Химико-биологический КВН интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 9-11 классов


Горловская общеобразовательная школа I-III ступеней № 49
Химико-биологический КВН
интеллектуально-развлекательная игра
для учащихся 9-11 классов
Учитель биологии и химии
Симонова М.Н.
Горловка-2017
Цель – развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся, навыки общения с партнерами по команде и соперниками, стремление к познанию, поиску, творчеству; формировать навыки соревнования, умения адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам; показать значение естественных наук в жизни человека.
Игру проводят двое ведущих. Играют две команды по 6 человек.
Ход игры.
Первый ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем химико-биологический КВН веселых, находчивых и умных.
Второй ведущий. Сегодня соревнуются команды химиков и биологов. Давайте их поприветствуем!
Первый ведущий. Команды, займите свои места! А сейчас я вам представлю жюри соревнований…
Протокол
№ п/п Конкурсы Название команды
Треугольник SOS
Приветствие: а) Эмблема с объяснением; б) Девиз команды; в) Приветствие команды; г) Приветствие жюри; д) Приветствие болельщиков. Разминка Конкурс капитанов. Упражнение «Гармония» Пантомима. Каждая команда выбирает карточку с явлением или понятием из химии или биологии и показывает его. Конкурс вопросов «Командная дуэль» Домашнее задание. Презентация команды SOS «Золотые россыпи свалок», Треугольник – «Производство отходов на дому» Итого Второй ведущий. Каждую команду поддерживают ее болельщики. Перед началом игры, позвольте мне, уважаемое жюри, выучить с болельщиками заповеди, как вести себя на КВН.
Заповеди:
Смеяться за себя и за того парня.
Болтун – находка для соперника.
Смех без причины – …
Первый ведущий. Первый конкурс – приветствие команд. Этот конкурс оценивается по пятибалльной системе. После конкурса жюри выставляет оценки в протокол.
Приветствие.
Приветствие команды SOS.
Сегодня вас рада приветствовать наша школьная команда SOS. Сейчас главная тема – экологические проблемы. Способствовать осуществлению мечты – природу береги и я, и ты. Без тебя – я бескрылая птица. Без тебя – я сухая криница. А вместе – мы сила!
Песня
Без природы жить никак нельзя.
Ни слону, ни даже маленькой улитке.
Сохранить природу мы должны,
А для этого нам надо постараться.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака.
Воздух, воды, почва будут здоровее.
Катастрофа отойдет и природа расцветет,
Ну а мы с тобою будем веселее.
Песня приветствия болельщикам
Как много девушек хороших
Собралось здесь сейчас вокруг,
Но мысль одна меня тревожит:
Поддержат SOS они, мой друг?
В игре не будет нам покоя,
И надо сильным духом быть,
Любовь болельщиц беспокойных,
Поможет выжить, победить.
Уважаемые болельщики, нам очень хочется верить, что после выступления нашей команды души ваши станут добрее, сердца – теплее, и вы навсегда запомните, что Земля не рабыня, а мать. Солнце не отчим, а родной отец. Леса и речки – наши сестры. Звери и птицы – наши братья. Мы на своей планете – мудрые хозяева.
Песня-приветствие жюри
Очи черные, очи жгучие,
О, жюри, о, жюри, о, могучие,
Пожалейте нас в этот трудный час.
Выступаем мы только в первый раз!
Мы справедливых ждем решений,
Единства взглядов, мыслей, мнений.
Вглядитесь зорче в лица наши –
Мы всех милей, умней и краше.
Приветствие команды Треугольник.
Капитан: Мы команда.
Вместе: Треугольник.
Капитан: Девиз нашей команды:
Вместе: Гореть самим, зажечь других.
Быть впереди – и точка.
Капитан: А треугольник – это замкнутая ломаная, состоящая…
Вместе: Из трех звеньев.
Капитан: Наши три звена: упорство, трудолюбие и умение доводить дело до конца. Это три кита, на которых держится жизнь. Такой треугольник – это путь к победе! Треугольнику…
Вместе: Гип-гип – ура! Гип-гип – ура! Ура! Ура! Ура!
Песня
Как здесь много эрудитов,
Негде яблоку упасть,
Трудно будет победить нам,
Не ударим лицом в грязь.
То урок, то перемена –
Надоел такой покой.
КВН – родной любимый,
Мы на век теперь с тобой.
Мы хотим ввязаться в бой,
Знаем мы, что КВН – игра.
И играть настала нам пора.
Будем ей все силы отдавать
И пятерки в баллах получать!
Ты суди-ряди, жюри-жюри,
Но только в нашу пользу.
Знаешь, верим мы в тебя,
Как химик в Н2О,
Знаешь, нам в команде быть,
В команде быть не просто,
Только мы хотим,
Чтоб нам немного повезло.
Разминка
В тридевятом царстве,
В известном государстве
Жили семь братьев и восемь сестер.
Каждая сестра имела по две дочки.
Четверо братьев – по два сыночка.
Что это за государство в химическом царстве?
(ПСХЭ Д.И. Менделеева)
Какое химическое соединение объединяет хоккей, фигурное катание и плавание?
(Вода)
Какой газ является основной причиной «парникового эффекта»?
(Углекислый газ)
Какие химические соединения являются причиной «озоновых дыр»?
(Фреоны)
Какая кислота накапливается в мышцах при интенсивной физической нагрузке?
(Молочная кислота)
Из какого металла изготавливают самые почетные олимпийские медали?
(Золото)
Без какого газа невозможен процесс фотосинтеза?
(Углекислый газ)
Недостаток какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы?
(Йод)
Какие оксиды являются причиной кислотных дождей?
(Оксиды серы и азота)
Химическое соединение, «строительный материал» растений.
(Целлюлоза, клетчатка)
Конкурс капитанов
Первый ведущий. Наши команды сегодня умные и веселые. Однако в каждой команде есть стержень. Кто из них победит в битве титанов. Итак, объявляется конкурс капитанов.
(См. Приложение 1)
Конкурс пантомимы
Второй ведущий. Команда, которая первой называет явление, получает дополнительно 3 балла. Артистизм команд оценивает жюри. Если команда не сможет ответить – болельщики могут помочь.
Первая карточка. Цветок для Дюймовочки.
Вторая карточка. Круговорот воды в природе.
Конкурс вопросов «Командная дуэль»
Первый ведущий. Объявляется «Командная дуэль» вопросов. Команды к барьеру.
В одной из своих книг писатель-фантаст Жуль Верн писал: «Доблесть, мужество, талант, острый ум, умение представлять все эти свойства человека обусловлены только кислородом». Опровергните или подтвердите эти слова.
«Не право о вещах те думают, которые стекло чтут ниже минералов приманчивым лучом, блистающим в глазах. Не меньше польза в нем, не меньше и краса. Пою перед тобой в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, но стеклу»
Назовите поэму и ее автора.
(М.В. Ломоносов. Поэма «Письмо о пользе стекла»)
О ком из известных химиков говорится в данном отрывке, кто автор этого стихотворения.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
(О Ломоносове М.В., А.Н. Некрасов)
В письме к Эйлеру М.В. Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное название «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Назовите открытие, сделанное М.В. Ломоносовым.
(Закон сохранения массы веществ)
Конкурс «Домашнее задание»
Второй ведущий. Конкурс «Домашнее задание» по теме «Значение естественных наук в природе». Презентация команды SOS «Золотые россыпи свалок», Треугольник – «Производство отходов на дому».
Конкурс болельщиков
Первый ведущий. Пока жюри подводит итоги, объявляется конкурс болельщиков – игра «15 шагов».
Ведущий отмеряет 15 шагов, участник игры должен пройти это расстояние и с каждым шагом назвать какой-нибудь химический элемент. Игру можно усложнить, если называть элементы по периодам или группам.
Жюри объявляет итоги.
Финальная песня команд
Город моей мечты
Не за горами, не за лесами,
Город моей мечты.
Там звери с добрыми глазами,
Там люди все добры,
Там речка чистая искрится,
Там зла и горя нет,
Там воздух чище, солнце ярче,
И людям дарит свет.
Город моей мечты.
Город моей мечты.
Он такой чистый и красивый
Город моей мечты.
Как же найти туда дорогу,
Осуществить мечты,
Чтобы повсюду вместо свалок
Вдруг расцвели цветы,
Чтоб родники звучали звонко,
В роще пел соловей,
Надо нам вместе потрудиться,
Взяться за дело скорей.
Примечание. Приложения 2, 3, 4 – дополнительный материалПриложение 1
Упражнение «Гармония»
Окружающая среда – легко ранимая система, в которой все части взаимосвязаны. Не будь какой-то части, не было бы жизни. Ознакомьтесь с предложенным текстом. Обратите внимание на контуры.

Сложите контуры вместе, чтобы образовалась новая фигура. Вы можете использовать ее как плакат, призывающий людей беречь природу. ПРОЯВИТЕ ТВОРЧЕСТВО!
Приложение 2
Не ошибись!
8-10 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет подряд (с небольшими паузами) один за другим различные элементы. Если элемент относится к металлам, играющие поднимают вверх руку, если не относится, не поднимают. Тот/,кто ошибется, выходит из игры.
Игра заканчивается , когда в шеренге остается 2-3 человека. Они объявляются победителями.
Можно предложить и другой, более сложный вариант этой игры, если названный элемент относится к металлам , играющие поднимают вверх правую руку, к неметаллам - левую, а если к амфотерным – обе руки.
Кто решит раньше?
В игре участвуют две-три команды, по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с примерами на составление формул возможных оксидов элементов(на листке может быть написано КО, СаО, РО и т.д. – надо написать соответствующие индексы). Для всех команд примеры должны быть одинаковыми. По сигналу ведущего бегут к столу по одному представителю от команды, каждый выбирает из своей стопки любой листок , решает пример письменно и кладет листок обратно. За ним бегут вторые игроки, потом третьи и т.д.
Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии , что все примеры решены правильно).
Знаете ли вы?
Элемент, о котором идет речь, располагается в VI группе периодической системы Д.И.Менделеева. Открыл его Д.Пристли, чьи опыты по обнаружению этого элемента через два года были подтверждены А.Лавуазье. Независимо от Д.Пристли он был обнаружен шведским ученым К.Шееле и естествоиспытателем Бейеном. (Кислород).Показывается вторая карточка , третья и т.д. (Карточки желательно иметь разного цвета).
Постарайся запомнить!
В эту игру, которую лучше всего проводить в зале, можно играть вдвоем, вчетвером и даже командами по 5-6 человек. Суть игры в том, кто больше запомнит названий химических элементов.
Ведущий предлагает выбрать элемент( лучше брать хорошо известные элементы) и записывает название его в блокнот. Второй учащийся должен повторить его название и прибавить к нему название другого элемента. «Натрий, магний» - говорить второй учащийся. «Натрий , магний, серебро», - не теряется третий. «Натрий, магний, серебро, медь» ,-продолжает четвертый .
Участники игры должны воспроизводить в такой последовательности названия всех перечисленных элементов и каждый раз пополнять ряд названиями других элементов. Сначала это не вызывает затруднений, но по мере увеличения ряда названий элементов все труднее и труднее запомнить названия предыдущих элементов. Ведущий записывает названия всех элементов, которыми дополняется ряд. Допустивший ошибку выбывает из игры. Если соревнуются две команды, то проигрывает та, из которой больше выбыло участников.

Приложение 3
Викторина «Экологические высказывания известных людей» (9-11 классы)
По очереди каждой команде предъявляются высказывания с пропущенными словами. В течении 15 секунд команда должна восстановить текст высказывания. Если ей это не удалось, то право ответа переходит к соперникам. Дополнительный балл можно заработать. Назвав автора высказывания.
1. «Как это получается, что вода, столь…,что без нее было бы невозможно жить, ценится так…,тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так…».Американский экономист …(Нужная, низко ,высоко, А.Смит.)
2. « Замена мыла детергентами не сделала нас…, чем мы бы были, но окружающую среду она сделала более..»Американский эколог…(Чище , грязной, Б.Коммонер.)
3 « Оценивать… только по стоимости ее материальных богатств- это всеравно, что оценивать…великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму»Российский натуралист, детский писатель…(Природу, полотна, Н.Сладкое.)
4. «.., как воздух и солнце, достояние всех и не может быть предметом…»
Великий русский писатель…
(Земля, собственности, Л.Толстой.)

Приложение 4
Загадки
Почему так много их в природе?
Дело в ненасытном углероде.
Отгадаем загадки.
1.Чтоб появится я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде…я везде
(Углекислый газ)
2. Обычно белый, как мука,
От йода я синею.
Но как боюсь я кипятка-
В нем сразу стану клеем!
(Крахмал)
3.Горю я синем пламенем,
Угаром угрожаю,
Когда совсем сгораю я,
Из печки улетаю.
(Угарный газ)
4. Такова моя природа..
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня…
(Стекло)
5. В горах далеких ШаолиньКопали глину- каолин,
Из этой глины с давних пор
В Китае делали…
(Фарфор)
6. Я –серый порошок,
Пока мой дом-мешок,
Но лишь напьюсь воды-
В момент окаменею я
(Цемент)
7. Окислитель, как отъявленный злодей,
Как пират, бандит, агрессор, Бармалей.
Отнимает электроны- и о’кейПотерпев урон, восстановитель
Восклицает: «Вот я. Помогите!
Электроны мне мои верните!»
Но никто ему не отвечает.
И тем более ущерб не возмещает.
Ану скорей, снимите шляпу,
Я- дочь космического папы.
И вездесуща, и легка-
Я лед, я пот, я- облака,
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан,
Когда я злюсь, то закипаю,
Когда мороз- я остываю
(Вода)
8. Вы со мной уже встречались-
Я- космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный представитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(Водород)
9. Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов,
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон
(Метилоранж)
10. В ряду левее водорода
Среди металлов нет урода:
Все растворимы в кислоте,
А те, что с краю,- и в воде.
Зато на правом фланге-«знать»,
Кислот в упор не хочет знать…
Но химик и на них управу
Найдет в последующих главах.
А теперь- отгадаем загадки
про индикаторы .
Смущает меня щелочная среда,
Краснею, но если вокруг кислота
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я-…
(фенолфталеин)
Ах, что же я поделаю с собой-
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею:
Я-…,и в кислотах я краснею.
(лакмус)
11. Для химии я вовсе не понятен,
Я никому не друг, я амфотерен.
И вас предупреждаю я заранее,
Что с кислотой борюсь, как основание,
Я растворяюсь также в щелочах..
Я богатырь: силен, широк в плечах.
Я не боюсь играть такую роль:
Кто б ни напал- я превращаюсь в соль.
Итак, реакции двойного обмена
идут до конца,
Если выделяется газ-
Это раз,
И получится вода-
Это два,
А еще- нерастворимый
Осаждается продукт…
«Есть осадок»,- говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик «правила обмена»
Не забудет никогда:
В результате непременно
Будет газ или вода,
Выпадает осадок-
Вот тогда порядок!