Рабочая программа по учебной дисциплине Семейное право для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения



Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский политехнический колледж»



УТВЕРЖДАЮ
Директор
________К.В.Воякин
_____________20____г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Семейное право

«Профессиональный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 030912 « Право и организация социального обеспечения»












Самара, 2012


ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных, экономических и юридических дисциплин
Председатель ПЦК
_____________ Бондарева Е.В
Протокол №__
____________20___

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 030912 « Право и организация социального обеспечения»




Составитель: Перерва Елена Игоревна ., преподаватель ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж»

Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Бондарева Елена Васильевна , методист ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж»
Содержательная экспертиза: Комлева Елизавета Александровна, преподаватель ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж»

Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: ФИО, должность полное название ОУ СПО и/или ВПО

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 « Право и организации социального обеспечения» специальности, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «13» июля 2010 г. №770.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.


Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 030912 « Право и организация социального обеспечения» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.


СОДЕРЖАНИЕ


Название разделов
стр

1
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4

2
Структура и содержание учебной дисциплины
6

3
Условия реализации учебной дисциплины
7

4
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12






































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Семейное право

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации, подготовке и переподготовке специалистов в области социального обеспечения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональная учебная дисциплина профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Базовая часть.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять брачный договор и алиментное соглашение;
- оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- основные понятия и источники семейного права;
- содержание основных институтов семейного права.
Вариативная часть.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- оказывать правовую помощь в решении проблем детей , оставшихся без попечения родителей;
- применять нормативные правовые акты с участием иностранных граждан и лиц без гражданства;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- условия и порядок заключения брака;
- права и обязанности родителей и детей;
- алиментные обязательства членов семьи.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 030912 « Право и организация социального обеспечения» и овладению профессиональными компетенциями ( ПК):
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление ( назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий , назначение пособий, компенсаций, и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 2.2.Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру, психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.




2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
72

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
52

в том числе:


лабораторные занятия
не предусмотрено

практические занятия
20

контрольные работы
не предусмотрено

курсовая работа (проект)
не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)
20

в том числе:


Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено

выполнение индивидуальных заданий
10

внеаудиторная самостоятельная работа
10

Итоговая аттестация в форме
дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Семейное право


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Общая часть

24


Тема 1.1. Понятие, предмет и метод семейного права
Содержание учебного материала
6
2







Семейное право в системе юридических наук. История развития семейного права.
Определение понятия семейного права. Предмет семейного права: отношения, составляющие предмет семейного права. Метод семейного права: императивность и дозволительность.
Принципы семейного права: принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГС. Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины. Принцип равенства прав супругов в семье. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Принцип приоритета семейного воспитания детей. Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
Определение семьи. Типы семей. Социальные функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, регенеративная, образовательно-воспитательная, первоначального социального контроля, рекреативная, духовного общения, социально-статусная, психотерапевтическая.
Отграничение семейного права от гражданского права: общее и различие. Взаимодействие отраслей как соотношение общих и специальных норм.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
2



1.Характеристика принципов семейного права.




Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся
2



Составление таблиц для систематизации учебного материала по теме: Принципы семейного права




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы




1. Отграничение семейного права от гражданского права




2. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права



Тема 1.2. Система и источники семейного права
Содержание учебного материала
2



2


Система семейного права: общая и специальная части
Источники семейного права: Семейный кодекс и иные федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ как источник семейного права




Лабораторные работы

не предусмотрено
2

не предусмотрено
4



Практические занятия




2.Характеристика источника семейного права.




Контрольные работы





Самостоятельная работа обучающихся




Работа с источниками семейного права



Тема 1.3. Семейные правоотношения
Содержание учебного материала
4
3


Семейное правоотношение. Структура семейного правоотношения: субъекты, объекты и содержание.
Правоспособность и дееспособность в семейном праве: понятие, возникновение, содержание. Полная и частичная дееспособность.
Юридические факты в семейном праве: понятие, виды, значение.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
2



3.Решение практических ситуаций связанных с правоспособностью и дееспособностью в семейном праве.




Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа
не предусмотрено


Раздел 2. Особенная часть

48


Тема 2.1. Институт брака в России
Содержание учебного материала
2
3


Определение брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации брака.
Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические последствия прекращения брака.
Признание брака недействительным. Основания и юридические последствия признания брака недействительным.




Лабораторные работы
не предусмотрено
2



Практические занятия




4. Решение практических ситуаций, связанных с заключением, расторжением брака и признанием брака недействительным.




Контрольные работы
не предусмотрено
2



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы




1. Брачный договор как новый институт семейного права.




2. Брак и его юридическое значение.



Тема 2.2. Правовое положение супругов
Содержание учебного материала
2
3


Права и обязанности супругов. Личные неимуществен