Конспект урока Право и имущественные отношения


КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ПРАВО И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Учитель: Белорукова Е.В.
Дата проведения урока: 16.12.2016 г.
Цели урока:
Обучающая: Познакомить учащихся с некоторыми особенностями гражданского законодательства РФ, реализующего имущественные права и личные неимущественные отношения, научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.
Развивающая: Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач по гражданскому праву.
Воспитывающая: Воспитание уважения к праву.
Оборудование: 1) Лист с терминами
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ
СДЕЛКА
ДОГОВОР
2)
Документы «Недействительность сделок»
карточки с задачами по гражданскому праву
тестовые задания
Ход урока
Организационный момент.
Формулировка темы урока.
I) Давайте с вами вспомним отрасли права.Какая отрасль права регулирует имущественные отношения?
(Ответ – Гражданское право)
Сообщение учителем цели урока
Сегодня мы будем работать по следующему ПЛАНУ (план – на доске):
Что реализует Гражданское право?
Сделки и договора. Правоспособность и дееспособность лица.
Как можно защитить свои имущественные права?
Люди в процессе жизни покупают товары, дарят, продают, передают вещи на хранение, т.е. вступают друг с другом в отношения по поводу какого-либо имущества или вещи. Эти отношения реализуются правом и называются имущественными отношениями.
Имущественные отношения – это правоотношения по поводу какого-либо имущества или вещи (записать в тетради).
Гражданское право реализует имущественные и личные неимущественные отношения. Основным источником гражданского права является гражданский кодекс РФ (записать в тетради).
А зачем же право реализует имущественные отношения?
(Учитель зачитывает ситуацию)
Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, книги и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.
Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.
А вот студентка института Оля. Зимой она ходит в осенней куртке. Месяц назад Оля купила новую красивую дубленку и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, дубленки на вешалке не оказалось. Теперь Оля не оставляет нигде даже куртку.
А это – дядя Витя. Два года он своими руками собирал мотоцикл, мечтал на дачу летом ездить, а вчера вычел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у дяди Вити теперь кто-то живет.
Ребята, хорошо жить в таком городе? А вам хотелось бы жить там? Почему? (Ответы учеников)
Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственность.
Кто такой собственник?
Собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на что-либо (записать в тетради).
Право собственности включает в себя три полномочия:
владение;
пользование;
распоряжение.
Право собственности на имущество возникает по-разному. Право собственности возникает у того, кто купил или сделал что-то для себя.
Например,
бабушка связала свитер;
художник написал картину;
семья купила дачу.

бабушка продала свитер
художник подарил картину своему другу
семья продала дачу.
А еще в каких случаях право собственности прекращается?
II) Прежде чем говорить о том, что такое сделки и договора, мы рассмотрим следующие понятия:
1) Правоспособность – способность лица иметь права и обязанности.
Дееспособность – способность лица осуществлять права и обязанности.
Дееспособность несовершеннолетних
А) с 6 – 14 лет: мелкие бытовые сделки.
Б) с 14 – 18 лет: сделки с письменного согласия родителей. Без согласия родителей – распоряжение своим заработком, стипендией, осуществлением авторских прав на произведения науки, искусства.
Эмансипация несовершеннолетних – с 16 лет.
Участников гражданских правоотношений еще называют субъектами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – люди, имеющие местожительство - правоспособность и дееспособность

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – организации, у которых есть собственное имущество, адрес, счет в банке и они несут ответственность по своим долгам

(Схема – на доске)
С какого времени возникает правоспособность у физических и юридических лиц?
(У физических лиц – с момента рождения, у юридических – с момента регистрации)2) Большинство гражданских правоотношений возникает в результате сделок.
(Самостоятельная работа с учебником: самостоятельно читают 2-й и 3-й абзацы на стр.242 и выписывают в тетрадь определения)
Сделка – действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Договор – сделка, в которой принимают участие несколько лиц.
В чем вы увидели разницу между сделкой и договором?
Как вы думаете, что предусмотрено правом, если одна из сторон нарушает сделку или договор? (Штраф, возмещение убытков).
На основании ГК РФ рассмотрим вопрос, в каких случаях сделки признаются недействительными.
(Раздаточный материал из ГК РФ «Недействительность сделок»)
(Учащиеся сами знакомятся со статьями ГК РФ о недействительности сделок – 3-4 мин.)
3) Работа в парах. Решение задач «Действительность или недействительность сделок».
А) 14-летний мальчик на заработанные во время каникул деньги купил кассеты с мультфильмами
Б) 18-летний юноша без согласия родителей подарил свою куртку мальчику-беженцу.
В) 10-летняя девочка Таня продает драгоценности из маминой шкатулки г-ну Петрову, который платит за них деньги и уходит
Г) Г-н Сидоров покупает у г-на Иванова картину Васнецова за большие деньги. Дома он обнаруживает, что это подделка.
Д) 18-летний Игорь продает квартиру, оставшуюся от бабушки, г-ну Копейкину.
4) Договора
ВИДЫ ДОГОВОРОВ


Аренды
Дарения
Купли-продажи
Страхования
Хранения
Проката
Подряда
Возмездного оказания услуг
Перевозки

(Схема – на доске)
(Ребята самостоятельно приводят виды договоров, а учитель корректирует их ответы)
1) Карточки с заданиями: Определить к какому виду договоров относятся следующие юридические факты (Из рабочей тетради А.Ф. Никитина «Право и политика»).
2) Тестовые задания по гражданскому праву (взяты из реальных вариантов ОГЭ по обществознанию 2016 года).
В реальной жизни имущественные и личные неимущественные права нарушаются.
(III пункт плана урока учащиеся изучают самостоятельно и отвечают на вопросы учителя: стр. 243 – 244 учебника)
Итог урока
Имущественные отношения распространены в нашей жизни. Люди часто заключают договоры или участвуют в сделках. Поэтому необходимо знать особенности правоспособности и дееспособности лиц, а также условия, при которых сделка может стать недействительной.
Рефлексия
Что нового узнали?
Чему научились на уроке?
Домашнее задание: параграф 36, вопросы после параграфа.
КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Потребитель и его права»
Учитель: Белорукова Е.В.
Дата проведения урока: 21.12.2016 г.
Цель урока:
Сформировать на уроке новое понятие – потребитель.
Обеспечить усвоение учащимися прав потребителя.
Научить защищать права и интересы потребителя законным образом.
Задачи урока
образовательная
-познакомить учащихся с понятием потребитель, основными правами потребителей;
-показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей
развивающая
-продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.
воспитательная
-способствовать формированию правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; владения грамотными способами защиты прав потребителей
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала
Технологии и методы: ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая фронтальная, анализ правовых документов, анализ правовых ситуаций, самооценка.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Потребитель и его права», учебник А.И.Кравченко. Обществознание. 9 класс
Ход урока:
I. Организационный момент
Сообщение темы, цели (3 мин)
(Слайд 1)
II. Переход к изучению новой темы (3 мин)
II.Актуализация материала прошлого урока:
- Что такое право? - Что регулирует гражданское право? - Для чего необходимо
регулировать имущественные отношения? - Кто может стать участником
имущественных отношений? -
Что такое собственность? - Что такое сделка, договор? - Какие виды сделок и
договоров вы знаете? - Что необходимо знать, заключая договор?
III. Изучение нового материала:
План:
1. Потребитель и его права. Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что право
регулирует различные сферы жизни. В том числе правовые нормы
распространяются и на сферу потребления.
Тема нашего урока: «Потребитель и его права» (слайд 1)
Цели урока (слайд 2)
- Кто же такой потребитель? Попробуйте сформулировать сами это определение. Работа с понятием в учебнике, с 102.
Итак, потребитель - гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли
(слайд 3)
Исполнитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие
услуги потребителям по возмездному договору. С изготовителями, исполнителями, продавцами мы как потребители сталкиваемся в своей повседневной жизни. И, обладая суверенитетом, то есть независимостью в выборе товаров, услуг, мы часто сталкиваемся с давлением на нас продавцов, изготовителей. Всеми правдами и неправдами (тщательно изучая потребности потребителя, скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя) продавцы стараются заманить его в свои «сети». Таков рынок!
- Сообщение учащегося о способах воздействия рынка на нас как потребителей.
- Действительно, выбирать и покупать товары, пользоваться услугами исполнителей не так просто, как кажется. Специалисты считают, что покупка должна быть осознанной и продуманной. -_Что это значит, как вы думаете? (надо сравнить цены на аналогичный товар в разных магазинах, проверить его качество, получить полный объем информации о нем).- Попробуйте определить положительные и отрицательные стороны покупки товаров в следующих местах:А) в супермаркете; Б) в магазине с традиционным обслуживанием; В) на вещевом рынке.
Учитель: -В свих размышлениях мы выяснили, что ограничивает суверенитет
потребителя. - Что же это, давайте сформулируем.
1. непрофессионализм потребителя;
3.чаще всего потребитель юридически безграмотен;
4. активное использование рекламы (слайд 4)
Таким образом, суверенитет, благополучие человека как потребителя,
зависит от его с собственного грамотного поведения, от существующих на рынке
обычаев, от действующих законов. В первую очередь потребителю нужно знать - что?
Свои права.
В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей (слайд 5)
Гражданский кодекс РФ
Закон «О рекламе»
Закон «О сертификации»
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года [слайд № 6].
Ребята, проведем экспресс-опрос: кто из вас не знал, что такой закон в России есть? А кто изучал текст закона? (учащиеся поднимают руки).Принято выделять следующие основные права потребителей:(учащиеся коллективно под руководством учителя работают с раздаточным материалом)
1) право на выбор - суверенитет потребителя, то есть свободный выбор
потребителями видов и количества товаров и услуг
2) право на безопасность - товар или услуга при соблюдении правил
использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу
потребителя и окружающей среде;
3) право на информацию:
- потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре (услуге) и изготовителе (продавце);
- потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги;
4) право на качество:
срок службы - это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы - это право, а не обязанность изготовителя; если срок службыне установлен, то считается 10 лет;
- срок годности - период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);
- гарантийный срок - это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;
- товар ненадлежащего качества - несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;
- товар надлежащего качества - товар соответствует требованиям;
5) право на возмещение ущерба:
- материальный ущерб - денежные затраты потребителя;
- моральный вред - переживания, которые испытывал потребитель из-за нарушения его прав.
Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» - в условиях современной экономики знать меньше потребитель уже не может себе позволить
2.Защита прав потребителей.
Учитель: Итак, с азбукой потребителя мы познакомились. Но эти права нужно уметь защищать. - Каков механизм защиты наших прав как потребителей?
Существует три основных пути защиты (слайд 7)
Первый путь - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие
органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества товара или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю)В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.
Второй путь - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей.В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право:
- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);
- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;
- участвовать в контроле за применением регулируемых цен;
- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к
ответственности лиц,
виновных в нарушении прав потребителей;
- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.
Третий путь - обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам .В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство защищает . В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав. А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных жизненных ситуаций!
При этом необходимо помнить определенный алгоритм:
[слайд № 8 ]1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)
2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
Учащиеся переходят к работе с текстом закона и ситуациями - в группах -
разбор ситуаций, анализ соответствующих статей Закона, обсуждения результатов работы; оценивает, корректирует ответы эксперт из учащихся, который получил опережающее задание. Затем учитель обобщает данный вопрос, подводит
итоги урока: Сфера услуг - важная отрасль нашей экономики, но, к сожалению, ещё не достаточно развита. В жизни часто возникают проблемные ситуации.Важно понять, что если возникли проблемы в мастерской, в магазине, ателье, то доброжелательный тон и улыбка - это необходимое условие общения. Отстаивание своих прав и предъявление претензий ни в коем случае не должны сводиться к унижению продавца или исполнителя. Закон всегда на стороне потребителя, но если вам предлагается уладить конфликт самостоятельно, на приемлемых условиях, то лучше согласиться
Закрепление:
Кто такой потребитель? Какие права имеет потребитель? Что и кто
может помочь в защите наших прав как потребителей? Беседа по вопросам
практикума, с 105.
Домашнее задание
Изучить параграф 13; Группе уч-ся - составить памятку потребителя.
Другой группе - составить ситуации для проверки знания своих прав
как потребителей.
По желанию - составить претензии к исполнителям.
Приложение 1 - Ситуации.
Ольга увидела в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Ольга получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал Ольгу, так как он оказался ей совсем не к лицу. Какие права имеет в данном случае потребитель?
Гражданин Федотов купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт. Когда Федотов пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны. Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему.
Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды.
Докажите это.
Светлана Григорьевна купила сыну ботинки. Когда сын их надел, то оказалось, что ботинки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть ботинки в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, но ботинки подросток не носил, и сохранилась упаковка товара? Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец? Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды.
Докажите это.