Технологическая карта урока русского языка по теме Изменение глаголов по временам (3 класс)


Урок русского языка в 3 «А» классе по теме «Изменение глаголов по временам»
Автор:
Мальцева Людмила Николаевна
учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №21 г.Болотное
УМК Перспектива
Тип урока Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель Деятельностная цель: . Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. Образовательная цель: Обучать изменять и различать глаголы по временам; закрепить правописание слов с изученными орфограмами , морфологический разбор имени существительного.
Планируемые
результаты Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Основные понятия Склонение, название падежей, вопросы к падежам, глагол, время глагола ;Ресурсы:
- основные
-дополнительные Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина Русский язык учебник для 3-го класса. Часть II
- тетрадь
- проектор, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы, смайлики, тетрадь, карточки с алгоритмом выполнения задания;
- презентация Power Point
Организация
пространства Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах;
Ход урока
Этап урока и его цели Деятельность
учащихся Деятельность
учителя Содержание урока
Планируемые
результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Учащиеся вписывают по памяти буквы в те фигуры в которых они были написаны. Организует быстрое включение учащихся в
урок. Мотивирует к учебной деятельности.
-Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня у нас необычный урок. Это урок-открытие нового.
 - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
 
Запись даты урока. Сегодня 1 марта.
-О чём вам говорит это?
(Наступает весна-это время года)
Она нам поможет провести урок.
Минутка чистописания
ВвВесна идёт, весне дорогу !Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
- организовать актуализацию умений;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Проговаривают ответы.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Организует актуализацию умений определять склонение существительных, записывать правильное окончание;
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. 1.Индивидуальная работа(7-10)
На доске записаны предложения. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их.)
-Подчеркнуть главные члены. – Выделить глаголы.
Запись на доске:
Закончилась з•ма.
(По) з•мле в•сна движется.(Про) б•ется в•да и отожмет лё• от б•р•гов.
Отожмёт-отодвинет
Морфологический разбор сущ.с предлогом.(по вариантам)
Рисуют смайлик
2. Фронтальный обзор знаний (подводящий диалог). (2'-3')
– Над какой большой темой мы работаем?(– Мы работаем над темой “Глагол”)– Что мы уже знаем о глаголе?(– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.– Глагол в предложении бывает сказуемым.– Глагол изменяется по числам).Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:

1.Постановка учебной проблемы.
– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?(– Нет, наверно, он еще как-то изменяется).– Сформулируйте вопрос к уроку.(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)
Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме ставит большой знак вопроса с записанным на нем вопросом к уроку.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
– Предположите, как еще может изменяться глагол.(– По родам, по падежам, по временам …)
Все варианты мнений учитель записывает на доске.
– Попробуем устно изменить глагол “ПИСАТЬ” по падежам.(- И.п. кто? что? писатьР.п. кого? чего? писатьД.п. кому? чему? писатьВывод: по вопросам падежей глагол не изменяется).Учитель стирает запись “по падежам”.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цели:
- организовать
постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят
цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует
постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. Исследование (работа в группах). (15')
1). – Чтобы проверить другие мнения, проведем исследование: как еще могут изменяться
глаголы.
Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.
Какую проблему ставим?
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке
(Регулятивные УУД)
V. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задание на карточках.
Проговаривают тему урока.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует групповую работу.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока
1. «Сами найдём способ»
А) Работа в парах. План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) светит.(Что … ?) Цветут кисти черемухи.Вывод: действие происходит ……. момент речи.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег.(Что … ?) Прилетели птицы.Вывод: действие происходит …… момента речи.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, (что … ?) зацветут яблони.Вывод: действие происходит …… момента речи.
2). Дети читают план работы, работают в парах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
3). Отчёт
I столбик “В момент речи”
II столбик “До момента речи”
III столбик “После момента речи”
Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.
4). Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.
5)Работа с учебником: стр.59
-Чтение правила:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им
(Коммуникативные УУД).
VI. Первичное закрепление.
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Физкультминутка
– Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.VIII. Включение в систему знаний
Цели:
- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Выполняют задание, проговаривая новые понятия.
Выполняют задание под руководством учителя в тетради. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в творительном падеже с опорой на правило. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-выписывают глаголы из строк стихотворения по столбикам –временам.
-Ребята, оцените свою работу.
(Рисуют смайлик)

Под музыку проводится комплекс упражнений на формирование осанки. (Здоровьесберегающие технологии)
Прочитайте предложения.
Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.
-Можно ли записать такой текст сегодня? Почему?
-Что надо сделать?
( результат фиксируют смайлом)
У кого всё правильно?
У кого есть ошибки?
В каком месте ошибки?
В чём причина?
Исправьте ошибки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.
VII. Самостоятельная творческая работа с самопроверкой
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать взаимопроверку с последующей оценкой результатов;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют взаимопроверку . Фиксируют результаты.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку .Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. «Оживи текст» Весна.
Весна. Весёлая капель. Звонкие ручьи. Деревья. Перелётные птицы.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку. Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Какую цель ставили? Достигли цели?
Какая тема урока была?
Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение, сможем ли мы изменить смайлик на полях и решить эту орфографическую задачу. (Дети вписывают правильные окончания, рядом рисуют смайлик «знаю»).

Д.з.Стр. 59 правило,упр108,
Р.Т.упр 92-по выбору
Спасибо за урок. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)