Обобщение опыта по теме Формирование гражданской позиции на уроках истории и обществознания в основной школе

Перспективы и проблемы в преподавании исторических курсов. Патриотическое воспитание.

Совсем недавно в Лондоне прошли олимпийские игры, летом универсиада в Казани, несколько дней назад закончился чемпионат мира по легкой атлетике. Давайте вернемся в те теплые летние дни.
1-11 слайд
Показ слайдов. Летние олимпийские игры.

Мы следили за соревнованиями , переживали за нашу команду, гордились ее достижениями, были недовольны поражениями. Это понятно, мы патриоты своей страны.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства.
История как учебный предмет всегда выполняла в обществе две важнейшие функции. Она обеспечивала преемственность в развитии общества, связь подрастающего поколения с традициями данного общества и служила мощным средством формирования национальной и общественной идентичности.
Одной из целей изучения истории является воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
22 июля 2011 г. состоялось выступление Президента России Д.А.Медведева на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию в г.Владимире.
В своем выступлении Д.А.Медведев выделил три исторических юбилея, ставших поводом для провозглашения 2012 года Годом российской истории:
1150 –летие зарождения российской государственности,
200-летие победы России в Отечественной войне 1812 г.
150-летие со дня рождения П.А.Столыпина.
Это первое в истории современной России масштабное обращение властей к национальному прошлому.
Политизация истории- явление, существующее издавна. Это влияние политического запроса, социального заказа, общественной конъюнктуры на деятельность профессиональных историков.
Политизация истории объективно неизбежна. В качестве классического примера можно назвать создание летописей, исторических летописей, исторических хроник, в которых скрыто или явно присутствует политический заказ.
Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России.
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.
Патриотическое воспитание школьников   это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию:
12-18 слайд
деятельность школьного музея;
разработка и реализация социально-значимых проектов;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками военных действий
проведение социальных акций “Ветеран живёт рядом”, “Обелиск”;
встречи с воинами-интернационалистами
проведение военно-спортивных игр “Зарница”,
тимуровское движение;
историко-краеведческая работа, посещение музеев
проведение внеклассных мероприятий на патриотическую тему: классные часы, вечера, просмотр военно-патриотических фильмов, спортивные мероприятия.

Но существуют проблемы в сфере патриотического воспитания:
снижение жизненного уровня, которое привело к расслоению общества;
подверженность влиянию западных культурных ценностей;
обострение национального вопроса,
утрата толерантности,
перерастание патриотизма в национализм;
незнание своих корней;
разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде;
недостаточно адекватное понимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.
У выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы:
активная жизненная позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовность служить Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.

Мне хотелось отметить  необходимость патриотического воспитания у современных школьников. В наше сложное время, период рыночной экономики, конкуренции, необходимо научить ребят любить свою Родину, помнить свои корни, ценить и приумножать тот духовный опыт, который был передан нам отцами и дедами.

19 слайд
 
15