Конспекту урока обществознания в 9 классе по теме: Право и имущественные отношения


Тема : Право и имущественные отношения
Класс: 9Б
Цель: познакомить обучающихся с особенностями гражданского права как одной из отраслей права
Задачи:
Образовательная: охарактеризовать особенности гражданского права, реализующего имущественные права и личные неимущественные отношения, научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.
Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач по гражданскому праву.
Воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
Образовательные ресурсы: 1. Учебник 2. Раздаточный материал для обучающихся 3. Гражданский Кодекс РФ. 4.Схемы 5. Сборник проверочных работ (Королькова Е.С. Обществознание 9 класс: экспресс-диагностика)
Ключевые понятия: гражданское право, имущественные отношения, личные неимущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.
Ход урока.1.Орг.момент
2.Проверка д/з
Беседа по вопросам:
Дайте определение понятию Конституция
Назовите дату принятия действующей Конституции РФ
Что такое правовой статус человека?
Что значит быть гражданином России сегодня?
Назовите основные виды прав человека, которые зафиксированы в Конституции РФ 1993 г. Приведите примеры.
Назовите ряд обязанностей граждан, которые закреплены в Конституции
3. Актуализация знаний. Изучение нового материала.
Люди в процессе жизни покупают товары, дарят, продают, передают вещи на хранение, т.е. вступают друг с другом в отношения по поводу какого-либо имущества или вещи. Эти отношения реализуются правом и называются имущественными отношениями. Имущественные отношения – это правоотношения по поводу какого-либо имущества или вещи (записать в тетради). Гражданское право реализует имущественные и личные неимущественные отношения. Основным источником гражданского права является гражданский кодекс РФ.
Давайте вспомним какие отрасли права вам известны ? (трудовое, уголовное, административное, образовательное, финансовое и т.д.).
А зачем же право реализует имущественные отношения? (Учитель зачитывает ситуацию) Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, книги и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи. Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок. А вот студентка института Оля. Зимой она ходит в осенней куртке. Месяц назад Оля купила новую красивую дубленку и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, дубленки на вешалке не оказалось. Теперь Оля не оставляет нигде даже куртку. А это – дядя Витя. Два года он своими руками собирал мотоцикл, мечтал на дачу летом ездить, а вчера вычел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у дяди Вити теперь кто-то живет.
Ребята, хорошо жить в таком городе? А вам хотелось бы жить там? Почему? (Ответы учеников)
Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственность. Кто такой собственник?
Собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на что-либо (записать в тетради).
Право собственности включает в себя три полномочия: - владение; - пользование; - распоряжение.
Право собственности на имущество возникает по-разному.
Право собственности возникает у того, кто купил или сделал что-то для себя. Например, - бабушка связала свитер; - художник написал картину; - семья купила квартиру.
Прекращается ПС- бабушка продала свитер - художник подарил картину своему другу - семья продала дачу.
А еще в каких случаях право собственности прекращается?
Прежде чем говорить о том, что такое сделки и договора, мы рассмотрим следующие понятия: Правоспособность – способность лица иметь права и обязанности.
Дееспособность – способность лица осуществлять права и обязанности. Дееспособность несовершеннолетних
А) с 6 – 14 лет: мелкие бытовые сделки.
Б) с 14 – 18 лет: сделки с письменного согласия родителей. Без согласия родителей – распоряжение своим заработком, стипендией, осуществлением авторских прав на произведения науки, искусства. Эмансипация несовершеннолетних – с 16 лет.
Участников гражданских правоотношений еще называют субъектами. (Схема – на доске) СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА- это человек, который имеет имя, место жительства, правоспособность и дееспособность
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – это организации, у них есть свое собственное имущество, оно несет ответственность по своим долгам
С какого времени возникает правоспособность у физических и юридических лиц? (У физических лиц – с момента рождения, у юридических – с момента регистрации)
2) Большинство гражданских правоотношений возникает в результате сделок. (Самостоятельная работа с учебником: самостоятельно читают с.99-100, и выписывают в тетрадь определения)
Сделка – действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. (завещание, доверенность).
Договор – сделка, в которой принимают участие несколько лиц.
4. Первичное закрепление изученного.
В чем вы увидели разницу между сделкой и договором?
Какие виды договоров предусмотрены законом? Назовем отдельные виды. Составим схему.
1996440124459Договор
0Договор

4619625273051001082040344805
375285017780100448627522161500274129518415000160528011747500
4539615614045524573520447032156406807201977390690245786765509270-2286090170
Как вы думаете, что предусмотрено правом, если одна из сторон нарушает сделку или договор? (Штраф, возмещение убытков).
Все конфликты, связанные с имущественными отношениями разрешаются в суде, если стороны сами нес могли разрешить спор. К примеру, если кто-то незаконно завладел имуществом, к нему может быть предъявлен иск. Его представляет собственник, чтобы истребовать свое имущество.
Иск – это требование лица в судебном порядке защитить нарушенные права
В качестве закрепления полученных знаний ребятам предлагается выполнить тестовые задания. (6 вариантов)
5. Подведение итогов занятия. Инструктаж о д\з.
Имущественные отношения распространены в нашей жизни. Люди часто заключают договоры или участвуют в сделках. Поэтому необходимо знать особенности правоспособности и дееспособности лиц, а также условия, при которых сделка может стать недействительной.
Домашнее задание: П.12, Вопросы 1-4 (письменно)