Программа профессионального модуля Работа на контрольно – кассовой технике и расчеты с покупателями


Приложение 24
ПРОГРАММа профессионального модуля
пм.03. РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО – КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

- 2016 -
Программа профессионального модуля разработана на основе Примерной программы профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»,рекомендованнойНаучно-методическим советом Центра профессионального образовании федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»). Протокол Научно-методического совета от «15» мая 2012г.г. № 4. и на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 38.01.02. «Продавец, контролер – кассир», входящей в укрупненную группу 38.00.00 Экономика и управление.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163) 21401

Разработчик:
Плешанова В.Ю., мастер производственного обучения ГБПОУ РС (Я) «Сангарский лицей»
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей»
Протокол № от «_____» ____________2016 г.
Председатель: ________________________С.Ю.Бойко
СОДЕРЖАНИЕ
стр
Паспорт рабочей программы профессионального модуля……………………………………. 4
Результаты освоения профессионального модуля………………………………….................. 5
Структура и содержание профессионального модуля………………………………………... 6
Условия реализации рабочей программы профессионального модуля……………………… 12
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)………………………………………………………………. 12
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО – КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02. «Продавец, контролер – кассир» в части «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями;
ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков;
ПК 3.3. .Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги;
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям;
ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке рабочих по профессии 17351 продавец непродовольственных товаров (ОК 016 – 94 ) при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
Пол принимаемых на обучение – женский и мужской. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей;
уметь:
осуществлять подготовку ККТ различных видов;
работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах - POS терминалах), фискальных регистраторах;
устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
оформлять документы по кассовым операциям;
соблюдать правила техники безопасности;
знать:
документы, регламентирующие применение ККТ;
правила расчетов и обслуживания покупателей;
типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
классификацию устройства ККТ;
основные режимы ККТ;
особенности технического обслуживания ККТ;
признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
правила оформления документов по кассовым операциям.
1.3.Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 366 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 150 часов, включая:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) - 100 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося - 32 часа;
консультации - 18 часов;
учебной практики – 72 часа;
производственной практики - 144 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой технике (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.
ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося,
часов Консультации Учебная,
часов Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9
МДК 3.01.Эксплуатация контрольно – кассовой техники ПК 3.1-3.3 Раздел 1. Расчетные операции с покупателями 49 16 4 10 5 18 *
ПК 3.4-3.5 Раздел 2. Документальноеоформленние кассовых операций 77 44 34 10 5 18 *
МДК 3.02.Торговый вычисления в расчетах с покупателями ПК 3.1 Раздел 1. Торговые вычисления 44 16 8 6 4 18 *
ПК 3.2. Раздел 2. Расчеты с покупателями 52 24 16 6 4 18 *
Производственная практика 144 *
Всего 366 100 62 32 18 72 144
3.2.Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ 03. «Работа на контрольно – кассовой технике и расчеты с покупателями»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ 03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» Раздел 1. Эксплуатация контрольно - кассовой техники 31 (16 + 10СРС+5К) МДК 3.1. Эксплуатация контрольно-кассовой техники Тема 1.1. Назначение и устройство контрольно-кассовых машин Содержание учебного материала: 1.История создания и классификация ККМ. Требования к применению ККМ и реквизитам чека, эксплуатационные и эстетические требования. Документы, регламентирующие применение ККМ. Правила регистрации ККМ.Организация расчета с покупателями. Эффективность организации расчетов. Способы расчета с покупателями. 2 1
2. Устройство контрольно-кассовых машин. Основные узлы ККМ: устройство ввода, устройство индикации, оперативно-запоминающее устройство, чек печатающее устройство, замок режимов и ключи, кожух, базис, тумблер, электропривод.Правила эксплуатации и порядок работы на ККМ. Реквизиты кассового чека и контрольной ленты 2 2
3.Правила эксплуатации ККМ. Типовые правила эксплуатации ККМ. Обязанности контролера-кассира: в начале дня, в течении дня, в конце рабочего дня. Оформление контрольной ленты на начало и конца рабочего дня. Оформление обрыва контрольной ленты. Порядок работы контролера-кассира при расчетах с покупателем. ТБ при эксплуатации ККМ и техническое обслуживание. Признаки неисправности ККМ и устранение их. 2 2
4. Организация труда на рабочем месте контролера-кассира. Действия кассиров-операционистов перед началом и в конце смены. Устранение незначительных неисправностей ККМ. 2 2
5. Автономные контрольно-кассовые машины. Устройство, основные функции и порядок работы. ККМ «АМС-110 К», «Элвес-МикроК», «АМС — 101 К», «АМС — 101 К»
Пассивные системные ККМ Устройство, основные функции и порядок работы ККМ «АМС-100Ф», «Самсунг 250RF», «Самсунг-4615RF» 2 2
6. Кассовый POS терминал. Преимущества применения. Штриховой код и его виды. Локальный код. Принцип работы, типы сканировавшего оборудования. Системы автоматизации торговых предприятий. Кассовая программа «Cashregister» фирмы «Юнисофт». Кассовая программа фирмы «IBS” . Основные характеристики и принципы работы. ТБ при эксплуатации терминала. 2 2
Практическое занятие: 1. Виды ККМ. Основные узлы ККМ. 2 2. Работа на электронной контрольно-кассовой машине. Устранение мелких неисправностей при работе 2 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа:
Алгоритм регистрация ККТ
Создать иллюстрационный альбом: «Современные виды контрольно-кассовых машин».
Подготовить электронную презентацию по теме: Современные расчетно-кассовые POS-терминалы.
Подготовить компьютерную презентацию по теме: История создания контрольно-кассовой техники 10 Консультации 5 Раздел 2. Документационное оформление кассовых операций 59 (44+ 10СРС+ 5К) МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники Тема 2.1. Регистрация ККТ Содержаниеучебного материала: Регистрация ККТ. Закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой технике при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт». Государственный реестр ККТ. Центр технического обслуживания ККТ. Требования к ККТ. 2 2
Практическое занятие: 1. Составление алгоритма регистрации ККТ.Оформление заявления о регистрации ККТ. 2 2. Оформление акта о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ. Оформление акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче ККМ в ремонт и при возвращении её в организацию. 4 Тема 2.2. Учет и отчетность Содержаниеучебного материала: 1. Документальное оформления кассовых операций.Наличный и безналичный расчет. Первичные документы по кассовым операциям: назначение, реквизиты, правила составления. Операции по сдаче денежной выручки в главную кассу. 2 2
2. Кассовый отчет и порядок его составления. Порядок оформления денежных операций. Кассовая книга. Отчет кассира и порядок его составления. 2 2
Практическое занятие: 1. «Оформление «Журнала кассира — операциониста» «Заполнение «Журнала кассира — операциониста» за рабочий день. 2 2. Оформление журнала кассира - операциониста. Оформление справки отчета кассира - операциониста. 2 3. Оформление приходного кассового ордера. Оформление возврата денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам. 2 4. Составление покупюрной описи и подсчет суммы выручки за рабочий день 2 5. Оформление работы кассовых операций. Кассовые отчеты. 2 6. Оформление акта о проверки наличных денежных средств кассы. 2 7. . Приемы учета денежных средств и документов, правильность проведение инвентаризации денежных средств, ценных бумаг и документов строгой отчетности 2 8. Безналичные формы расчетов 2 9. «Составление отчета кассира» 2 10. «Выписка приходного и кассового ордера». 2 11. Работа на электронной контрольно-кассовой машине. Устранение мелких неисправностей при работе 6 12. Решение ситуационных задач 4 Контрольная работа 2 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа:
Рефераты на тему:
Подготовить реферат на тему «Материальная ответственность в торговле»
Подготовить реферат по теме: Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин.
Подготовить доклад на тему: Правила эксплуатации POS-терминалов.
Подготовить доклад на тему: Работа кассира в течение смены.
Подготовить доклад на тему: Рабочее место кассира в магазине.
Подготовить доклад по теме: Общие принципы устройства контрольно-кассовых машин 10 Консультации 5 Раздел 1. Торговые вычисления 26 (16 + 6СРС+ 4К)
МДК 3.2. Торговые вычисления в расчетах с покупателями Тема 1.1. Предмет торговых вычислений Содержание учебного материала: 1. Виды денежного расчета с покупателем. Понятие о цене в торговле. Оптовая и розничная цена. Порядок получения, хранения и выдачи денежных средств кассиром. 2 2
2. Метрология и ее связь с вычислениями. Понятие о цене.Основные положения теории вычислений.Понятие числа и его характеристика. Основные положения теории вычислений 2 2
Практическое занятие: Ценообразование, денежные купюры.Преобразование чисел в процессе вычислений. 2 Тема 1.2. Простейшие методы и средства вычислений Содержаниеучебного материала: Рациональные методы устных вычислений. Приемы упрощенного сложения, вычитания. Приемы сокращенного умножения. 2 2
Практические занятия: 1. Рациональные методы устных вычислений. Приемы упрощенного сложения.Приемы сокращенного вычитания. Приемы сокращенного умножения. 2 Тема 1.3. Вычислительные средства.Основные торговые вычисления Содержание учебного материала: 1. Техника работы на микрокалькуляторе.Процентные вычисления. Средние величины. Товарные вычисления. Масса Брутто, Нетто. Вычисление стоимости товара. 2 2
Практические занятия: 1. «Приемка товаров»; «Завес тары и его вычисления»; «Товарные
вычисления». 2 2. Процентные вычисления. «Виды процентных вычислений»; «Сокращенные приемы
процентных вычислений». Товарные вычисления.Масса Брутто, Нетто. Вычисление стоимости товара. Процентные вычисления. Средние величины. Товарные вычисления. Масса Брутто, Нетто. Вычисление стоимости товара. 2 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа:
Подготовить рефераты на тему:
«Товарооборачиваемость и способы ее вычисления»;
Подготовить сообщения на темы:
«Основные торговые вычисления».
«Именованные числа. Сокращенные приемы устных вычислений» 6 Консультации 4 Раздел 2. Расчеты с покупателями 34 (24 + 6СРС + 4К)
МДК 3.2. Торговые вычисления в расчетах с покупателями Тема 2.1.
Виды государственных денежных знаков, правила проверки подлинности, платежеспособности
Содержаниеучебного материала: 1. Денежные банкноты и монеты, признаки их платежеспособности.Средства проверки подлинности банкнот. 2 2
2. Правила обмена банкнот и монет имеющих повреждения.
Аппараты для проверки подлинности банкнот. 2 2
Практические занятия: 1. Распознавания отличительных особенностей банкнот и монет Банка России образца 1997 года 2 2. Работа с денежными знаками. Проверить подлинность банкнот Банка России. 2 Тема 2.2.. Проверка качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки, наличия маркировки, правильности цен на товары и услуги Содержаниеучебного материала: Торговая система классификации товаров. Качество товаров и качество упаковки. Органолептическая оценка качества товаров. Виды товарной информации. Маркировка товаров. Понятие о цене, цены на товары и услуги, прейскуранты цен. 2 2
Практические занятия: 1.Классификация товаров. Качество товаров. Качество упаковки. Оценка качества товаров. 2 2. Органолептическая оценка качества товаров. Товарная информация и маркировка товаров. 2 3. Освоить приемы проверки качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. 2 Тема 2.3. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей. Содержаниеучебного материала: Материальная ответственность. Ревизия кассы. Виды и формы материальной ответственности. Договор материальной ответственности. Порядок проведения ревизии денежных средств, ценных бумаг и бланков строгой отчетности. Оформление результатов проверки. 2 2
Практическое занятие: 1. Инвентаризации товаров. 2 2. Оформление договора о материальной ответственности.Определение размера ущерба при коллективной форме материальной ответственности. 2 Контрольная работа 2 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа:
Построение алгоритма«Правила расчета с покупателями»
Подготовить рефераты на тему:
«История денег на Руси» 6 Консультации 4 Учебная практика
Виды работ:
1. Ознакомление с инструктажами по охране труда и технике
безопасности при работе с различными видами торгового оборудования.
2. Подготовка контрольно-кассовой техники к работе. Оформление отчета на начало рабочего дня.
3. Выполнение различных расчетов с покупателями в кассовом режиме.
4. Выполнение замены кассовой ленты.
5. Выполнение корректировки даты и времени на контрольно-кассовой технике
6.Оформление заявления о регистрации ККТ.
7.Оформление акта о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ
8.Оформление акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче ККМ в ремонт и при возвращении её в организацию.
9.Оформление договора материальной ответственности.
10.Определение размера ущерба при коллективной форме материальной ответственности.
11.Оформление журнала кассира - операциониста.
12.Оформление справки отчета кассира - операциониста.
13.Оформление приходного кассового ордера.
14.Оформление возврата денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам.
15.Оформление акта о проверки наличных денежных средств кассы.
16.Товарные вычисления 72 Производственная практика
Виды работ
1. Организация работы магазина
2. Организация рабочего места продавца – кассира
3. Действия кассира перед началом работы
4. Последовательное проведение операций по эксплуатации ККМ и обслуживание покупателей.
применение использование способов по устранению мелких неисправностей при работе на ККМ.
5. Обслуживание покупателей с применением ККТ.
6. Оформление документов по кассовым операциям.
7. Товарные вычисления
8. Использование различных методов определения отличительных признаков денежных средств
9. Контроль сохранности товаро-материальных ценностей 144 Всего: 366
(100+32CРC+18К+72УП+ 144ПП)
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов.
Организации и технологии розничной торговли, учебный кабинет (магазин).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест обучающихся:
Ученические столы; учительский стол; доска; демонстрационные плакаты; весы (настольные циферблатные, электронные); торговая горка и прилавок; торговый инвентарь (разделочная доска, ножи, совок, щетка и ведро для удаления мусора); ценники; контрольно-кассовая техника; денежный ящик; кассовая лента; упаковочные материалы, пленка и пакеты; монетница; калькуляторы; детектор банкнот; лупа; продуктовые корзины; ящики для товаров; ассортимент натуральных образцов товаров.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, демонстрационный экран, обучающие компьютерные программы.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, мастеров-классов, практических работ.
Учебная практика проходит в учебных лабораториях.
Производственная практика осуществляется на предприятиях торговли города и области.
Консультации проводятся в форме индивидуальных, групповых занятий.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля. Розничная торговля продовольственными товарами по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты-преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы деловой культуры», «Основы бухгалтерского учета», «Организация и технология розничной торговли», «Санитария и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности».
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные ПК) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. Знать документы регламентирующие применение ККМ.
Знать типовые правила обслуживания, эксплуатация ККТ и правила регистрации.
Знать классификацию устройства ККТ, основные режимы ККТ, особенности технического обслуживания ККТ.
Осуществлять подготовку ККТ различных видов.
Уметь работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных, фискальных регистраторах.
Уметь устранять мелкие неисправности при работе на ККТ.
Осуществлять заключительные операции при работе на ККТ.
Соблюдать правила техники безопасности. оценка в рамках текущего контроля: выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; результатов тестирования; устного и письменного опросов; выполнения и составления отчетов по практическим занятиям. Наблюдения за деятельностью обучающихся во время учебной и производственной практики; зачеты по практикам.
ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. Знать признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета.
Уметь распознавать платежеспособность государственных денежных знаков. оценка в рамках текущего контроля: выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;результатовтестирования;устногоиписьменногоопросов; выполнения и составления отчетов по практическим занятиям. Наблюдения за деятельностью обучающихся во время учебной и производственной практики; зачеты по практикам.
ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуг. Знать классификацию, ассортимент, показатели качества товаров. Виды основных упаковочных материалов. Обслуживать покупателей с учетом нормативных документов, правила продажи отдельных видов товаров.
Знать основные требования, которые может предъявить покупатель продавцу в связи с продажей всех видов товаров. Знать цены на товары и услуги торгового предприятия
Уметь читать информацию на упаковке товаров. оценка в рамках текущего контроля: выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;результатовтестирования;устного и письменного опросов;выполнения и составления отчетов по практическим занятиям.Наблюдения за деятельностью обучающихся во время учебной и производственной практики; зачеты по практикам
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям. правильность заполнения журнала кассира -операциониста;
точность заполнения приходного и расходного
кассовых ордеров;
правильность выполнения возврата денежных сумм
покупателям по неиспользованным кассовым чекам;
точность и правильность документального оформления перевода
суммирующих счетчиков на нули;
правильность соблюдения подготовки и сдачи
денежной выручки администратору;
точность заполнения акта проверки наличных
денежных средств в кассе; оценка в рамках текущего контроля: выполнения внеаудиторнойсамостоятельной работы; результатов тестирования; устного и письменного опросов; выполнения и составления отчетов по практическим занятиям. Наблюдения за деятельностью обучающихся во время учебной и производственной практики; зачеты по практикам.
ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей точность соблюдения договора о материальной
ответственности;
правильность и тщательность проведения
инвентаризации товарно-материальных ценностей;
точность заполнения и ведения учетных и
отчетных документов;
точность произведения расчетов с покупателями;
тщательно контролировать обеспечение сохранности
материальных ценностей оценка в рамках
текущего контроля: выполнения отчетов по практическим занятиям, контрольных работ по темам МДК, зачетов, тестовых заданий. Наблюдение и оценка деятельности обучающихся во время проведения учебной и производственной практики; зачеты по практикам; экзамен по модулю;оценка выполнения пробных и выпускныхквалификационныхработ.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные ОК) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Снижение пропусков занятий. Повышение успеваемости. Хорошее качество выполнения работ. наблюдение и оценка работы на практических
занятиях, в процессе учебной и производственной
практики; социологический опрос;
анкетирование;
оценка материалов портфолио.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителей. Умение составлять технологии выполнения работ. оценка эффективности и правильности принимаемых
решений в процессе учебной практики и производственной практики; самооценка результативности и качества выполненной работы.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Отсутствие нарушений техники и технологии выполнения при выполнении работ. оценка эффективности и правильности принимаемых
решений на практических занятиях, в процессе
учебной практики и производственной практики;
самооценка результативности и качества выполненной работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Правильный выбор способов и методов выполнения работ. наблюдение и оценка эффективности и правильности
выбора информации для выполнения профессиональных задач в процессе учебной и
производственной практики, во время выполнения
практических работ; оценка выполненных рефератов,
творческих работ
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Использование Интернет-ресурсов для поиска постоянно обновляющейся нормативно-технической документации. оценка самостоятельно оформленной документации,
презентаций и т.д.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Организация конструктивного взаимодействия с одногруппниками, ИТР при выполнении работ. оценка работы на практических занятиях в составе
группы; наблюдение и оценка в процессе осуществления групповой деятельности в процессе учебной и производственной практики; оценка участия в профессиональных кружках, конкурсах
профессионального мастерства.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров. Владение информацией содержащейся в санитарных нормах, стандартах и правилах продажи отдельных видов товаров. наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях, при выполнении
практических заданий во время учебной и
производственной практики, при выполнении
квалификационных работ; тестирование.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). аргументированность и
полнота высказываемых
суждений о необходимости
исполнения воинской
обязанности;
соответствие уровня развития
физических качеств возрасту;
освоение основ военной
службы анкетирование; наблюдение и оценка на занятиях
по физической культуре и безопасности жизнедеятельности; оценка выполнения контрольных
нормативов на занятиях по физической культуре.
Разработчики: мастер ПО ГБПОУ РС (Я)
«Сангарский многопрофильный лицей» / Плешанова В.Ю./