Статья РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИКУМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ


В.В.Доронина
Россия, г. Челябинск,
МОУ Полетаевская СОШ
uwikii@gmail.comРОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРАКТИКУМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Каждый из нас понимает, насколько важна задача формирования экологической культуры у детей и подростков. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчишки и девчонки ответственно относиться к проблемам экологии, будут ли рассматривать ее как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, совершенствовать мир вокруг себя и совершенствоваться самим, во многом зависит будущее нашего общества.
В настоящее время решение этой воспитательной задачи - одно из важных направлений деятельности школы.
Однако для того, чтобы решить задачу воспитания культуры экологии, недостаточно просто обозначить актуальность и значимость такой задачи. Необходима большая серьезная работа, связанная с разработкой методологии и методики направления, форм и моделей воспитания, способов их интеграции в повседневную жизнь образовательного учреждения, определение критериев эффективности работы. Но не только. Нужно определить самое главное: какая концепция экологической культуры будет положена в основу воспитания? Какое понимание экологической культуры мы будем формировать у подростков? Экология как состояние, когда «все чисто» или экологическая культура как условие для того, чтобы стать счастливым и сделать счастливыми других?
В условиях современного образования и новых стандартов велика роль интеграции знаний из разных областей науки. Большую роль в экологическом воспитании школьников могут сыграть интегрированные практикумы. Интегрированные практикумы являются стимуляторами мыслительной деятельности обучающихся, расширяют и углубляют их научное мировоззрение. Они учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
В своей работе при реализации интегрированного практикума активно использую метод кейсов, который позволяет реализовать компетентностный подход. Английское слово «кейс» переводится как «папка», «чемодан», в то же время «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация». Перед выполнением практикума учащимся предлагается изучить информационный кейс, связанный с темой практической работы. Он поможет им выполнить исследование, сформулировать правильные выводы, выявить связь данной темы со знаниями из других предметов.
Информационный кейс
Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека. В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Получение сведений о своей рабочей среде – необходимое условие ее изменения, улучшения.
Показатели санитарно-гигиенического состояния помещения
Размеры помещения. Внутренняя отделка и оформление помещения. Микроклимат закрытого помещения. Это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности. Концентрация вредных примесей в воздухе помещения не должна превышать среднесуточной ПДК для атмосферного воздуха. Вентиляционный режим. Естественное и искусственное освещение.
Таблица 1
Оптимальные параметры микроклимата во всех типах
учебных и дошкольных помещений с использованием ПЭВМ СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
Температура,град. СОтносительнаявлажность, % Абсолютная влажность,г/м3 Скорость движения воздуха, м/с19 62 10 < 0,1
20 58 10 < 0,1
21 55 10 < 0,1
Таблица 2
Шум и здоровье человека
Источник акустического воздействия Уровень звука, дБ Реакция организма на длительное акустичекое воздейтвие
Шум листвы, прибоя 20 Успокаивает
Средней силы звуке в квартире, в классе 40 Гигиеническая норма
Шум внутри здания, расположенного на магистрали 60 Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль
Телевизор 70 Поезд в метро и на железной дороге 80 Кричащий человек 80 Мотоцикл 90 Дизельный грузовик 90 Летящий реактивный самолёт на высоте 300м 95 Постепенное ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетённость, возбуждённость, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония
Шум на текстильной фабрике 110 Звук плеера 114 Вызывает звуковое опьянение, наподобие алкогольного, нарушает сон, психическое здоровье, ведёт к глухоте
Ткацкий станок 120 Отбойный молоток 120 Реактивный двигатель
(при взлёте на расстоянии 25м) 140-150 Шум на дискотеке 175 Таблица 3
Предельно допустимые уровни (ПДУ) шума в помещениях жилых, общественных зданий и территорий застройки
Помещения или территории Время, чПДУ, дБ
Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, чпасльные помещения в детских дошкольных учреждениях 7-23
23-7 55
45
Площадки отдыха на территории микрорайонов групп жилых домов, домов отдыха и пансионатов, площадки детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений - 60
Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, читальные залы библиотек - 55
Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, домов отдыха, пансионатов, детских дошкольных учреждений и других учебных заведений 7-23
23-7 70
60
Торговые залы магазинов, пассажирские залы аэропортов и вокзалов, приёмные пункты предприятий бытового обслуживания - 75
Таблица 4
Нормы освещённости
Школы, средние и высшие учебные заведения
Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории 500Лк (вертикальная на середине доски)
300Лк (горизонтальная на столах и партах)
Кабинеты и комнаты преподавателей 200 Лк
Спортзалы 200 Лк
Рекреации 150 Лк
Проблема: люди разных профессий на рабочем месте испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов: шум, высокая или низкая температура, высокая влажность, низкая освещённость, сильный ветер и т.д.
В школе вы тоже находитесь на рабочем месте. Насколько ваше рабочее место в классе безопасно и соответствует санитарным нормам?
Практическая работа «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты»
Цель: определить с помощью приборов санитарно-гигиенические характеристики помещения, оценить безопасность данной среды для здоровья учащихся.
Оборудование: приборы термогигрометр «ТКА-ПКМ» и шумомер «CENTЕR 321», люксметр «ТКА-Люкс».
Ход работы:
Определите параметры микроклимата с помощью термогигрометра «ТКА-ПКМ»
Включите прибор. Определите Относительную влажность,%
Переключите прибор в режим измерения температуры. Определите температуру в помещении, С⁰.
Результаты занесите в таблицу. Сравните с нормами СанПиН 2.2/2.4.1340-03.
Сделайте вывод.
Определите уровень шума с помощью шумомера CENTЕR 321
Нажмите зелёную кнопку включения.
Расположите прибор рядом с измеряемым объектом. Определите уровень шума с закрытыми и открытыми окнами.
Похлопайте, потопайте, покричите (создайте атмосферу перемены). Измерьте уровень шума.
Все результаты занесите в таблицу.
Сделайте вывод.
III.Определите уровень освещённости с помощью люксметра «ТКА-Люкс»
Расположите фотометрическую головку прибора параллельно плоскости измеряемого объекта.
2)Для измерения освещённости кладём фотометрическую головку на плоскость.
Встаём так, чтобы наша тень не падала на измерительный прибор.
4)Определяем значение в Лк. Сравните полученный результат с нормой.
Таблица 5
Результаты исследования
Исследу-емое помеще-ние Темпе-ратура, С ◦ Относит.влажность, % Уровень шума, Дб Уровень
освещенности, Лк
С закрытыми окнами С открытыми окнами На перемене
На парте (столе)
На середине доски
Ауд.№ Вывод:____________________________________________________________
Задание: Оцените все санитарно-гигиенические характеристики помещения. Предложите рекомендации по здоровьесбережению при обучении в данном помещение.На мой взгляд, очень важно, как можно полнее использовать возможности, предоставляемые учителю программой каждого учебного курса, для формирования экологической культуры школьников. А реализация задач экологического образования должна лежать на пути глубокой интеграции знаний.