб 50 коп.
За день продавец продал 2 кг 890 г апельсин, 5 кг 600г ячневой крупы и 16 л молока.
Задание: Вычислить сумму выручки и рассчитать массу оставшейся продукции в каждой группе товаров.
5)На склад магазина поступило:
1 ящик мандарин, весом 76 кг 450г., вес пустого ящика 1 кг 670 г, цена 1 кг бананов 210 руб;
1 мешок дикого риса, весом 51 кг 650 г, вес пустого мешка 1 кг. 550 г., стоимость 1 кг крупы 148 руб 50 к.;
1 емкость с деревенским молоком, объем емкость 150 литров, стоимость 1 литра молока 188 руб 50 коп.
За день продавец продал 6 кг 860 г мандарин, 4 кг 550г дикого риса и 17 л молока.
Задание: Вычислить сумму выручки и рассчитать массу оставшейся продукции в каждой группе товаров.
Задача 4. 2. В магазин поступило 5 ящиков яблок. Стоимость 1 кг яблок 12 руб. 50 коп., общий вес яблок 110 кг, вес пустого ящика 900 г. Определите: вес яблок без тары, стоимость всех яблок.
Задача 4. 3. В магазин поступило 7 мешков сахара по 65-50 за килограмм. Мешок с сахаром весит 54 кг, вес пустого мешка 1 кг 200 г. Вычислить стоимость сахара.
Задача 4.4. Вычислить остаток сахара в магазине на конец дня, если на начало дня его было 765,4 кг, поступило в течение дня 87 ц 356 кг, а продано 5 т 353 кг. Результат выразить в центнерах.
Задача 4. 5. От куска льняного полотна длиной 87 м 3 дм 70 см отрезали кусок 2 м 1 дм 10 см, 5 отрезов по 3 м 50 см, 2 отреза по 5 м 4 дм. Сколько метров полотна осталось?
Задача 4. 6. В рулоне 25 метров клеенки. Продавец отмерила 2 раза по 90 см, кусок 1 м 60 см и 3 м 70 см. Сколько клеенки осталось в рулоне
Задача 4. 7. В мотке 85 м тесьмы, отмеры составили: 75 см, 2 м 60 см, 35 дм, 6 м 3 дм, 12 м 70 см. Сколько тесьмы осталось после продажи?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 МИНУТ.
Анализ выполненных работ.
Какие задания вызвали затруднения? Почему?
Какие задания наоборот дались легко? Почему?
Подведение итогов.
Выставление оценок(Приложение 1)
«Таблицы перевода единиц измерения»
Меры длины
Наименование единиц Отношение к основной единице Сокращенное обозначение
1 километр 1000 м км
1 гектометр 100 м гм
1 декаметр 10 м дкм1 метр основная единица м
1 дециметр 0,1 м дм1 сантиметр 0,01 м см
1 миллиметр 0,001 м мм
Меры массы
Наименование единиц Отношение к основной единице Сокращенное обозначение
1 тонна 1 000 000 г = 1 000 кг т
1 центнер 100 000 г = 100 кг ц
1 килограмм 1000 г кг
1 гектограмм 100 г гг1 декаграмм 10 г дкг1 грамм основная единица г
1 дециграмм 0,1 г дг1 сантиграмм 0,01 г сг1 миллиграмм 0,001 г мг
Меры вместимости
Наименование единиц Отношение к основной единице Сокращенное обозначение
1 килолитр 1000 л кл1 гектолитр 100 л гл1 декалитр 10 л дкл1 литр основная единица л
1 децилитр 0,1л дл1 сантилитр0,01л сл1 миллилитр 0,001л мл
Меры площади
Наименование единиц Отношение к основной единице Сокращенное обозначение
1 квадратный километр 1 000 000 м2 км2
1 гектар 10 000 м2 га
1 ар 100 м2 а
1 квадратный метр основная единица м2
1 квадратный дециметр 0,01 м2 дм2
1 квадратный сантиметр 0,0001 м2 см2
1 квадратный миллиметр 0,000001 м2 мм2
Меры кубические
Наименование единиц Отношение к основной единице Сокращенное обозначение
1 кубический метр основная единица м3
1 кубический дециметр 0,001 м3 дм3
1 кубический сантиметр 0,000001 м3 см3
1 кубический миллиметр 0,000000001 м3 мм3
Таблицы перевода единиц измерения
Единицы длины
 
 1 км =  1000 м  10 000 дм  100 000 см  1000 000 мм
1 м   =  10 дм  100 см  1000 мм  
 1 дм =  10 см  100 мм    
 1 см =  10 мм      
Единицы веса
 
 1 т =  10 ц  1000 кг   1000 000 г  1000 000 000 мг
 1 ц =  100 кг  100 000 г  100 000 000 мг  
 1 кг =  1000 г  1000 000 мг    
 1 г =  1000 мг      
Приложение 2
Образование производных единиц
Увеличивающие приставки Метрические единицы Уменьшительные приставки
Дека – 10 Метр
грамм
Литр Деци – 0, 1
Гекто – 100 Санти – 0, 01
Кило - 1000 Милли – 0, 001
Использование: для образования любой краткой единицы достаточно запомнить приставки и прибавить их к указанным метрическим единицам
Например:
МЕТР с увеличением приставкой кило – составляет километр, т.е. 1000 метров;
ЛИТР с увеличивающей приставкой гекто – составляет гектолитр, т.е. 100 литров;
ГРАММ с уменьшающей приставкой милли – составляет миллиграмм, т.е. 0, 001 грамм