Урок по экологии «Роль экологических сказок в экологическом воспитании младших школьников»

Министерство образования Российской Федерации
Комитет по вопросам образования администрации г. Березники
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 28








Роль экологических сказок в

экологическом воспитании младших школьников



Работу выполнила: Пестова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №28,
1 квалификационной категории












г. Березники, 2013



Содержание


Введение..2
1.1. Актуальность проблемы.2
1.2. Цели и задачи работы.2
Методы и формы экологического воспитания2 - 5
2.1 Экологическая сказка «Дракон в железных латах»..5 - 8
3. Заключение..8
4. Список литературы8
5. Приложения.9 - 13








































1. Введение

Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов.
2013 год – это год окружающей среды. И это не случайно.
Человек – часть природы и не может существовать без неё. Однако в последнее время он стал очень неразумно относиться к природе – своему дому. Огромное количество вредных промышленных отходов вызывает сильное загрязнение воздуха,  воды, почвы, гибель многих растений и животных, распространение различных заболеваний у людей и животных. Тем более что если мы возьмем наш город, то экологическая обстановка в нашем городе оставляет быть лучше.

1.1. Актуальность проблемы

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Проанализировав, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.

1.2. Цель работы
Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.
В данной работе решаются следующие задачи:
расширение экологических представлений школьников, формируемых во внеурочной деятельности;
практическая деятельность учащихся по изучению окружающей среды.

Методы и формы экологического воспитания

В своей работе я использую педагогические методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, исследовательский. А еще и специальные:
1. Метод художественной репрезентации природных объектов заключается в актуализации образов мира природы средствами искусства.
2. Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, в обстоятельства в которых он находиться.
3. Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью того или иного природного объекта..
4. Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации анализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы.
5. Метод экологических экспектаций заключается в педагогической актуализации эмоционально насыщенных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.
6. Метод экологической заботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов.
Формы работы – это:
Экскурсии;
Экскурсия форма организации учебно-воспитательного процесса, которая предусматривает проведение наблюдений в естественно или искусственно созданных условиях с целью развития познавательной активности младшего школьника. Экскурсии проводятся в лес, парк, сквер, луг, на водоём, поле, зоопарк, музей.
Например: Путешествие в осень. Разведка осенних примет. Звери наших лесов (городской музей). Письма на снегу. Экскурсия в краеведческую библиотеку, «Идет красавица весна, идет и будит всех от сна».
Экологические конкурсы, викторины, праздники, игры;
Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. Так, экологические викторины, конкурсы для младших школьников дает возможность в более доступной форме получить новые знания об окружающей обстановке.
Например: Экологическая игра «Что? Где? Когда?», игра «Мы друзья природы» (правила друзей природы), своя игра «4 царства», игра «Цветочные дорожки», конкурс на лучшую экологическую листовку «Наш дом – планета Земля»
Экологические газеты;
Дети группой изготовляют (вырезают или приклеивают) экологические газеты.
Например: Редкие животные, заповеди юных экологов.
Экологические акции, проекты;
Акция – это ряд действий, актов, предпринимаемых для достижения какой-либо цели. Цель всех экологических акций важна и благородна: сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждения, особенно в крупных городах, заставить всех землян задуматься о грозящей катастрофе, пагубности подрыва разумного равновесия между производственно-экономической деятельностью человека и биосферой.
Дни акций дают повод и для того, чтобы учитель вместе со школьниками занялся сбором экологической информации по своему городу, подготовкой рефератов на природоохранные темы.
Например: Животные в истории моей семьи, эко-проект «С новосельем птицы!», акция «Комнатные растения», эко-проект «Вот он хлебушко душистый», операция «Помогите птицам зимой», развешивание и изготовление кормушек
Правиловедческие занятия;
Например: Лучше вдыхать аромат розы, чем аромат никотина, красная книга – сигнал тревоги, мы выбираем здоровье,
Экологические сказки.
Именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. К тому же экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.
Вот почему мне больше всего нравиться проводить и ставить с ребятами экологические сказки.
Представляю экологическую сказку «Дракон в железных латах», которая затрагивает проблемы окружающей среды города Березники
В городе очень плохая экология. В числе проблем – загрязнение атмосферного воздуха, в частности, содержание в нем загрязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций в результате увеличения выработки продукции и роста потребления топлива. Другая проблема – состояние реки Камы и других, водных объектов, страдающих в результате превышения промышленными предприятиями установленных нормативов сброса загрязняющих веществ
Поэтому теме экологии мы сейчас уделяем очень серьезное внимание.

3. Разработка внеклассного занятия по экологии.

Тема занятия: Экологическая сказка «Дракон в железных латах»
Цель: познакомить с экологическими проблемами города Березники; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных) в предметной области «Экология»;
Оборудование: фонограмма взбадривающей музыки, макет дома, завода, костюмы для героев сказки.
Ход занятия:
Звучит взбадриваюшая музыка, выпрыгивают две лягушки.
Лягушка № 1: Лягушки проснулись в зеленой постели,
Лягущка № 2: На солнце взглянули и хором запели:
Вместе: Квакая хорошая нынче погода,
Еще не бывало синей небосвода!
Квакая высокая нынче трава,
Квак много ромашек повсюду – кваква!
Учитель: Услышав лягушек, поющих у речки,
Нахмурился дед, что сидел на крылечке.
Он тихо вздохнул и подумал: «Ну вот!
Лягушки поют – значит, дождик пойдет!»
Начинается дождь (дети имитируют звуки дождя). Вдруг дед замечает изменения на своей одежде.
Дед: Что же это такое – глазам своим не верю – рубаха - то была новенькая, вся расшита золотыми цветами да птицами, а тут стала старой и как решето: вся в мелких дырочках. Вот это дождик. Без волос останешься! Что же это твориться! Кто же это хулиганит!
На шум и возгласы деда выходят два сына: добрый сын Иван и нагловатый Колян.
Колян: Ты чего шумишь батяня! С утра спать не даешь!
Иван: Что случилось батенька?
Дед: Случилось, ой случилось! Вот рубаха - то как решето стала. А все дождь!
Колян: И из – за этого весь сыр бор? На тебе пачку денег (дает деньги). Здесь на три рубашки и один костюм тройку!
Иван: Постой! Ты говоришь, дождь. Да что же это за дождь такой.
Дед: Вот и я думаю, не простой это дождь, а волшебный. Уж не Чудо ли юдо заморское хулиганит, или дракон многоголовый напускает злые чары?
Старик пытается направить сыновей набраться уму – разуму.
Колян: Цыц! Я сказал быть по - моему! Отправляйтесь в путь дорожку набирайтесь уму разуму. Разузнайте, что за волшебный едкий дождь. А вернетесь, решу, кому свое наследство передать.
Иван: Как батюшка решит, так и будет!
Отправляются братья в дорогу. Приходят на поляну, располагаются. Иван засыпает
Колян: А я поем! Что это мы тут по дороге насобирали?
На поляне появляется ежик.
Еж: Здравствуй, Колюшка! Что ты кушаешь?
Колян: Грыбы..
Еж: Ой. Грибы я тоже люблю!
Колян: Я сказал, грыбы отседова!
Еж: А где ты их собрал?
Колян: Вон там у «Ависмы». Они такие ровненькие, ладненькие.
Еж: Не ешь их, Колюшка, беда будет.
Колян: Ага, я их выброшу, а ты тут как тут, заберешь и был таков.
Колян съедает грибы и ему становиться плохо
Еж: Говорил я тебе, говорил. И так средняя продолжительность жизни человека в нашем городе 57 лет, а ты ее еще укорачиваешь.
Колян: Ох, озяб я, озяб. Ага, спички, коробок – получился костерок.
Колян разжигает костер (разбрасывает красные лоскутки), искры разлетаются, начинается пожар.
Еж: Говорил я тебе, говорил – беду накличешь, а беда не приходит одна. На поляне появляются животные: лягушка, ворона. Они будят Ивана. Тот справляется с огнем.
Иван: Это проделки Чуда – Юда, сгубить нас решил, огнем спалить, рубаха –то на мне чуть не сгорела.
Звери шепчут про Коляна.
Иван: Так ты с Чудом Юдом заодно!
Колян оправдывается, просит прощения у животных и у Ивана, обещает исправиться.
Колян: Ох! Нелегкая это работа – спасать животных из пожара!
Иван: Но нужная, согласись Колян.
Колян: Да я бы сейчас искупался. А вон и речка.
Иван приглашает животных с собой. Все идут к речке. Только пытаются воити в воду, появляется щука.
Щука: Не купайтесь в реке, братцы молодцы, не пейте ее воды, худо будет.
Колян: А что это за речка – то?
Щука: Да Кама!
Иван: Неужто так опасно?
Шука: Сброс стоков в течении нескольких лет, практически без чистки, привел к сильному загрязнению речной воды. На дне реки – многолетние отложении тяжелых металлов. Значительно превышена концентрация железа, марганца, цинка, никеля. Видите, какой я стала: худая, больная да беззубая.
Иван: Видно не сладко живется рыбам в реке.
Жаба: Да и нам, земноводным, несладко живется. А я все думала: Белое море, холодная водичка, искупнешься – красота! И ездит далеко не надо – все под боком. Ну и вышло боком. Оказалось, это шламонакопитель, куда сбрасывают жидкие отходы «Сода», «Ависма». Дорогое это удовольствие: за сброс тонны анилина выплачивается штраф 1 миллиард рублей. Прорыв дамбы, отделяющей «Белое море» от Камы может привести к экологической катастрофе нескольких регионов России.
Иван: Что же делать? Как найти настоящего дракона? Как до него добраться?
Щука: Раньше я могла исполнять разные желания людей, стоило только сказать «По щучьему велению..». А теперь не знаю, получиться ли?

Иван отворачивается и говорит «По щучьему велению», все оказываются перед заводом.
Животные: Ой, дракон! Да какой большой! В железных латахВорона: Знакомый дракон, нанюхалась вдоволь, тут пролетая: 533 источника выбросов в атмосферу!
Жаба: Не сможете ли вы, братья, одолеть этого дракона, потому что сделали его люди. И вот дымит он ядами оттого, что в топках горит уголь или нефть. В них обязательно есть сера, которая с дымом попадает в тучи, в них получается едкая серная кислота – вот тебе и ядовитый дождик.
Иван: Получается, что виноваты в бедах людских и природных
Все: Сами люди!
Появляется дед.
Дед: Пока еще не поздно, примите, дети мои, заветы старшего поколения!
В руках у деда плакаты, которые дед читает и передает детям.
1 плакат: Хорошо знать тех, с кем ты рядом живешь, заботиться о них, любить их и всегда помогать им. (Поднимают плакат «Знать»)
2 плакат: Запомни: ты человек хозяин природы. Ты поступишь как настоящий хозяин, как настоящий человек, если будешь любить свой зеленый дом. (Поднимают плакат «Любить»)
3 плакат: Сохранить все накопленное природой богатство Животного и растительного мира. (Поднимают плакат «Сохранить»)
Учитель: Но мы не сидим, сложа руки. В городе на природоохранные цели израсходованы миллиарды. В производство вводятся новые установки по улавливанию и обезвреживанию вредных газов. 40% от стоимости заводов составляют биологические очистные сооружения. Будьте друзьями нашей природы, берегите ее и охраняйте!

4. Заключение

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности
его характера, воли, нравственного облика.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Я думаю, что после постановок таких сказок, мои дети будут любить и понимать природу. Сказки ложь, да в них намек человечеству урок.

5. Список литературы

Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М., ТЦ Сфера, 2008.
Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. - М., Детская литература, 2000.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития.- Ярославль, 1998.
Ушакова М.М. Экологические сказки как средство воспитания экологической этики. – Нижний Новгород, 2009
Хрестоматия для школы. Сказки, стихи, рассказы о животных.- М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006.








Приложения

Экологическая сказка «Дракон в железных латах»