Урок окружающего мира в 3 классе по теме Условия жизни на Земле. Погода УМК Школа 21 века


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28»
г. БЕЛГОРОДА
Конспект конкурсного урока по окружающему миру
в 3 классе
«Условия жизни на земле. Погода»
выполнила:
Ежеченко Яна Вячеславовна,
учитель начальных классов
БЕЛГОРОД
2016
Конспект конкурсного урока
в 3 классе
«Условия жизни на земле. Погода»
Цель урока: дать понятие о том, что такое погода.
Задачи урока:
1. Дать элементарное понятие о погоде, выяснить от чего зависит погода, в ходе практической работы изготовить модель прибора для измерения температуры воздуха - термометр; дать представление о народных приметах и их связи с погодой сегодня
2. Создать условия для развития УУД:
Личностные УУД:
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
организовать работу по обобщению информации из учебника;
обучаться умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
формировать способность к саморазвитию, мотивацию к учению и познанию;
организовывать развитие индивидуально-личностных позиций, социальной компетентности, личностных качеств.
Метапредметные:
уметь получать информацию из практической деятельности;
быть толерантным к мнению одноклассников;
уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Предметные
знать что такое погода;
знать, из чего складывается погода;
изготовить модель термометра;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
обогащение словарного запаса.
Форма проведения: комбинированный урок
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа ( в парах, четверках и группах)
Оборудование:
Для детей: индивидуальные карточки «Календарь погоды», карточки для работы в парах «Дневник наблюдений», карточки для работы в группах

Для учителя: принадлежности для проведения опытов: колба для воды, воздушный шар, чайник с водой, подвеска для определения ветра, пулевизатор для получения радуги, термометры - комнатный, для измерения температуры тела

Конспект конкурсного урока
Время, мин. Элементы методической структуры занятия Содержание этапов занятия Педагогическая оценка*
Организационный этап -Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с таких слов:
Разыгралась непогода.
Солнце спрятала в карман.
Сдула шляпу с пешехода
Загремела в барабан.
Нас из лейки окатила.
Спичкой чиркнула тайком.
А потом глаза закрыла
Нам тумановым платком.
Потому что Непогоде
От рожденья – только год.
И она еще не ходит
В детский сад для Непогод.
Но пройдет всего полгода –
Поведут ее в Детсад
Там в послушную Погоду
Непогоду превратят! (И. Шевчук)
-Как вы думаете, о чем сегодня могла бы пойти речь на уроке? ( Речь могла бы пойти о погоде.) Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Я выслушала ваши предположения. А для того, чтобы точно узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, я предлагаю вам отгадать загадки.

- А что такое загадки и для чего они нам нужны? ( Ответы детей.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
Неизвестно, где живёт.Налетит — деревья гнёт.Засвистит — по речке дрожь.Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
 
Она приходит часто летом,
Когда земля теплом согрета:
Нещадно солнышко печёт
И зной по городу течёт,
И ветру рада детвора.
Все говорят: - Стоит ... (Жара)
Когда есть тепло,
То нет здесь его.
Тепло, как уйдёт,
Он сразу придёт.  (Холод)
Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой. (Солнце)
-Итак, как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? ( Мы будем говорить о погоде.)
- Правильно о погоде.
-Как вы думаете, что такое погода? ( Это ветер, снег, дождь, температура воздуха и т.д.).
-Какова цель нашего урока? ( Узнать, что такое погода).
-Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? ( Опытным (экспериментальным) путем узнать, что такое погода, из каких частей она состоит).
-Что можете сказать о погоде осенью?
-Постоянна ли она? (Она всегда меняется: с утра может быть солнечно, а вечером дождь.)
-А какой сейчас месяц года? ( Октябрь)
-Какому времени года принадлежит этот месяц? ( Осени).
(Работа с экологическим панно и по группам с сенсорными крестами)
-Вы все верно сказали. Сентябрь - осенний месяц. Однако, я предлагаю вам не обидеть и другие месяцы года.
Пусть второй ряд работает с панно и распределит месяцы года на нем по порядку. ( Даны названия месяцев, дети работают группой и распределяют месяцы года по панно).
Первый ряд соберется и распределит месяцы, указывая стрелочками времена года, к которым относятся месяцы.
А третий ряд - запишет названия месяцев в таблицу по временам года.
(Выполнение работы детьми).
- Вы отлично поработали, а теперь я предлагаю вам проверить работы наших групп.
Пусть 1 ряд проверит работу группы у панно, группа, работавшая у панно, (2 ряд) проверит записи 3-го ряда, а 3 ряд проверит записи 1 ряда.
-Что вы можете сказать о работах групп? ( Дети оценивают верность выполнения задания).
- Возвращайтесь на места. Я предлагаю продолжить работу в группах и уточнить осенние приметы, определив их достоверность в соответствии с нашим сегодняшним днем.
-Подойдите, пожалуйста, к нашим сенсорным крестам, чтобы выполнить эту работу.
1 группа
Много ягод рябины - к дождливой осени и холодной зиме. (Много ли рябины на деревьях? Какая будет осень? А зима?)2 группа
Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит. ( Какой был сентябрь? О чем говорит эта примета?)3 группа
Облака редкие - будет ясно и холодно. ( Какие облака сегодня? О чем говорит эта примета?)-Как вы думаете, для чего мы знакомимся с народными приметами, ведь сейчас можно узнать погоду и без них? ( Потому что в них содержится народная мудрость, можно сравнить: какая информация содержится в примете, а что происходит на самом деле.)
Актуализация знаний
-Итак, о чем мы говорим сегодня? ( Говорим о погоде)
-А как вы думаете, из каких составляющих складывается погода? ( Погода состоит из: солнечного света, температуры воздуха, атмосферного давления, ветра и т.д.)
- А для того, чтобы узнать, правы ли мы или нет, я предлагаю вам на время отправиться в лабораторию погоды.
-Итак, я - главный лаборант, а вы - мои помощники.
-Как вы думаете, что такое лаборатория погоды? ( То место, где она создается.)
- А для чего мы отправляемся в лабораторию погоды? ( Чтобы узнать что-то новое).
-Какие правила работы в лаборатории существуют? ( Соблюдать технику безопасности)
-Я предлагаю вам поработать в паре. Наблюдая эксперименты, записывать выводы в свой «Дневник наблюдений».
Итак, опыт 1.
-Я беру воздушный шарик, который наполняю воздухом. И пробую опустить его в воду. Как вы думаете, что может произойти? (Шарик не утонет.)
-А теперь смотрим. ( Опускаю шарик в воду и видим, что он всплывает)
-Как вы думаете, что не дает шарику утонуть? ( Давление воздуха)
-Это один из компонентов погоды.
Опыт 2.
- А теперь я предлагаю вам посмотреть на наши полоски. Что с ними происходит? Почему? ( Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)
-А что же такое вымещение одного вида воздуха другим? ( Ветер)
-Так какая же следующая составляющая погоды? (Ветер - еще одна составляющая погоды.)
Опыт 3.
-А теперь я предлагаю вам увидеть обыкновенное чудо. Смотрите внимательно: произвожу интенсивные брызги из пулевизатора. ( Появляется радуга).
-Почему так происходит, объясните. ( Потому что солнечный свет, проходя через воду, раскладывает ее на спектр).
-Какой следующий компонент погоды? (Солнечный свет, солнце - это следующий компонент погоды.)
Опыт 4.
-И еще одно обыкновенное чудо. Берем горячий чайник с водой и наливаем ее в банку. Готовы, смотрите внимательно. Что происходит? ( Вода превращается в пар).
-Верно. Образовалось облако.
-Как вы думаете, какой следующий компонент погоды? ( Вода)
-Вода – это тоже составляющая погоды.
- Итак, мои помощники. Вы знаете, что в любой лаборатории делаются выводы.
- Какие же выводы мы можем сделать на основе наших наблюдений?
-Обменяйтесь своим «Дневником наблюдений с соседями и проверьте правильность записей. ( Работа в четверках.)
- Я предлагаю вам оценить работу ваших соседей: если у вас все выводы совпали, то сигнализировать мне об этом условным знаком, а если остались сомнения-то мы вам поможем.
-Из каких «частей» состоит погода, зачитайте свой «Дневник наблюдений»?
(Погода состоит из солнечного света, воды, воздуха, атмосферного давления)
-Верно. Выводы абсолютно правильные.
-Для чего мы сейчас наблюдали за экспериментами? ( Чтобы понять из каких частей состоит погода). 4. Физминутка под музыку с переменой местами -Вы немного устали, и я предлагаю вам заняться нашей зарядкой.
-А для чего мы выполняем зарядку? ( Чтобы быть здоровыми, сильными и т.д.)
5. Первичное усвоение новых знаний Работа с учебником
-Откройте учебник на странице 30. Прочитайте текст. -Что такое погода? ( Ответы детей)
- Из каких составляющих она образуется? ( Ответы детей)
- Какой вывод написан в учебнике, зачитайте.
-А к какому выводу пришли вы в ходе наблюдений над экспериментами? ( К тому же самому) 6. Первичная проверка понимания -Давайте продолжим работу с учебником.
Работа с учебником с 31.
-Людям каких профессий, прежде всего, необходимы знания о погоде? Почему? (Предположения детей. Обсуждение.)7. Первичное закрепление Практическая работа
-Мы сегодня говорим о погоде.
-А как вы думаете, какой главный прибор для нас, чтобы узнать о погоде за окном? ( Термометр)
-Какие виды термометров вы знаете? ( Термометр для воды, комнатный, для измерения температуры тела.)
Создание проблемной ситуации
-Как вы думаете, можно ли комнатным термометром измерить температуру воды? ( Предположения детей).
Разрешение проблемной ситуации в ходе эксперимента.
Опыт 5.
Опустим термометр в воду и понаблюдаем за его шкалой. Что можно увидеть? ( Шкала пошла вверх).
- К какому выводу мы пришли? ( Да, комнатным термометром можно измерить температуру воды).
-Какой следующий компонент погоды? ( Температура воздуха).
-Молодцы! А теперь я предлагаю вам изготовить свой собственный термометр. А для чего мы его изготавливаем? ( Ответы детей).
-Из каких частей он состоит? ( Из шкалы и подкрашенного спирта).
-Что такое шкала термометра? ( Это показатель температуры воздуха).
-Как вы знаете, у любого прибора есть шкала. У термометра она необычная. Она делит его на две части. А в середине этого прибора-0 градусов. Как говорят люди: «Ноль градусов» - ни лето, ни зима».
Под нулем - отрицательные температуры. А выше нуля - положительные.
- Как вы думаете, когда у нас бывают положительные температуры? ( Летом, весной, осенью).
А когда отрицательные? ( Зимой, осенью, весной).
Изготовление термометра
-Вы отлично справились с заданием. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - Как вы думаете, что такое «Календарь погоды»? ( Это дневник погоды).
-Для чего он нам нужен? ( Чтобы вести наблюдения за погодой).
- Я предлагаю вам дома изучить знаки, с помощью которых можно записать погодные условия. (Учебник стр. 32) и понаблюдать за погодой в особом «Календаре погоды».
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Наш урок я бы хотела закончить такими строками:
Какая завтра
Погода –
Ответит людям
Природа.
Стелется утром
Туман по воде –
Значит, будет
Погожий день.
Если ж висит
Пеленой сплошною –
Значит, гулять
Не пойдём с тобою.
Солнце заходит
В красные тучи –
Скоро примчится
Ветер могучий.
Радуга встала
Над нашим краем –
Завтра погоду
Мы ожидаем.
Веточка
С дерева
Тихо слетела –
Жди, скоро дождик
Возьмётся за дело.
Голуби воркуют –
День хороший
Чуют.
На деревьях
Паутинка –
Утро будет, что картинка.
Прячется в гнездо
Сорока –
Хмурый дождик
Недалёко.
Лукша В.
(Перевод с белорусского Кошель П.)
- Какова же была цель нашего сегодняшнего урока? ( Выяснить, что такое погода.)
- Как вы считаете, достигли ли мы с вами этой цели и с помощью чего нам это удалось/ не удалось? (Удалось в ходе наблюдения за выполнением опытов, работой с учебником, народными приметами.)
-Из каких составляющих складывается погода? (Погода: ветер, солнечный свет, воздух, давление воздуха)
-Какие задачи мы ставили на сегодняшнем уроке? (В ходе наблюдения за экспериментами прийти к выводам о том, из каких частей состоит погода).
- Справились ли мы с ними? ( Ответы детей)
-А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы (Презентация)
Я научился…
Было интересно…
Мне захотелось…
Теперь я могу…
Я попробую…
-Я благодарна вам за сегодняшний урок. Молодцы. Спасибо. Использованные источники
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 и 2 / 3-е изд., дораб. / Виноградова Н.Ф. Калинова Г.С. – Москва: Вентана-Граф, 2012, 320 с.